Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:40, контрольная работа
В современной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе разделения общественного труда. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность, наличие управляющей системы, общий результат работы.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Возникновение кризисов в организации………………………... 4
2. Тенденции цикличного развития организации……………….… 6
3. Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации…………………………….…. 9
4. Способы смягчения и выходы из кризиса…………………….….14
Заключение…………………………………………………………….….17
Список используемой литературы………………………………………20
задач существования организации;
технологии работы;
управленческих процессов и структур;
организационной культуры;
персонала компании.
Спровоцировать открытый кризис в компании может множество факторов: с точки зрения организационного развития, организация — открытая система, которая очень быстро и интенсивно реагирует на изменения внешней среды.
В контексте теории систем организация — это совокупность нескольких элементов, взаимодействующих между собой взаимозависимым образом. В упрощенной форме организация получает ресурсы (вход) из более крупной системы (внешней среды), осуществляет обработку этих ресурсов (процессы) и возвращает их во внешнюю среду в измененной форме (выпускаемые товары и услуги).
Необходимо заметить, что теория систем применительно к организациям делает акцент на двух важных соображениях.
1. Выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям внешней среды (важность «обратной связи»).
2. Для удовлетворения этих требований цикл «вход — процесс — выход» должен находиться в центре внимания руководства организации.
Таким образом, факторами, которые могут спровоцировать кризис в организации, могут стать:
влияние внешней среды (как на входе, так и на выходе);
желание изменить технологию «производства», т. е. технологию работы компании;
изменение целей лидеров, т. е. собственников и владельцев компании;
изменение целей персонала как системообразующего фактора любой организации.
В связи с намечающимся кризисом у организации остается не особенно много вариантов выхода из ситуации.
Во-первых, собственники и менеджмент компании могут использовать саму ситуацию кризиса для определения потенциала развития: ей можно воспользоваться, чтобы провести необходимые изменения и сделать большой скачок в развитии.
Второй выход менее привлекательный, но не менее популярный и используемый в практике. В этом случае кризис становится причиной развала и прекращения существования организации.
На практике в ситуации кризиса организация предпринимает следующие действия:
компания продается, т. е. меняет собственника и управленческую команду;
собственники и старая управленческая команда ищут дополнительные ресурсы (инвестиции, возможности и т. д.) для вывода организации из кризиса;
в компанию приглашается команда антикризисных управляющих, которые и помогают вывести ее из кризиса.
Для реализации всех трех вариантов необходимо провести полный аудит работы организации для получения полной картины.
Заключение
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе организации, угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде.
Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы: внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на: социально-экономические факторы общего развития страны (рост инфляции, нестабильность налоговой системы, нестабильность регулирующего законодательства, снижение уровня реальных доходов населения, рост безработицы); рыночные факторы (снижение емкости внутреннего рынка, усиление монополизма на рынке, нестабильность валютного рынка, рост предложения товаров-субститутов) и прочие внешние факторы (политическая нестабильность, стихийные бедствия, ухудшение криминогенной ситуации).
Внутренние факторы возникновения кризиса: управленческие (высокий уровень коммерческого риска, недостаточное знание конъюнктуры рынка, неэффективный финансовый менеджмент, плохое управление издержками производства, отсутствие гибкости в управлении, недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности); производственные (необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, устаревшие и изношенные основные фонды, низкая производительность труда, высокие энергозатраты, перегруженность объектами социальной сферы); рыночные (низкая конкурентоспособность продукции, зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей).
Конечно, все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии, которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.
Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами кризиса:
- Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
- Низкая квалификация и неопытность менеджеров;
- Низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
Управление функционированием предприятия основано на анализе взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.
Итак, можно сделать следующий вывод, что, несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии, в большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления.
В основе функционирования и развития социально-экономической системы организации лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления, т.е. снижать долю неуправляемых процессов. И в определенной мере это удается. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из развития социально-экономических систем, а нынешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недостаток знаний, несовершенство управления.
Такое предположение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды истории свидетельствует об обратном. Несмотря на "человеческую природу" кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником.
Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных в природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические.
Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что в системе его интересов есть и интерес свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности. Именно к этим интересам "привязаны" и многие другие, именно на этих интересах строится эффективное управление.
По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.
Антикризисное развитие - это не абсолютное отсутствие кризиса; а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.
Проблемы управления персоналом становятся особенно явными при возникновении кризисных этапов организации. Через такие кризисные этапы проходят многие организации. В каких-то организациях кризисы протекают явно и обостренно, в других они едва заметны. В связи с возрастающей конкуренцией между организациями, возникновение таких кризисных этапов становится более актуальной проблемой.
Список использованной литературы
1. Антикризисное управление: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2005
2. Антикризисное управление. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Я. Захарова, А.О. Блинова, Д.В. Хавина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
3. Системология организации Беляев А.А. Коротков Э.М. учебник/ Под ред д-ра экон. Наук проф. Э.М. Короткова.-М.: ИНФРА-М,2000
4. Менеджмент. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Герчикова И.Н.2003
5. Менеджмент организации: учебное пособие/Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- М.: ИНФРА-М,2001
6. Управление организацией: Учебник/Под ред А.Г.Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- М.: ИНФРА-М,1999
7. Концепция Менеджмента Коротков Э.М..-М.: 2000
8. Менеджмент Виханский О.С., Наумов А.И.: Учебник, 3-е изд. – М.: Гардарика, 2003
9. Менеджмент в России и за рубежом Баринов В.А., Баринов Н.В – М.: 2001
2