Механизмы антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:38, контрольная работа

Описание работы

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления. Внимание, как правило, акцентируют не на "лечении" кризиса, а на мерах по его недопущению и механизме банкротства. Поскольку на достижение этой цели направлена вся управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно.

Работа содержит 1 файл

антикризиска.docx

— 29.59 Кб (Скачать)

Введение

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления. Внимание, как правило, акцентируют не на "лечении" кризиса, а на мерах по его недопущению  и механизме банкротства. Поскольку  на достижение этой цели направлена вся  управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно. Создается впечатление, что единственным обоснованием существования  термина являются правительственные  постановления, создавшие институт антикризисных управляющих: антикризисное  управление - это то, чем занимаются антикризисные управляющие.Однако, анализируя опыт реорганизации предприятий, почерпнутый в ходе консультационной деятельности, можно прийти к выводу, что антикризисное управление может  и должно обрести свою "нишу" в управленческой теории и практике. Необходимо лишь корректно определить его отличие от управления в обычном  режиме. Путь к этому, лежит через  уточнение понятия "кризис предприятия".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механизмы антикризисного управления

В условиях, когда предприятие  состоятельно, нормально функционирует  на рынке, имеет положительные экономические  и финансовые результаты, антикризисное  управление должно быть нацелено на профилактику (предотвращение) кризисных явлений. Антикризисное управление - это целый  комплекс взаимосвязанных мероприятий  от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. Антикризисное  управление базируется на некоторых  принципах, которые и отличают антикризисное  управление от обычного.

К числу основных принципов  организации антикризисного управления предприятием относятся:

Постоянная готовность к  возможному нарушению финансового  равновесия организации. Финансовое равновесие организации очень изменчиво  в динамике.

Ранняя диагностика кризисных  явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение  кризиса на предприятии несет  угрозу самому существованию предприятия  и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность  возникновения кризиса должна диагностироваться  на самых ранних стадиях с целью  своевременного использования возможностей ее нейтрализации.

Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся  кризисное явление не только имеет  тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и  порождает новые сопутствующие  ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные  механизмы, тем большими возможностями  к восстановлению будет располагать  предприятие.

Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства  в подавляющей своей части  связана с финансовыми затратами  или потерями. При этом уровень  этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).

Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с  угрозой банкротства предприятие  должно рассчитывать исключительно  на внутренние финансовые возможности.

Выбор эффективных форм санации  организации. Если масштабы кризиса  не позволяют выйти из него за счет внутренних ресурсов, организация должна прибегнуть к механизмам внешней  санации.

В общем случае политика антикризисного управления заключается  в разработке системы методов  предварительной диагностики угрозы банкротства и "включении" механизмов финансового оздоровления организации, обеспечивающих ее выход из кризисного состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Антикризисный маркетинг

Маркетинг занимает одно из центральных мест в антикризисном  управлении. Успешное преодоление кризиса  организацией немыслимо без грамотного антикризисного маркетинга. Стратегия  организации, ее ценовая политика, объемы производства и выпуска продукции, расширение ассортимента – это лишь малая часть применения маркетинга. В период кризиса, когда так важно  разработать эффективную антикризисную  стратегию, большое внимание принадлежит  маркетинговым исследованиям как  средству диагностики рыночных возможностей и позиций организации, ее сильных  и слабых сторон, а также исследования возможностей и угроз со стороны  рынка. В связи с этим необходимо четко представлять сущность антикризисного маркетинга, его роль в управлении организацией. 
В последнее время эта тема актуальна, так как кризисные ситуации – характерный атрибут современной деловой жизни. Применение маркетинга помогает предприятию выяснить свои возможности на рынке и выйти из кризисной ситуации с наименьшими затратами и потерями. А также маркетинговые исследования позволяют дать ответ на основной вопрос предпринимателя: следует ли создавать предприятие или поддерживать его функционирование либо же следует отказаться от его создания, сокращать, а быть может, и прекращать существующее дело.Для того чтобы рассмотреть маркетинг в свете антикризисного управления, необходимо дать его общую оценку. Маркетинговая деятельность сводится к исследованию рынка спроса и предложения и последующей разработке программы организации по действиям на рынке.Цель маркетинга — определить величину спроса на конкретный товар, выраженную в показателях объема продаж и его доли на рынке, и средствами маркетинга содействовать его достижению. 
Основной принцип – ориентация на клиента, его интересы и потребности. Однако маркетинг не ограничивается лишь исследованием и созданием рынка спроса. В действительности его значение намного выше. Например, реклама, которая является одним из основных средств привлечения потребителей, также является составной частью маркетинговой службы.[1] 
Под "антикризисным маркетингом" понимается комплекс маркетинговых мероприятий как одной из составляющих стратегии антикризисного управления, осуществляемых организацией в условиях кризиса, позволяющие ей преодолеть, собственно, сам кризис и минимизировать его последствия. Кроме того еще и профилактические программы маркетинга, когда есть обоснованные опасения скорого наступления кризиса. 
Для того чтобы обеспечить необходимый уровень антикризисного управления, необходимо рассмотреть комплекс средств маркетинга, которые по сути своей являются факторами рыночной инфраструктуры:

- товар — изделия и  услуги, предлагаемые потребителю;  
- цена — денежная сумма, соответствующая ценности товара для покупателя;  
- методы распределения, делающие товар доступным для потребителя (покупателя); 
-  коммуникации — система содействия потребителям в принятии решения о приобретении товара (реклама).

 
Использование комплекса маркетинга применительно к конкретному  продукту и рынку, а также разработка вариантов их взаимодействия позволяют  выяснить маркетинговые возможности  организации и рыночные опасности  как базовую информацию для выработки  целей и стратегии поведения  организации на рынке.Маркетинговые  возможности организации оцениваются  при помощи таких рыночных понятий, как цена, спрос и предложение. Именно их совокупное рассмотрение отражает действие экономических законов  на рынке и их возможное влияние  на состояние организации. 
Помимо исследования рынка, маркетинг при разработке антикризисной политики рассматривает также внутреннюю среду организации, а именно:

 
1) технико-технологический потенциал; 
2) ресурсный потенциал; 
3) информационные технологии; 
4) работу персонала; 
5) особенности производственного процесса; 
6) уровень управления и контроля.

Это и есть те структуры, от которых зависят качественно-количественные характеристики товара; они также  исследуются на наличие возможных  осложнений для их своевременного устранения. Но все-таки основная задача маркетинга в антикризисном управлении – это исследование внешней рыночной среды организации, в первую очередь – микросреды. Речь идет о таких важных субъектах, как поставщики, конкуренты, партнеры. От их компетентности и надежности очень многое зависит, особенно когда организация находится в кризисе. Необходимо анализировать действующие связи и взаимоотношения и формировать новые, выгодные условия.[2] 
 
Большим плюсом будет исследование стратегий конкурентов, их тактики и поведения на рынке. В задачи антикризисного управления входит также наблюдение за состоянием уровня развития техники и технологий для сохранения конкурентоспособности организации и повышения качества продукции. Это наблюдение также входит в функции маркетинга; сюда включается не только научно-техническое развитие, но и социальные, политические, культурные изменения, к которым организация очень чувствительна в период кризиса. Следует обратить внимание и на интернациональный характер маркетинга и менеджмента. Роль маркетинга возрастает в современном мире на базе широкого внедрения информационных технологий. Данное обстоятельство обусловливает приоритетное развитие науки, образования и нематериальных элементов производственной деятельности. В качестве объектов маркетинговых исследований выступают разнообразные потребности: услуги, организации, виды деятельности, идеи, личности. В конкуренции участвуют не только товары и их технологии, но и типы менеджмента и их элементы: системы планирования, реклама, информационные технологии, системы коммуникаций, мотивация, стимулирование, профессионализм кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовые задания:

1. Какова продолжительность циклов  Кондратьева, или длинноволновых  циклов?

ОТВЕТ:  Циклы Кондратьева- периодическиe циклы современной мировой  экономики  продолжительностью 40-60 лет.

2. Какова продолжительность циклов  Китчина?

ОТВЕТ:    Циклы Китчина- краткосрочные экономические циклы с характерным  периодом 3-4 года

3. Расставьте соответствие.

Виды кризисов

Проявление кризисов

1.

Регулярные 

А

Не дают начала новому циклу, а прерывают  на определенное время течение фазы подъема или оживления.

2.

Промежуточный

Б

Промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.

3.

Нерегулярные 

В

Характеризуются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности.


 

ОТВЕТ: 1-В ; 2-А; 3-Б

4. Расставьте соответствие.

Виды кризисов

Проявление кризисов

1.

Отраслевой кризис

А

охватывает не всю экономику, а  какую-либо сферу общественного  воспроизводства

2.

Структурный кризис

Б

проявляется в серьезных диспропорциях  между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции  в натуральном выражении, необходимых  для сбалансированного развития, с другой.

3.

Частичный кризис

В

Такие кризисы бывают национальными и международными.


 

ОТВЕТ: 1-В; 2-Б; 3-А 

 

5. О каком кризис с позиции  теории регуляции идет речь?

Кризис представляет собой фазу устранения напряжений и  неравновесий, накопившихся за время  подъема в экономических механизмах и социальных процессах.

а) кризис как  результат «внешнего» шока;

  • б) циклический кризис;

в) структурный (большой) кризис;

г) кризис системы  регуляции;

д) кризис способа  производства.

6. О каком кризис с позиции  теории регуляции идет речь?

Любой случай, когда экономическая и общественная динамика входит в противоречие со способом развития, который придает ей постоянный импульс, т. е. любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства системы в цело.

а) кризис как  результат «внешнего» шока;

б) циклический  кризис;

  • в) структурный (большой) кризис;

г) кризис системы  регуляции;

д) кризис способа  производства.

7. Функция управления, обеспечивающая  равновесное состояние институциональных  образований экономической системы – это РЕГУЛИРОВАНИЕ.

8. С позиции менеджмента - объект  управления, в котором осуществляются  технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные  операции, называют ПРЕДПРИЯТИЕМ.

9. Какого элемента не хватает  в определении комплексного понятия  «Экономическая эффективность»?

• эффективность производства;

• эффективность структуры продукции;

  • эффективность затрат.

10. Какой сферы, реализуемой в   управленческой функции государства,  не указано? 

- Предприятия  федерального подчинения.

- Предприятия  с государственной долей участия  в уставном капитале.

- Земельные  отношения. 

- Отношения собственности в регионах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, антикризисное  управление, действительно отличается от управления в обычном режиме. Если весь арсенал подходов и методов  последнего направлен на развитие и  выживание предприятия в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в  том числе, и недопущение кризиса), то методы первого нацелены исключительно  на преодоление уже назревшего кризиса, обеспечение выживания в краткосрочном  аспекте. В такой трактовке антикризисное  управление обретает реальный смысл.

Были выделены две большие группы причин кризиса  на предприятии: внешние и внутренние. Однако большинство кризисов на предприятиях возникают из-за такого внутреннего  фактора как кризис управления. Антикризисный  управляющий в своей деятельности должен в основном исправлять ошибки допущенные менеджерами предприятия.

Критерии принятия решений в антикризисном управлении должны отличаться от критерия нормального  управления. В рамках «нормального»  управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей  развития в долгосрочном аспекте  и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное  состояние в долгосрочном аспекте  целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте  критерием становится максимизация или экономия денежных средств. Исходя из этого критерия и строит свою работу антикризисный управляющий.

Информация о работе Механизмы антикризисного управления