Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:37, статья
В Украине ежегодно ужесточается антикоррупционное законодательство в различных сферах и в том числе и в области образования, но фактически, в каждом вузе существует такое негативное явление, как коррупция. Вузовская практика создала целые системы коррупции. Например, такое понятие, как «помощь кафедре» знакомо, наверное, всем студентам, сдававшим сессию. Это практически узаконенная взятка.
УДК:
Выполнила:
Субботовская О.М.
Руководитель:
Д.держ.упр., проф.Халецкая А.А.
Донецкий
государственный университет
Выделяю красным то, что «сыро»; синим – возможную замену (если Вы согласны)
«ДЕНЕЖНЫЙ ДОПИНГ» ДЛЯ ВУЗОВ - ОДИН ИЗ ВИДОВ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ |
В
статье рассматриваются
коррупционные проявления
в ВУЗах Украины, анализируются
причины этого негативного
явления и методы борьбы
с ним. У
статті розглядаються
корупційні прояви у ВНЗ
України, аналізуются
причини цього негативного
явища і методи боротьби
з ним. The paper considers corruption in higher education institutions of Ukraine, analyzing causes of this negative phenomenon and methods of combating it. |
Ключевые
слова: антикоррупционное законодательство,
коррупция, коррупционное поведение, взятка,
коррупционная практика.
Актуальность проблемы. В Украине ежегодно ужесточается антикоррупционное законодательство в различных сферах и в том числе и в области образования, но фактически, в каждом вузе существует такое негативное явление, как коррупция. Вузовская практика создала целые системы коррупции. Например, такое понятие, как «помощь кафедре» знакомо, наверное, всем студентам, сдававшим сессию. Это практически узаконенная взятка. Студент получает свою оценку с помощью взятки и особых усилий к этому не прилагает. В свою очередь, «стоимость знаний» зависит от сложности предмета, имеющихся связей, притязаний преподавателя и его «принципиальности». Можно приводить много примеров коррупции в высших учебных заведениях. Но это не так важно, важно то, что такое негативное явление существует. Это глобальная проблема в нашем обществе, поэтому необходимо разобраться в причинах этого явления и найти методы его преодоления . Анализ последних исследований и публикаций. Коррупция, как исследовательская проблема, находится на периферии внимания социологов, как в прошлом столетии, так и на данном жизненном этапе развития общества и общественных отношений. Об этом свидетельствуют результаты контент-анализа материалов ежегодной Международной научно-практической конференции "Харьковские социологические чтения" (1994-2010) [1], журнала "Социология: теория, методы, маркетинг" (1998-2009) [2], I Всероссийского социологического конгресса (Санкт-Петербург, 2000 г.), II Всероссийского социологического конгресса (Москва, 2003) [3], III Всероссийского социологического конгресса (Москва, 2008) [4]. Статья "коррупция в ВУЗах" редко встречается в различных словарях, справочниках и энциклопедиях, вышедших из печати в последние годы. Возможно,
это связано с Постановка задания. Если коррупция становится нормой в системе образования Украины, то возможны следующие сценарии: во-первых, большое количество талантливых людей не сможет получить высшее образование, так как будут обучатся только представители класса «элиты», которым получение знаний в их молодом подсознании не играет особого значения, во-вторых, из высших учебных заведений будут выходить молодые люди, у которых не будет необходимой профессиональной подготовки, а следовательно, они не смогут создать надежную основу развития государства в нашей стране, в-третьих, социализация коррупции на этапе формирования личности и специалиста, несет за собой фундаментальные изменения в ценностях, внедряемых практиках, направлениях развития и строя в данном государстве и обществе. Поэтому необходимо выявить главные причины распространения и укоренения коррупции в ВУЗах Украины и проанализировать направления по изменению ситуации в сторону устранения этих причин. Основная часть. Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам [6]. Одним из выражений коррупции в ВУЗах является феномен взятки. Взятка – это принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода за выполнение или невыполнение в интересах давшего взятку действия, которое это лицо должно было или могло совершить в силу своего служебного положения[6]. В уголовном праве термин взяточничество объединяет в себя три вида преступлений: дача взятки, получение взятки, посредничество в передаче взятки. Коррупция в ВУЗах остается одной из серьезных общественных проблем, препятствующих развитию страны, укреплению демократии и экономического прогресса. Однако широкий спектр взглядов, мнений, восприятия коррупции и действий по отношению к ней отражает не только неоднозначность явления, а и природу систем, которым коррупция характерна. Начиная
примерно с середины 60-х годов
прошлого века наше общество постепенно
погружалось в системный Поэтому коррупция в вузах Украины на данном этапе развития имеет такие объективные причины:
Основная часть общества утверждает, что у нас качественное образование. Но потребители образовательных услуг говорят, что у нас есть определенные проблемы. И одна из них – коррупция. Не так давно и Президент Украины Виктор Янукович признал, что коррупция стала системным фактором украинского общества, его составляющей. Фонд «Відродження» системно исследовал проблему коррупции в вузах, в частности финансировал проведение упомянутого выше исследования. В результате был сделан вывод, что в сравнении с 2002 годом ситуация ухудшилась с точки зрения охвата коррупцией высшего образования и, с точки зрения качественных особенностей, ее проникновения во все сферы высшего образования. Но самое главное, за девять лет со стороны студентов отношение к коррупции изменилось – они говорят о ней как о позитивной вещи (Рис 1).
Рис
1. Для Вас коррупция это? [8]. Проведенный опрос показал, что коррупция в вузах осуществляется по рыночному принципу: есть спрос – есть услуга. Спрос – со стороны студентов, которым нужно сдать экзамен, сдать курсовую, дипломную. И в этом сами студенты признаются, ведь на вопрос: «Как вы считаете, почему студенты покупают себе оценки?» две трети отвечают, что им лень учиться, проще решить вопрос с помощью взятки. И только 20% говорят о внешнем давлении, о том, что от них требуют деньги или подарки. Следовательно, к покупке оценок студентов подталкивает нежелание учиться, обесценивание самого образования либо у работающих студентов нет достаточно времени на учебу (Рис 2).
Рис 2. С чем в первую очередь ассоциируются для Вас явление коррупции в ВУЗах? [8]. Часто студенты в своих противоправных действиях следуют примеру других. В частности, старшекурсников, от которых студенты узнают, как и кому дать взятки. То есть происходит непосредственная передача опыта при решении этого вопроса. О тотальной коррупция в наших ВУЗах еще рано говорить, но ее существование – атрибут современной студенческой жизни. Интересно, что многие студенты не понимают, что оказывать преподавателям услуги, дарить им подарки – это тоже коррупция. Например, покупать лично написанные ими учебники, книги. Ведь это очевидная коррупционная практика. На распространение коррупционных практик не влияет и форма собственности учебного заведения: в государственных или коммунальных вузах с этим явлением сталкиваются приблизительно 33%, в частных – 35%. Также одинаково распространяется коррупция на дневное и заочное отделение. Уровень взяточничества в Украине выше в тех вузах, где учатся по юридическому профилю. – Это те, кто в будущем должен с этим явлением бороться. А самый низкий уровень зафиксирован в гуманитарных ВУЗах. Что касается сумм взяток, то они немалые (Рис 3).
Рис
3. Если так, то сколько приблизительно
стоит экзамен? (у грн). [8]. Выводы. В современном мире еще не придумали методы, которые бы гарантировали, что человек будет антикоррупционным. Существуют три возможных подхода к снижению уровня коррупции в ВУЗах: -
ужесточение законов, -
создание экономических -
усиление роли рынков и Есть в приведенном в статье опросе и примерные ответы на вопрос, как бороться с коррупцией. По крайней мере, какие пути решения проблемы видят студенты. Варианты ответов формировали с помощью специалистов, которые подсказывали, каким образом теоретически можно преодолеть коррупцию. Поэтому большинство студентов выступают за организацию телефона доверия и создание системы сотрудничества с правоохранительными органами. Однако важно понимать, что подобные меры подходят в 20%, когда преподаватель сам провоцирует на взятку или требует ее. Студенты не собираются разоблачать сами себя (Рис 4).
Рис 4. Что из перечисленного может наиболее эффективно влиять на преодоление явления коррупции в ВУЗах Украины? [8]. Рекомендации по вопросам преодоления коррупции в ВУЗах Украины следующие: - необходимо изменить роль диплома, как оценочного критерия при трудоустройстве. Рынок труда должен иметь такие требования к работникам, приоритетом которых станут знания, навыки и личные качества, а не документы, рекомендации от третьих лиц, непотизм, землячество и прочее. Работодателям рекомендуется менять кадровую политику, в том числе по приему и увольнению кадров с купленными дипломами; - учитывая то, что 67% давших взятку, осознанно идут на правонарушение необходимо проводить работу на уровне сознания участников коррупционных процессов, а именно: переоценка ценностей; осознание социализации коррупции; признание негативных последствий такой социализации и стремление к достижению консенсуса и четких ограничений по тому, что допустимо и недопустимо по отношению к взяткам, коррупции и круговой поруки в ухудшении качества образования. Общественные кампании – акции, фильмы, медиа программы – могут быть действенны в таких процессах; - наиболее серьезной проблемой является предоставление права будущим студентам на справедливый доступ к качественному образованию, которое в состоянии воспитать и подготовить кадры, профессионалов, людей с широким кругозором и навыками, способствующими развитию и благосостоянию государства, экономики и социума. Работа с сознанием студентов становится чрезвычайно необходимой и неотложной, что возможно только через воздействие ближайшего и наиболее авторитетного окружения для студентов – профессорско-преподавательский состав. |
Список
использованной литературы.
|