Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:10, реферат
Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы могут
стать объектом контент-анализа. Необходимо,
чтобы исследуемое содержание позволило
задать однозначное правило для надежного
фиксирования нужных характеристик (принцип
формализации), а также, чтобы интересующие
исследователя элементы содержания встречались
с достаточной частотой (принцип статистической
значимости). Чаще всего в качестве объектов
исследования контент-анализа выступают
сообщения печати, радио, телевидения,
протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения
и т.д., а также данные свободных интервью
и открытые вопросы анкет. Основные направления
применения контент-анализа: выявление
того, что существовало до текста и что
тем или иным образом получило в нем отражение
(текст как индикатор определенных сторон
изучаемого объекта — окружающей действительности,
автора или адресата); определение того,
что существует только в тексте как таковом
(различные характеристики формы — язык,
структура, жанр сообщения, ритм и тон
речи); выявление того, что будет существовать
после текста, т.е. после его восприятия
адресатом (оценка различных эффектов
воздействия).
В разработке и практическом применении
контент-анализа выделяют несколько стадий.
После того, как сформулированы тема, задачи
и гипотезы исследования, определяются
категории анализа — наиболее общие, ключевые
понятия, соответствующие исследовательским
задачам. Система категорий играет роль
вопросов в анкете и указывает, какие ответы
должны быть найдены в тексте. В практике
отечественного контент-анализа сложилась
довольно устойчивая система категорий
— знак, цели, ценности, тема, герой, автор,
жанр и др. Все более широко распространяется
контент-анализ сообщений средств массовой
информации, основанный на парадигматическом
подходе, в соответствии с которым изучаемые
признаки текстов (содержание проблемы,
причины ее возникновения, проблемообразующий
субъект, степень напряженности проблемы,
пути ее решения и др.) рассматриваются
как определенным образом организованная
структура.
Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (междукодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.
После того, как категории
сформулированы, необходимо выбрать
соответствующую единицу
Важен выбор необходимых источников, подвергаемых
контент-анализу. Проблема выборки содержит
в себе выбор источника, количества сообщений,
даты сообщения и исследуемого содержания.
Все эти параметры выборки определяются
задачами и масштабами исследования. Чаше
всего контент-анализ проводится на годичной
выборке: если это изучение протоколов
собраний, то достаточно 12 протоколов
(по числу месяцев), если изучение сообщений
средств массовой информации — 12—16 номеров
газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка
сообщений средств массовой информации
составляет 200—600 текстов.
Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование. Тип таблицы определяется этапом исследования. Например разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица — кодировальная матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.
Важным условием контент-анализа является разработка инструкции кодировщику — системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, дается операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д. Процедура подсчета при количественном контент-анализе в общем виде аналогична стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциации. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса, предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных,
где f — число положительных оценок; n — число отрицательных оценок; r — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t — общий объем анализируемого текста. В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных,
Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию/общее число единиц анализа.