Лесная промышленность после кризиса 2010 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 09:01, доклад

Описание работы

После кризиса 2010 года лесопромышленная отрасль восстанавливается не столь быстро, как остальные. Некоторые предприятия сильно сократили производство, другие в тяжёлом финансовом положении.

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 25.86 Кб (Скачать)

     После кризиса 2010 года лесопромышленная отрасль восстанавливается не столь быстро, как остальные. Некоторые предприятия сильно сократили производство, другие в тяжёлом финансовом положении.

     Эксперты  называют цифру 15 миллиардов долларов (оптимисты: 7-9 миллиардов долларов). Но эта цифра потерь российской экономики от аномальной жары “поверхностная”… Потери можно разделить на краткосрочные (2010-2011 года) и долгосрочные (2011 год - …). О долгосрочных поговорим ниже.

     В долгосрочной перспективе будут большие траты на восстановление лесов, заповедников, рекреационных зон. Президент Д.А. Медведев уже подчинил Рослесхоз напрямую Правительству РФ, будет реформирование лесной отрасли, инвентаризация Лесного кодекса РФ.

     Могу  добавить, что из-за пожароопасной  ситуации был запрещен въезд в  леса, проведение соревнований по разжиганию костров (в лагерях), понизился уровень  воды в некоторых водоемах, что  негативно сказалось на экологии.

     Восстановление  лесов займет десятки лет - сколько  бы денег ни вкладывали в это, деревья  на деньгах не вырастут так быстро, всё равно требуется время.

     Лесной  комплекс более остро, чем другие отрасли промышленности ощутил влияние  финансово-экономического кризиса. Негативные тенденции пока не преодолены, и  последующие годы потребуют реализации более радикальных мер по устранению причин, сдерживающих его динамичное развитие. И здесь не обойтись модернизацией  на отдельно взятых предприятиях лесного  комплекса. Необходим комплексный  подход к решению накопившихся проблем.

     Ситуация  в лесном комплексе довольно активно  обсуждалась в 2010 году на всех уровнях  не только в кругу лесопромышленников, но и среди правительственных  чиновников, законодателей, региональных властей.

Так, на Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 24 декабря 2010 г.1были отмечены положительные сдвиги в деятельности лесопромышленного комплекса в 2007-2009 годы, такие, как механизмы государственной поддержки развития производств по глубокой переработке древесины, производства высококачественной конкурентоспособной лесопромышленной продукции, увеличение доходов в федеральный бюджет от экспорта продукции ЛПК, положительного изменения структуры экспорта лесоматериалов.

     Но  также были отмечены серьезные проблемы в Лесном комплексе: незаконный оборот древесины, который приобрел угрожающие масштабы и нерешённость «актуальных  проблем, связанных с развитием  лесного сектора и антикоррупционной  направленностью» в новом Лесной кодексе. Кроме того, на Коллегии было отмечено, что «децентрализация путем  разграничения полномочий федеральных  и региональных органов государственной  власти в области регулирования  лесных отношений не принесла положительных  результатов»2.

     27 августа 2010 г. Президент РФ  Д.А.Медведев подписал указ, в соответствии с которым Федеральное агентство лесного хозяйства было выведено из подчинения Минсельхоза РФ и подчинено напрямую Правительству РФ. «Президент указал на необходимость проведения тщательной инвентаризации всего законодательства о лесе, в том числе Лесного кодекса, и поручил обратить особое внимание на механизм управления лесным фондом, а также на численность работников лесного хозяйства»3.

     В тот же день новым руководителем  Федерального агентства лесного  хозяйства был назначен В.Н. Масляков4. Несколько часов спустя после своего назначения новый глава Рослесхоза Виктор Масляков сказал, что коренного пересмотра норм кодекса ожидать не стоит - речь идет всего лишь о корректировках.

     31 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации».

     Наиболее  значимые изменения связаны с  вопросами регулирования отношений  по охране лесов от пожаров. Также  закон предусматривает введение трех новых статей, посвященных вопросам проведения мероприятий по лесоустройству, новых положений, посвященных вопросам лесовосстановления и лесоразведения. Устанавливается правовой режим использования городских лесов, которые предложено приравнять к лесопарковым зонам5.

     В законе устанавливается порядок  контроля федерального центра за осуществлением субъектами Российской Федерации переданных им полномочий в области лесных отношений, а также изъятия в случае их ненадлежащего исполнения6.

     Это самый большой набор поправок, внесенный в действующий Лесной кодекс РФ.

   О лесных пожарах 2010 г. написано очень много, поэтому кратко перечислим основные причины их катастрофического распространения, отмеченные заместителем начальника ФГУ «Авиалесоохрана» В.Е. Щетинским на семинаре Федерального агентства лесного хозяйства 8 сентября 2010 года7:

  • ликвидация вертикали системы лесного пожаротушения,
  • сокращение авиационной составляющей охраны лесов,
  • большой износ технических средств и неудовлетворительная техническая оснащенность лесопожарных формирований,
  • недостаток профессиональных кадров в области охраны лесов от пожаров,
  • отсутствие опыта в тушении лесных пожаров у региональных властей и арендаторов лесов,
  • несвоевременность принятия управленческих решений по привлечению дополнительных ресурсов пожаротушения,
  • искажение отчетности,
  • нескоординированность действий при тушении пожаров,
  • и только в последнюю очередь – аномальные погодные условия.

   В 2011 году впервые регионам выделено 6,8 млрд. руб. субсидий на приобретение противопожарной техники и строительство лесных селекционно-семеноводческих центров. Также регионам планируется направить 18,8 млрд. рублей субвенций на лесовосстановление и обеспечение пожарной безопасности в лесах.

   Общий объем финансирования лесного хозяйства  России в 2011 году (по информации "Российские лесные вести") увеличится в 2 раза и составит почти 40 млрд. рублей. При этом объем регионального софинансирования по сравнению с прошлым годом вырастет с 3 до 6,5 млрд. рублей.

   Пока  можно только с большой долей  уверенности сказать, что кризис был одной из главных движущих сил в произошедших изменениях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Новости Департамента информации Счетной палаты Российской Федерации от 29 декабря 2010 года. http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/29122010/.
  2. Сайт Президента Российской Федерации. http://www.kremlin.ru/news/8754.
  3. Сайт Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз). http://www.rosleshoz.gov.ru/.
  4. Официальный сайт Государственной Думы РФ. Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ. http://www.duma.gov.ru/ .
  5. Лесной форум Гринпис России. http://www.forestforum.ru/.
  6. Галина Солонина. Юрий Фалейчик: "В 2010 году мы создали систему борьбы с незаконными рубками леса". Сайт Законодательного Собрания Иркутской области. http://irk.gov.ru/events/news/detail.php?ID=622.
  7. Жесткие меры – должный эффект. Сайт Управления лесами Алтайского края. http://www.altailes.ru/press/news/20101221_0535.html.
  8. В. И. Сухих. Проблема незаконных рубок в России и пути ее решения // Лесное хозяйство. – 2005. - № 4. – С. 2-7.
  9. Материалы сайта ФГУ "Авиалесоохрана" - http://www.aviales.ru/.
  10. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/.
  11. Официальный сайт Минпромторг России - http://www.minpromtorg.gov.ru/.
  12. "Гудок.Ru" - http://www.gudok.ru, http://www.cargoindex.ru.
  13. Dr. Riitta Hänninen, Finnish Forest Sector Economic Outlook 2010–2011, Finnish Forest Research Institute (Metla), http://www.metla.fi/tiedotteet/2010/2010-11-29-economic-outlook.htm.
  14. С.П. Карпачев, Е.Н.Щербаков, Приоров Г.Е. Проблемы развития биоэнергетики на основе древесного сырья в России. Журнал "Лесопромышленник", № 1(49) – 2009г.
  15. Карпачев С.П., Щербаков Е.Н., Приоров Г.Е. Производство дров для жилищно-комунального хозяйства лесных поселков и городов. Журнал "Лесопромышленник"", №2 (54) – 2010г.
  16. Приоров Г. Е. Организация профилактики и тушения лесных пожаров. Журнал "Лесопромышленник", №3 (55) - 2010г.
  17. Российские лесные вести -  http://lesvesti.ru/news/main/206/.
  18. http://www.financialblog.ru.

Информация о работе Лесная промышленность после кризиса 2010 г