Методы государственного регулирования банкротства российских предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы определить сущность и процедуры банкротства предприятия.
В соответствии с заданной целью сформулированы задачи исследования:
- выявить сущность финансовой несостоятельности;
- описать критерии и существующие методики оценки финансовой несостоятельности предприятия;
- изучить способы предотвращения банкротства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Понятие, виды и причины банкротства…………………....................................5
1.2 Процедура банкротства, его предупреждение…………....................................8
1.3 Государственное регулирование банкротства…………………………………14
Глава 2. Практическая часть
2.1 Характеристика ООО «Вологодский станкозавод»…………………………17
2.2 Оценка потенциального банкротства ООО «Вологодский станкозавод»….20
Заключение…………………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.01 Кб (Скачать)

 Финансовое  оздоровление - процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком выплат. Основное назначение данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет.[4]

 Инициаторами  введения в отношении предприятия должника процедуры финансового оздоровления могут быть:

 Предприятие должник на основании решения своих учредителей (участников) или органа, уполномоченного собственником имущества должника, если должником является государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения; третьи лица.

 Ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. Без согласия собрания кредиторов и  лиц, предоставивших обеспечение для  исполнения должником обязательств перед кредиторами, предприятие-должник  не вправе принимать решение о  своей реорганизации. Ряд действий органы управления предприятия-должника должны согласовывать с административным управляющим.

 Не  позднее, чем за месяц до истечения  установленного срока финансового  оздоровления предприятие-должник  обязано представить административному  управляющему отчет о результатах  проведения финансового оздоровления, к которому прилагаются следующие  документы:

 а) баланс должника на последнюю отчетную дату;

 б) отчет  о прибылях и убытках должника;

 в) документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

 Арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов  проведения финансового оздоровления вправе вынести определение о  введении внешнего управления в случае:

 * установления  реальной возможности восстановления  платежеспособности должника;

 * подачи  в арбитражный суд ходатайства  собрания кредиторов о переходе  к внешнему управлению;

 * проведения  собрания кредиторов, на котором  было принято решение об обращении  в арбитражный суд с ходатайством  о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного  производства.

 Совокупный  срок финансового оздоровления и  внешнего управления не может превышать  два года. В случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

 Внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности. Инициатором введения внешнего управления выступает собрание кредиторов, на основании решения которого арбитражный суд вводит данную процедуру, а также утверждает внешнего управляющего. В рамках внешнего управления предусматриваются следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника:

 - увеличение уставного капитала предприятия за счет взносов участников и третьих лиц;

 - размещение дополнительных обыкновенных акций предприятия;

 - замещение активов предприятия.

 Предельный  срок внешнего управления не может  превышать полутора лет. В некоторых  случаях срок внешнего управления может  быть продлен еще на шесть месяцев. С момента введения внешнего управления:

 * прекращаются  полномочия руководителя предприятия-должника, управление делами предприятия  возлагается на внешнего управляющего;

 * внешний  управляющий вправе издать приказ  об увольнении руководителя предприятия-должника  или предложить ему перейти  на другую работу в порядке  и на условиях, которые установлены  трудовым законодательством;

 * отменяются  ранее принятые меры по обеспечению  требований кредиторов; аресты на  имущество должника и иные  ограничения должника в части  распоряжения принадлежащим ему  имуществом могут быть наложены  исключительно в рамках процесса  о банкротстве;

 * вводится  мораторий на удовлетворение  требований кредиторов по денежным  обязательствам и об уплате  обязательных платежей (за исключением  случаев, предусмотренных законом).

 Конкурсное  производство процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Эта процедура проводится уже после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Предусмотрен срок проведения конкурсного производства, который составляет один год, но он может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, на шесть месяцев. Арбитражный суд при принятии решения о признании должника банкротом утверждает конкурсного управляющего.

 Законом предусмотрена возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению. Конкурсный управляющий  обязан опубликовать сведения о признании  должника банкротом и открытии конкурсного  производства не позднее чем через 10 дней с даты своего утверждения. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления оценки конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе, составляет конкурсную массу. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагаются:

 а) документы, подтверждающие продажу имущества  должника;

 б) реестр требований кредиторов с указанием  размера погашенных требований кредиторов;

 в) документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

 После рассмотрения арбитражным судом  отчета конкурсного управляющего о  результатах проведения конкурсного  производства арбитражный суд выносит  определение о завершении конкурсного  производства.

 Конкурсный  управляющий в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение, которое является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в орган, осуществляющий регистрацию. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. С даты внесения записи о ликвидации предприятия-должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

 Мировое соглашение процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между предприятием-должником и кредиторами. Должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, будь то стадия наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов.

 Мировое соглашение вступает в силу с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается. Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедуры банкротства является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственное регулирование отношений несостоятельности. 

 Несостоятельность (банкротство) предприятия, говоря юридическим  языком, представляет собой его неспособность  удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая  неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением  обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. С точки  зрения экономики, под несостоятельностью (банкротством) предприятия мы понимаем его нерентабельность, что зачастую продиктовано непрофессионализмом  и негибкостью менеджмента данной структуры.

 В Российской Федерации существует Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Он определяет условия  и порядок объявления предприятия  несостоятельным должником и  осуществления конкурсного производства, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов. Закон создает  правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных  процедур экономически нецелесообразно  или они не дали положительного результата.

 В соответствии с Законом  в отношении должника применяются следующие  процедуры:

 — реорганизационные;

 — ликвидационные;

 — мировое  соглашение.

 Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника, финансовое оздоровление, наблюдение и санацию.

 К ликвидационным процедурам относятся:

 — принудительная ликвидация предприятия-должника по решению  арбитражного суда;

 — добровольная ликвидация несостоятельного предприятия  под контролем кредиторов.

 Ликвидация  предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства. Поучительно рассмотреть опыт других стран в этой области.

 Законодательство  о банкротстве (несостоятельности) в странах, в которых развитие экономики основано на конкуренции  и непрерывных структурных изменениях, нацелено на воспитание дисциплины и  соблюдение правил делового финансового  оборота, а также предназначено  содействию реструктуризации неэффективных  предприятий либо цивилизованному  их выводу с рынка.

 Система законов о банкротстве устанавливает  в обязательном порядке единые критерии неплатежеспособности фирмы, регламентирует порядок регистрации банкротства  и процедуры, предполагающие одновременное  рассмотрение обязательств компании-должника по отношению ко всем заинтересованным сторонам. Тем самым существование  общегосударственных стандартов, норм и процедур исключает возможность  конструирования каких-то особых условий  расчета с тем или иным участником. В связи с этим можно констатировать, что законодательство о банкротстве  задает определенные стандарты в  сфере обеспечения прав собственности  в случае неплатежеспособности фирмы.

 Однако  следует заметить, что реализация процедур банкротства неизбежно  влечет потери для кредиторов, должника, государства, поскольку возможности  использования банкротства для  реформирования бизнеса предприятий  и смены неэффективных собственников  весьма ограничены; его основное назначение - ликвидировать неэффективные производства, перераспределить нерационально используемые активы, снизить хозяйственные риски  в экономике.

 Опыт  развитых зарубежных стран не позволяет  однозначно утверждать, что регулирование  несостоятельности должно строиться  исходя из приоритета обеспечения интересов  только кредиторов [2].

 Задачи, решаемые при помощи законов о  банкротстве в странах с рыночной экономикой, вполне конкретны.

 Самой важной из них является максимальное использование существующих возможностей «спасения» предприятия или его  частей, которые посредством процедуры  банкротства могут быть восстановлены, чтобы в последующем внести свой вклад в экономику страны. В то же время государство поддерживает защиту активов предприятия-должника в интересах кредиторов и распределение этих активов в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов. Закон определяет порядок возврата долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов и (или) в виде акций реорганизованного действующего хозяйствующего субъекта, либо использование отсрочки или сокращения долга этого субъекта в случае имеющейся возможности восстановления его платежеспособности (мировое соглашение). И, наконец, законодательно обеспечен механизм рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок.

Информация о работе Методы государственного регулирования банкротства российских предприятий