Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:14, курс лекций
Лекция 1 Понятие антикризисного управления
Антикризисное управление имеет предметом воздействия предполагаемые причины и проблемы, вызванные кризисом.
Сущность антикризисного управления определяют следующие характеристики:
Кризис можно предвидеть, ожидать и вызывать;
Кризисы в определенной мере можно ускорять;
К кризисам можно и необходимо готовиться;
Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления
Возможность АУ определяется в первую очередь человеческим фактором – потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса. Кроме того, возможность АУ определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем.
Необходимость АУ отражает потребности преодоления и разрешения кризисов, возможного смягчения его последствий. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов, которые следует создавать и совершенствовать.
Проблематика АУ делится на 4 группы:
Эффективность АУ
Развитие управления всегда должно сопровождаться повышением его эффективности.
Эффективность АУ характеризуется
степенью достижения целей смягчения,
локализации или позитивного
использования кризиса в
Факторы, определяющие эффективность:
Лекция 4 Диагностика АУ
Диагностика – это определение состояния объекта, предмета, явления или процесса посредством реализации комплекса исследовательских процедур
Процесс диагностики – исслед.процесс, использующий определенные способы, методы и приемы
Объектом может являться как сложная, высокоорганизованная система, так и любой ее элемент.
Цель – установить диагноз объекта, дать заключение о его состоянии на дату завершения исследования, поле чего можно откорректировать экономическую политику, стратегию и тактику
Задачи – определение мер, направленных на координацию работы всех составляющих элементов системы, проф. управление
Требования, предъявляемые к процессу диагностирования:
Типы диагноза:
результат соответствия диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме или отклонения от базы.
Этапы и методы диагностики кризиса
Выделяют 2 этапа: 1) качественная идентификация объекта – подразумевает определение параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов (для макроэкономического анализа необходимо определить к какому типу относится экономика страны); 2) количественная идентификация объекта – для нее используют базовые параметры диагнозов
Методы, средства и формы диагноза могут существенно отличаться в зависимости от природы объекта. Важнейшим фактором является время. В соответствии с целями и задачами диагностирования состояние объекта может оцениваться на определенный момент времени (диагностика статического состояния) или же может проводиться диагностика процесса.
Диагностика проводится различными методами:
При диагностике кризиса исследуется как статическое состояние объекта, так и его развитие во времени. Информация необходима для получения заключения об объекте. Она обобщается по 2 основным блокам:
Работа с полученной информацией проходит в 3 этапа:
Диагностика банкротства предприятия
С точки зрения менеджмента
возможное наступление
Решение о признании структуры баланса неудовлетворительной по перечисленным основаниям может быть отложено на срок, определенный законом, если установлено наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия.
Цель АУ – возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовых источников.
Этапы исследования:
Уровень текущей угрозы банкротству определяется с помощью коэффициента текущей платежеспособности и коэффициента автономии (оптимальное значение 0,7 и 0,5 соответственно). Возможность нейтрализовать угрозы банкротства за счет внутреннего потенциала предприятия диагностируется в помощью 2х показателей:
КРск = ЧП-СК
КО = Σ общего оборота по реализации продукции (Ор, Тоб) / средний остаток активов (А)
Пятифакторная модель Альтмана:
Стратегия АУ
Позволяет установить каким
образом предприятие может
Стратегия АУ охватывает все запланированы организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии производственных процессов, структуры социально-экономической системы. Предприятие должно постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменении.
Анализ внешних факторов
Факторы |
Проявление кризисных факторов |
Возможные последствия |
Состояние национальной экономики |
Правительство пытается сгладить
последствия ухудшения |
Ужесточение Н/О, удорожание кредита, рост издержек |
Политические |
Отношение государства к
предпринимательской |
Ухудшение инвестиционного климата, вывоз капитала из страны |
Правовые |
Недостаточное антимонопольное
регулирование, ограниченное регулирование
внешнеэкономической |
Повышение предприятиями-монополистами доходов за счет повышения цен на продукцию, спад производства, трудности выхода на внешний рынок |
Социальные |
Традиции, жизненные ценности, менталитет административно-плановой экономики, отсутствие навыков управления финансами, невысокий уровень культуры |
Низкий уровень руководства, тяга к расточительству, коррупция |
Технологические |
Низкие расходы государства на науку и технику, низкий технический уровень |
Технологические застои, низкое
качество и высокая себестоимость
продукции, низкий уровень производительности
и конкурентоспособности |
Взаимоотношения с покупателями и поставщиками |
Медленный темп роста выручки, задержки поставок сырья и материалов, их низкое качество |
Рост неплатежей, снижение объема производства и качества продукции |
Стратегия – принцип эффективной адаптации к изменяющейся внешней среде.
Стратегия АУ дает возможность вовремя распознать кризис и учитывая его особенности снизить остроту.
Разработка антикризисных стратегий предприятия
В АУ решающее значение имеет
стратегия управления. Главное внимание
в ней уделяется проблемам
выхода из кризиса непосредственно
связанным с устранением
Состоит из 3х этапов:
1этап. диагностика внешней среды:
Данные, полученные при исследовании кризисного состояния предприятия необходимо систематизировать:
1гр – стратегические
показатели деятельности
2гр – внутренние сильные и слабые стороны (результаты SWOTанализа)
3гр – конкурентные переменные (качество товаров, репутация компании, производственные возможности, технологические навыки, сбытовая сеть, маркетинг и пр)
4гр – выводы о положении предприятия по сравнению с конкурентами
5гр – главные стратегические проблемы, которые должны быть решены предприятием.
2 этап. корректировка миссии и системы целей предприятия.
Миссия может включать: