Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:54, курс лекций
В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления. Эти проблемы якобы не являются следствием кризиса развития, не вызваны объективными тенденциями
В начале лета 1933 г. были построены лагеря на 250 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет из семей, получающих помощь, а также безработных ветеранов. К 1935 г. лагеря были расширены вдвое – до 500 тыс. человек.
Общее количество побывавших в них – свыше 3 млн американцев. В результате были созданы лесонасаждения – высажено 200 млн деревьев, построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов и многое другое.
Внимания также заслуживает Закон о восстановлении промышленности.
Согласно ему предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые:
1) устанавливали бы размер производства;
2) определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня;
3) распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами.
Закон о восстановлении промышленности затронул также и трудовые отношения:
1) рабочим были предоставлены права участия в коллективных договорах и профсоюзах;
2) определены три основные условия труда:
а) минимальная заработная плата в размере 12–15 долларов в неделю;
б) максимальная продолжительность рабочего дня – 8 ч;
в) запрещен детский труд.
В «Новом курсе» рассматривались также и аграрные вопросы. Правительство предложило фермерам сократить посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд долларов.
В аграрной политике «Новый курс» реализовывался также в законе 1938 г., который ввел Концепцию «всегда нормальной житницы»:
1) осуществление поддержания уровня цен путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения, выплачивая фермерам аванс в счет еще непроданных сельхозпродуктов;
2) политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и других товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных премий.
Предмет особой гордости Ф. Д. Рузвельта – тот факт, что ему удалось убедить Конгресс США в необходимости создания специального Управления долины р. Теннеси (TVA). Состояние дел в этом крупном регионе было плачевным. Государственной корпорации TVA предстояло наладить производство электроэнергии (на базе строительства каскада гидростанций), справиться с эрозией почвы, провести массированные лесопосадки. Результаты деятельности TVA:
1) создание еще 20 плотин в добавление к 5, ранее существовавших на Теннеси;
2) создание судоходства на реке;
3) рост доходов населения региона;
4) улучшение земледелия, почв и лесов.
Вслед за оживлением в американской экономике в 1933 г. произошло резкое изменение структуры федеральных расходов: впервые на уровне федерального правительства появился социальный бюджет.
Осуществляя реформы «Нового курса», команда Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны и избавить ее от подобных кризисов. Но говорить о полном достижении этих целей нельзя.
Людвига Эрхарда (1897–1977), ученого и политика, второго канцлера ФРГ, заслуженно называют «архитектором германского чуда». Состояние экономики Западной Германии в послевоенное время было в очень негативном состоянии – была разрушена практически вся промышленность, финансовое состояние было вообще в ужасном положении. Количество денег в обращении во много раз превышало наличные товарные резервы. Инфляция достигла 600 % в сравнении с довоенным уровнем. К тому же обострился жилищный кризис.
В таких условиях Л. Эрхардом были
разработаны и проведены
Л. Эрхард исходил из идеи сильного
государства как «
В июле 1948 г. была проведена денежная реформа. Целью являлось избавление от обесцененных денег и создание твердой валюты. Декретом были введены новые деньги – дойчмарки. Каждый житель получал 40 марок. Половину имеющихся сбережений и наличности разрешалось поменять в соотношении 1: 10, а вторая половина была заморожена и обменивалась по курсу 1: 20. В конечном счете размеры денежной массы (наличных средств и банковских депозитов) были сокращены более чем в 14 раз.
Затем была проведена реформа цен.
В соответствии с Законом о
принципах хозяйственной
Через некоторое время были также
приняты законодательные акты о
кредитной и налоговой
Л. Эрхардом принимались решительные меры по укреплению позиций ФРГ на мировом рынке. И ему это удалось – экспорт увеличился почти втрое. Относительно внутреннего рынка принимались меры по защите его от внешних конкурентов. Большое внимание уделялось развитию малого и среднего бизнеса. Нужно отметить, что положительную роль в преодолении кризиса в ФРГ сыграло также индикативное (договорное) планирование.
По мнению исследователей, основа успеха была заложена в следующих факторах:
1) высоком уровне подготовки составителей планов, использовавших весь накопленный запас экономической науки;
2) многоальтернативности в выборе методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствии догматики и узости подходов;
3) твердости и последовательности профессионального государственного аппарата, который целеустремленно реализовывал принятые программы;
4) выработке широкого национального согласия в отношении главных целей социальноэкономического развития на ближайшую и долгосрочную перспективы.
Антикризисные реформы, проведенные Л. Эрхардом, не имели бы такого успеха без активной поддержки общественности, участия граждан в процессе принятия и реализации решений по социальноэкономическим вопросам. В соответствии с законом, в ФРГ был создан экспертный совет по перспективам общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные предложения для принятия правительством хозяйственно-политических решений.
Выдающийся американский менеджер Ли Якокка, председатель Совета директоров компании Крайслер, прославился тем, что в начале 1980-х гг. спас от краха одну из корпораций «большой тройки», действующих в автомобильной индустрии США.
Для начала необходимо дать общую оценку состоянию компании к моменту начала деятельности Ли Якокки. В верхних управленческих структурах отсутствовали организационная системность и элементарная дисциплина.
Не существовало целостной системы управления, принимающей решения, проводящей собрания и т. д. Отсутствовала также система финансового контроля. Вследствие всего этого среди сотрудников царил дух неуверенности и конфликтности. Кроме того, отсутствовал контроль за сохранением промышленных секретов, что привело к развитию промышленного шпионажа в довольно крупных размерах.
Корпорация столкнулась еще с одним крупным вопросом – отсутствием заказов со стороны дилеров; на заводских площадках не хватало места для размещения новых автомобилей, в то же время наличность корпорации стремительно сокращалась.
Якокка начал свою деятельность с поиска специалиста в области финансов. Им стал Джеральд Гринуолд. Однако Гринуолд претендовал на более высокую должность и предложил вместо себя.
Стива Миллера, который был его главным финансовым менеджером. Далее был приглашен Хэл Сперлих, который помог решить кадровые вопросы. Следующим этапом стал поиск высококлассного специалиста в области качества автомобилей. Якокка привлек для этой работы Ханса Маттиаса, главного конструктора компании Ford, который специализировался на контроле за качеством. За полтора года он заметно укрепил дисциплину в организации производства на предприятиях Chrysler. Большую роль в повышении качества автомобилей сыграл другой специалист в этой области – Джордж Батс, который уже служил в корпорации до прихода Л. Якокки. Для Батса был создан специальный отдел контроля за качеством.
Помимо вопросов качества продукции,
необходимо было срочно налаживать службы
материальнотехнического
Всем известно, что любая деятельность,
связанная с управлением
Само определение риска имеет очень многофакторную природу и в первую очередь оно связанно с такими понятиями: вероятность и неопределенность. Риск – это экономическая категория, которая характеризует состояние неопределенности в отношениях, связанных с производством. Также риск понимается как вероятность потери организацией части своих доходов в результате осуществления какойлибо деятельности.
Размер потерь организации представляет собой «цену риска», а успех или дополнительная прибыль – «плату за риск». Риск выступает одним из ключевых результатов деятельности организации.
При экономическом риске возможны три результата:
1) отрицательный, в результате которого наблюдается ущерб, убыток – проигрыш;
2) нулевой;
3) положительный, вследствие которого наблюдается выгода, прибыль – выигрыш.
На рынке существуют неконтролируемые и непредсказуемые колебания в спросе и предложении; перемены в государственной политике, часто приводящие к политической нестабильности в стране; нет гарантированного положительного эффекта инвестиционной политики внутри фирмы.
В практике менеджмента существуют характеристики риска:
1) правомерность риска – его вероятность находиться в пределах нормативного уровня;
2) приемлемость риска – вероятность потерь и вероятность того, что они не превысят определенный рубеж;
3) степень риска – величина риска и его вероятность. Выделяют четыре степени: высокую, среднюю, низкую и нулевую;
4) уровень риска – определяется отношением величины ущерба к затратам на реализацию и подготовку рискрешения. Измеряется он от нуля до единицы. Если значение выше единицы, то риск считается неоправданным;
5) вероятность риска – измеряется в пределах от 0 до 1. В общем, каждый вид риска имеет верхние и нижние границы вероятности.
Приведем примеры
1) финансовый риск: чаще всего выражен в объеме потерь доходности ценных бумаг изза финансового кризиса, снижении валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации;
2) инвестиционный риск заключается в неопределенности возврата вложенных средств и получении дохода;
3) маркетинговый риск развития фирмы бывает выражен в потере доли рынка, в падении объема продаж и размера прибыли;
4) производственный риск образуется в результате превышения текущих расходов по сравнению с бизне-спланом в результате непредвиденных ситуаций: недопоставки материалов, простоев оборудования.
Наиболее распространенные риски социально-экономического развития страны.
Экономические:
1) утрата богатства нации;
2) падение конкурентоспособности страны;
3) снижение инвестиционной привлекательности экономики;
4) сокращение доли ВВП на душу населения;
5) повышение уровня инфляции;
Социальные:
1) падение уровня образованности населения;
2) снижение материальной обеспеченности населения;
3) повышение смертности и заболеваемости населения;
4) сложная демографическая ситуация;
Экологические:
1) загрязнение окружающей среды;
2) эрозия почвы, вырубка лесов;
Политические:
1) угроза возникновения национальных конфликтов;
2) моратории.
Многие из этих рисков соответствуют кризисному положению экономики нашей страны.
Существуют риски, которые наиболее часто повторяются в процессе деятельности предприятия. К ним относятся:
1) риск, связанный с неблагоприятной политической и экономической атмосферой в стране;
2) риск падения научного потенциала;
3) риск утраты престижа предприятия;
4) риск падения качества продукции;
5) риск потери кадрового потенциала;
6) риск изменения внешних факторов;
7) риск снижения управляемости.
Классификация рисков представлена в таблице 1.
Таблица 1
Классификация рисков
В кризисных ситуациях рождается огромное количество рисков. Эти риски очень разнообразны по содержанию, величине возможных потерь и источнику проявления. В связи с этим возникает потребность в создании системы управления рисками с привлечением опытных «рискменеджеров», которые являются специалистами по управлению рисковых ситуаций.
Самым наглядным примером управления риском принято считать процесс выработки и реализации рисковых управленческих решений. Рисковыми считаются решения, которые принимаются в условиях неопределенности, но при известной вероятности достижения результата. Целенаправленный процесс управления предполагает выполнение в логической последовательности управленческих функций.