Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:35, реферат
Цель данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции и систему мер по защите от нее.
Задачи данной работы:
1. дать определение понятию «несовершенная конкуренция»;
2. рассмотреть формы несовершенной конкуренции;
3. показать какие существую методы добросовестной и недобросовестной конкуренции;
4. изучить виды несовершенной конкуренции;
5. определить цель несовершенной конкуренции;
6. рассмотреть основные черты несовершенной конкуренции;
7. изучить способы защиты от недобросовестных конкурентных действий
Введение
1 Недобросовестная конкуренция: понятие, сущность
2 Способы пресечения недобросовестной конкуренции
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию и науке
Российской Федерации
Уральский Финансово Юридический институт
Юридический
факультет
Реферат
По дисциплине: «Антимонопольное право»
По
теме: «Недобросовестная конкуренция
и ее формы»
Выполнил: студент группы Ю-2708
Кулматова Ю. У.
Проверил: К.э.н., доцент
Пахнев
Н. В.
Екатеринбург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Недобросовестная конкуренция: понятие, сущность
2 Способы пресечения недобросовестной конкуренции
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела разнообразные формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулирования конкуренции. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами не рыночных методов борьбы.
Следовательно, эффективная защита от недобросовестной конкуренции -- основа для работы рыночной экономики, что одновременно требует обобщения опыта борьбы с недобросовестной конкуренцией и навыков применения такой борьбы.
Цель данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции и систему мер по защите от нее.
Задачи данной работы:
1. дать определение
понятию «несовершенная
2. рассмотреть
формы несовершенной
3. показать какие
существую методы
4. изучить виды несовершенной конкуренции;
5. определить
цель несовершенной
6. рассмотреть основные черты несовершенной конкуренции;
7. изучить способы
защиты от недобросовестных
8. дать краткую
характеристику каждому из
1 НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.
Основными методами добросовестной конкуренции являются:
- повышение качества продукции
- снижение цен ("война цен")
- реклама
- развитие до- и послепродажного обслуживания
- создание новых
товаров и услуг с
Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:
Основными методами являются:
- экономический (промышленный шпионаж)
- подделка продукции конкурентов
- подкуп и шантаж
- обман потребителей
- махинации с деловой отчетностью
- валютные махинации
- сокрытие дефектов и т.д.
К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.
Недобросовестная конкуренция -- нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.
Ст. 4 Федерального
закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите
конкуренции" трактует это понятие
как: любые действия хозяйствующих
субъектов (группы лиц), которые направлены
на получение преимуществ при
осуществлении
Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это
· распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
· некорректное
сравнение хозяйствующим
· продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
· получение, использование,
разглашение научно-
Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.
В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.
Также к недобросовестной конкуренции часто относят так называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев -- судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft.
Спектр деятельности,
которую можно назвать
– все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
– ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
– использование
в ходе коммерческой деятельности указаний
или обозначений, которые вводят
потребителя в заблуждение
Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:
1) подкуп покупателей
конкурентов, направленный на
то, чтобы привлечь их в качестве
клиентов и сохранить на
2) выяснение
производственных или
3) неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
4) побуждение
служащих конкурента к
5) угроза конкурентам
исками о нарушении патентов
или товарных знаков, если это
делается недобросовестно и с
целью противодействия
6) бойкотирование
торговли другой фирмы для
противодействия или
7) демпинг, т.е.
продажа своих товаров ниже
стоимости с намерением
8) создание впечатления,
что потребителю
9) намеренное
копирование товаров, услуг,
10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
11) выпуск рекламы,
в которой проводится
12) нарушение
правовых положений, не
Традиционно выделяют
две модели регулирования рыночной
конкуренцией: американскую и европейскую.
В американской модели законодательство,
направленное на запрет монополий, включает
ряд норм о недобросовестной конкуренции.
В европейской модели законодательство,
обеспечивающее контроль над монополиями
и направленное на борьбу со злоупотреблениями
монополистического характера, сосуществует
с законодательством о
Для России правовое регулирование недобросовестной конкуренции является достаточно новым. Поскольку проблема не была разработана, каждый понимал под понятием недобросовестной конкуренции что-то индивидуальное и свое. Первые законодательные определения недобросовестной конкуренции в России содержались в Законе РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» (п. 9 ст. 2) и в действовавших на территории РФ Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (п. 3 ст. 5).
Понятие недобросовестной
конкуренции появилось в
С принятием
Конституции Российской Федерации
в 1993 г. запрещение недобросовестной конкуренции
получило закрепление на конституционном
уровне. Статья 8 Конституции закрепляет
свободу экономической
Цель недобросовестной конкуренции -- остановить конкурента, помешать ему получить преимущество запрещенными методами или точнее, почти запрещенными, так как законом часто не упоминаются, не перечисляются многие методы обеспечения превосходства.
К основным чертам
недобросовестной конкуренции (поведения
предпринимателей) следует относить стремление
добиться успеха в соперничестве не за
счет своих собственных достижений, а
путем незаконного использования либо
результатов деятельности конкурента,
либо каких-либо мер воздействия, как непосредственно
на фирму-конкурента, так и на окружающую
среду, чаще всего ложными или вводящими
в заблуждение утверждениями.