Кризис высшей школы: миф или реальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Тема высшего образования в России становится все актуальнее. Об этом говорят, пишут эксперты, политики, руководители страны, а также проводятся многочисленные исследования ученых, педагогов, подтверждающих, что образование в вузе стало обычаем, продиктованным потребностью получения «корочки» или устройства на работу.

Содержание

Введение
1.Кризис высшего образования
2 Эффективность высшего образования – системный кризис
3.Перспективы развития высшего образование в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.docx

— 31.21 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ 
«Сибирская Академия Государственной Службы»

Кафедра налогообложения и учета

Контрольная работа

по дисциплине: «Антикризисное социальное управление» 
по теме: «Кризис высшей школы: реальность или миф»

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                Выполнила: студентка 4курса, гр.08111, ГМУ 
                Скрипак В.

                Проверила: к.соц.н., 
                Куницына Е.М.

Новосибирск 2011 
 
 

Содержание:

Введение

1.Кризис высшего образования

2 Эффективность высшего образования – системный кризис

3.Перспективы развития высшего образование в России

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Ведение

  Тема  высшего образования в России становится все актуальнее. Об этом говорят, пишут эксперты, политики, руководители страны, а также проводятся многочисленные исследования ученых, педагогов, подтверждающих, что образование  в вузе стало обычаем, продиктованным потребностью получения «корочки»  или устройства на работу.

  Если  всего лишь двадцать лет назад  полученное образование могло позволить  приобрести уверенность в завтрашнем дне, то сегодня молодой специалист нередко идет на место, не соответствующее  его квалификации. Таким образом, высшее образование в его нынешнем виде вызывает недоверие со стороны  работодателей, поскольку последним требуются хорошие кадры, управленцы. Эту проблему также усугубляет отсутствие рейтинга вузов по ликвидности знаний на рынке труда, а не по количеству выпущенных методичек и других несущественных показателей.

  Увеличивающийся разрыв между качеством образования  и ростом требований к компетенциям персонала — специфика мирового образования. Переход от индустриального  общества и простых технологических  операций к постиндустриальному  типу экономики требует большого числа людей, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать  ответственные решения. Несоответствие того, чему учат, тому, что требуют  социально-практические ситуации, может  быть охарактеризовано как глобальный кризис сферы высшего образования: система образования готовит  людей к «уходящей» экономике. 
 
 
 
 
 

2. Эффективность высшего образования – системный кризис

  Современная высшая школа, за редкими исключениями, не соответствует требованиям инновационно- развивающегося общества и переживает системный кризис.

Кризис  востребованности

  От  социализма нам досталась уравниловка, не поддающаяся стандартизации и оптимизации организация труда и семейственность. Отсутствие реальной конкуренции не мотивирует бизнес к развитию. Уничтожение ВПК и прочего высокотехнологического производства упразднило задачу развития образования.

  Весьма  распространен прием на работу –  по протекции. В таких условиях, высокообразованные кадры зачастую объективно не нужны. Все же слова руководителей о нужде в высокообразованных специалистах реально сводятся к пожеланию иметь спецов по извлечении прибыли или по изобретению схем уклонения от обязательств.

  Кризис  отрыва образования  от реальных технологических  и бизнес- процессов

  Отрыв образовательных программ от реальных процессов настолько велик, что даже работники высшей школы порой не знают – чему надо учить и часто формально «отбарабанивают» курс, написанный десятилетиями назад. Не говоря уж о вообще фальшивых по сути учебных заведениях, занимающихся наукообразным мошенничеством.

  В результате получается острейший дефицит  инженеров и «передозировка» менеджеров.

  Кризис  мотивированности

  Большинство студентов вынуждено совмещать  учебу и работу. Хорошо бы еще  по «своей» специальности, но в подавляющем большинстве случаев, подработка никак не связана с темой обучения. Меньшинство студентов, приезжающих на учебу в престижных иномарках – лишены стимула к учебе.

    Для них учеба – элемент  бизнеса, не требующий получения  и развития знаний, умений и навыков – а повод потусоваться и получить более или еще более престижные «корочки». Отрицательная мотивация образованности продолжается и после приема на работу.

    Управленцы, как правило, решают  задачу по принципу: можешь делать  работу – значит должен. Поэтому более образованный работник будет выполнять большую работу за тот же уровень оплаты.

    Хуже того, больше работы –  больше ответственности. Соответственно  и спрашивать и наказывать будут больше образованного – бездельник не виноват – не он же тянет работу, не он не успевает и не он совершает ошибки.

  Кризис  дезориентированности

  Повышение образовательного уровня не проводится в общественное сознание даже самым простым способом – рекламой. Влияние СМИ на развитие образовательного уровня деструктивно.

    Телевидению интересны трупы,  скандалы, слухи и вздорные предсказания. Повышение уровня образования скучно и не рейтингово.

    Печатные издания не отстают  – накачивая общество завистью  и агрессией.  Герой нашего  времени – вовсе не образованный  человек, в «лучшем» случае использующий интеллект против общества.

  Работодатели  не имеют четкого описания бизнес-процессов, границ компетенции. Поэтому они не могут даже четко сформулировать – какой образовательный уровень соискателя им нужен. Неумение четко поставить требования к уровню образования часто скрывается за расхожей фразой: «забудь, чему тебя учили – начинаем учиться».

  Соответственно  и работники кадровых агентств не могут четко сформулировать требования к уровню образования претендентов. Поэтому часто формально приобщают документы по образованию по количеству (чем больше – тем лучше) и по шкале престижности.

   В таких  условиях не приходится удивляться  некомпетентным решениям и неэтичному поведению.

   Присутствует  «образовательный эгоизм», когда  все желают переложить расходы  и ответственность за повышение уровня образования друг на друга:

   школа  на родителей, 

   родители  на школу институт, армию и  т.д.,

   работодатели  – на соискателей, 

   работники  – на руководство. 

   Поэтому  инновационный путь развития, провозглашенный  руководством страны, находится под прямой и несомненной угрозой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблемы и перспективы  высшего образования  в России

  Высшее  образование дает возможность удовлетворить  общественные потребности. В настоящее  время существует множество перспектив высшего образования заключаются в изменении содержания обучения, которое выражается в стремлении к международным стандартам, связанных мировой наукой и техникой.

  Современные образовательные технологии дают доступ к информации любого уровня, в каждом уголке планеты. Проходящая глобализация нуждается в целевой образовательной  ориентации. Расширение демократии, строительство  правового государства увеличивает  значение образования в деле воспитания молодежи, формирование гражданственности. Большая роль отводиться здесь высшему  образованию.

  Новые социокультурные ценности, цивилизационный свободный рынок, гуманизация общественных отношений меняют структуру высшего образования. Расширяется подготовка экономистов, гуманитариев.

  Важной  тенденцией является рост масштабов  высшего профессионального образования. Высшее образование сегодня массовое, отмечается тенденции к получению  второго высшего образования. В  разных странах процент поступления  в вуз колеблется от 65 до 85 процентов. Важной тенденцией является диверсификация высшего образования. Увеличивается  число классических университетов. Сегодня университеты претендуют на роль научных центров по формированию социокультурной среды в субъекте федерации.

  В настоящее время интернационализация  высшего образования приобретают  новые черты, которые проявляются  в изменении политико-правовой надстройки. Большое значение высшего образования  придается интеграции его различными элементами.

  Устанавливаются тесные связи с зарубежными образовательными учреждениями. Базой для проходящих в высшей школе изменения является присутствие универсальных норм академической свободы и демократии. Большое нормативное значение придается международным конвенциям, всемирные декларации, которые принимаются на международных форумах.

  Перспективы высшего образования проявляются  в расширении масштабов высшего  образования, увеличению качества обучения, подготовки высокообразованных и мобильных  специалистов.  
Интернационализация высшего образования порождает и отрицательные явления. Например, «утечка мозгов». Активная международная миграция.

  В настоящее время международное  сотрудничество в сфере высшего  образования меняет свои формы. Результатом  международного сотрудничества в сфере  высшего образования является выравнивание уровней образования, подготовка высококвалифицированных  кадров для национальной экономики.

Более конкретно, предлагаю сделать следующее:

  1. Сократить число высших учебных заведений в России, финансируемых из государственного бюджета. В число государственных вузов включить 80 – 100 классических университетов и 400 – 450 институтов и академий. При этом четко сформулировать критерии отбора как для университетов, так и для других вузов, претендующих на статус государственных. 
  2. Создать на базе имеющихся как государственных, так и частных университетов и вузов, не вошедших в число вновь утвержденных государственных вузов, систему частных вузов. Сделать это путем акционирования, приватизации или на основании специально разработанных законов.
  3. Высвободившиеся при этом средства госбюджета направить на финансирование вновь созданной системы государственных вузов.
  4. Исключить возможность платного образования в государственных вузах.
  5. Создать необходимые условия для развития научных исследований в государственных университетах. Для этого увеличить финансирование университетов минимум в 3 раза. Создать нормальные условия для функционирования и развития научных школ по приоритетным научным направлениям. Ввести градацию оплаты труда профессорско-преподавательского состава, соответствующую их профессиональному уровню (доценты 1, 2 и 3 категории, профессора 1 и 2 категории, например). Сформулировать и строго исполнять конкурсные требования к кандидатам на должности доцента и профессора университета. Исключить назначение на должность профессора высшей категории лиц, не имеющих ученой степени доктора наук.
  6. Предоставить государственным университетам право самостоятельно формулировать учебные планы специальностей подготовки выпускников на основе госстандартов и назначать объем часовой нагрузки преподавателей. Сегодня этим правом уже обладают федеральные университеты.
  7. В основу определения объема финансирования государственного университета положить два критерия: количество студентов по плану приема и статус университета (федеральный, исследовательский, региональный). Объем финансирования университетов сделать открытым и доступным в Интернете. 
  8. Запретить или, по крайней мере, резко сократить возможность совместительства преподавательских должностей профессорско-преподавательскому составу университетов. Поддерживать совместительство преподавателей внутри университета исключительно на научные должности в университетских научных лабораториях, НИИ, научных центрах и др. 

Информация о работе Кризис высшей школы: миф или реальность