Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:48, реферат
Антикризисное регулирование существует как на макро-, так и на микроуровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном национального хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макроуровне создают благоприятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потерями. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие кризис…………………………………………………………………4
1.1.Классификация кризисов …………………………………………………..4
1.2.Микроэкономические проявления кризисов………………………………7
2.Антикризисное управление и регулирование……………………………….8
2.1.Роль и функции антикризисного регулирования…………………………9
3.Взаимосвязь государственного и микроэкономического антикризисного регулирования…………………………………………………………………11
3.1.Государственное регулирование кризисных ситуаций…………………12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список используемой литературы…………………………………………
2.1.Роль и функции антикризисного регулирования.
В антикризисном управлении
предприятием решающее значение имеет
построение тщательно продуманной
стратегии управления. Поэтому, необходимый
начальный этап в разработке стратегии
антикризисного управления предприятием
- комплексная и своевременная диагностика
его состояния. Диагностику кризиса на
микроуровне можно разбить на два этапа
- качественной и количественной идентификации
объекта. Для выявления кризиса в процессе
диагностики используются следующие методы
- аналитические, экспертные, методы линейного
и динамического программирования, построение
экономико-математических моделей исследуемого
предприятия. В работе диагностика кризиса
на предприятии анализируется с учетом
всех рассмотренных выше подходов.
В финансовом подходе последовательно
анализируются: макросреда предприятия
(политическое, экономическое, социальное
и технологическое окружение); конкурентная
среда предприятия (покупатели, поставщики,
конкуренты внутри отрасли, новые потенциальные
конкуренты, товары-заменители); внутренняя
среда предприятия (оценка эффективности
текущей стратегии, SWOT-анализ, оценка конкурентоспособности
цен и издержек предприятия методом «цепочки
ценностей», угроз и возможностей для
предприятия).
С точки зрения финансового
подхода, сущность антикризисной стратегии
заключается в маневре денежными потоками
для заполнения разрыва между их расходованием
и поступлением. Антикризисное управление
допускает любые потери (в том числе и
будущие), ценой которых можно добиться
восстановления платежеспособности предприятия
сегодня. Финансовая стабилизация на предприятии
в условиях кризисной ситуации осуществляется
последовательно в три этапа:
Устранение неплатежеспособности: продажа
краткосрочных финансовых вложений, дебиторской
задолженности, запасов готовой продукции,
избыточных производственных запасов,
деинвестирование. продажа нерентабельных
производств и объектов непроизводственной
сферы;
Восстановление финансовой
устойчивости: остановка нерентабельных
производств, выведение из состава предприятия
затратных объектов, совершенствование
организации труда и оптимизация численности
занятых на предприятии, уменьшение текущей
финансовой потребности, выкуп долговых
обязательств с дисконтом, конвертация
долгов в уставный капитал, форвардные
контракты на поставку продукции предприятия;
Обеспечение финансового равновесия в
длительном периоде: повышение конкурентных
преимуществ продукции, увеличение денежного
компонента в расчетах, увеличение оборачиваемости
активов. В работе последовательно проанализированы
сильные и слабые стороны каждой из этих
методик и установлена наиболее оптимальная
очередность их применения.
К функциям антикризисного
регулирования – относится вид деятельности,
который отражает предмет управления,
и определяют его результат. Он отвечают
на простой вопрос: что нужно, чтобы управлять
успешно в преддверии, процессе и последствиях
кризиса. В этом отношении можно выделить
шесть функций: предкризисное управление,
управление в условиях кризиса, управление
процессами выхода из кризиса, стабилизация
неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости),
минимизация потерь и упущенных возможностей,
своевременное принятие решений.
Каждый из этих видов деятельности
имеет свои особенности, но в своей
совокупности они характеризуют антикризисное
управление.
1. Нет управления без ограничений,
которые могут быть внутренними и внешними.
Но ограничения можно регулировать, и
в этом также суть антикризисного управления.
Внутренние ограничения снимаются или
посредством отбора персонала, его ротации,
обучения, или посредством совершенствования
системы мотивации. Информационное обеспечение
управления также способствует снятию
внутренних ограничений эффективного
управления. Внешние ограничения регулируются
развитием маркетинга, системы “Паблик
рилейшнз”.
2. Одной из важных характеристик
антикризисного регулирования
3. Для антикризисного
управления особое значение
Существуют разные стратегии, наиболее важными из которых являются следующие:
Антикризисное регулирование
и управление так же, как и любое
другое, может быть малоэффективным
или более эффективным. Эффективность
характеризуется степенью достижения
целей смягчения, локализации или
позитивного использования
3.Взаимосвязь государственного и микроэкономического антикризисного регулирования.
Впервые антикризисное регулирование на государственном уровне проводилось в США после Великой депрессии 1930-х годов. Государственное антикризисное регулирование осуществлялось по следующим направлениям: финансирование и субсидирование корпораций, стоящих на грани банкротства; принудительное картелирование предприятий; государственное регулирование кризисного сельского хозяйства: организация общественных работ и выдача пособий по безработице. В дальнейшем государственное регулирование эволюционировало от антикризисного к антициклическому, означающем регулирование экономики на всех фазах цикла - сокращение производства, если оно может стать чрезмерным и его стимулирование в период застоя.
Целенаправленное
Характерной особенностью кризисного процесса на предприятии является его стремительность - от начальных проявлений кризиса до полного банкротства предприятия может пройти не более полутора-двух лет. Таких последствий можно было бы избежать, если бы на начальном этапе возникновения кризиса руководство предприятия начало проведение реорганизации недостаточно эффективно функционирующих звеньев воспроизводственной цепочки.
Поскольку кризис - это постоянная форма движения, его нужно учитывать в повседневном управлении предприятием. То, на уровне крупного предприятия, так же как и на макроуровне, необходимо наличие собственного, постоянно действующего антикризисного подразделения. В периоды кризиса это подразделение отвечает за принятие оперативных мер по его смягчению. Основной задачей, стоящей перед антикризисным подразделением предприятия в благополучный период является краткосрочное и долгосрочное прогнозирование возможных кризисных ситуаций и разработка пакета превентивных мер, направленных на своевременную диагностику зарождающегося кризиса и его локализацию еще на ранних стадиях возникновения.
3.1.Государственное
регулирование кризисных ситуаций
Государственная политика в
регулировании кризисных
Антикризисная политика государства реализуется
на трех уровнях:
В сферах, имеющих особое значение
для экономической и социальной жизни,
государство применяет специальные меры
предупреждения кризисных ситуаций.
Такие меры можно разделить на две группы:
-финансовая поддержка,
- особое администрирование.
Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.
Основные формы финансовой поддержки:
Особое администрирование деятельности предприятий выражается в следующих формах:
Заключение
Можно сделать вывод о том, что некоторые антикризисные шаги, такие как снижение издержек, повышение эффективности управления персоналом, реорганизация управленческих структур предпринимались практически всеми предприятиями, попавшими в кризисную ситуацию. Эти методы считаются надежными, проверенными и составляют оазис антикризисного управления, независимо от масштабов, специализации или географического местонахождения предприятия.
В качестве одной из важнейших
антикризисных мер можно
-разработка стратегии развития предприятия;
-бизнес-планирование несостоятельных предприятий;
-проблематика финансовой устойчивости предприятия;
-маркетинговая стратегия предприятия;
-бухгалтерский учет и аудит;
-управление персоналом в условиях банкротства;
- оценка недвижимости предприятий;
-оценка доходности и риска инвестиционных проектов;
-оценка бизнеса предприятий;
-система критериев определения платежеспособности и удовлетворительности структуры баланса предприятия;
-законодательство о несостоятельности (банкротстве) предприятий; обязательственное и договорное право;
-продажа активов предприятия должника, организация аукционов и конкурсов.
В настоящее время антикризисное регулирование становится частью повседневного управления крупными и средними промышленными предприятиями. Для таких предприятий целесообразно создание собственных антикризисных подразделений.
Список используемой литературы: