Этапы развития философии средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:51, история болезни

Описание работы

Понятие «основы конституционного строя» является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран.
Впервые это понятие формализовано в Конституции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется «Основы конституционного строя».
В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Содержание

Введение
1. Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие
2. Политические основы конституционного строя Российской Федерации
3. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации
4. Социальные основы конституционного строя в Российской Федерации
5. Российская Федерация – светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.51 Кб (Скачать)

     В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством.

     Сущность  идеи правового государства –  его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как  источника власти, подчинение государства  обществу. Правовым считается такое  государство, которое признает в  качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость  суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и необходимостью возмещения ущерба, нанесенного гражданам  публичным учреждением. Главное  в идее правового государства  – связанность государства правом, гарантированная предсказуемость  и надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан  от возможного произвола со стороны  государства и его органов.

     Правовое  государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми  нормами, которым обязаны подчиняться  все без исключения государственные  органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим  принципом является верховенство права.

     Верховенство  права означает, прежде всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что  главные, основополагающие общественные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона означает также его всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает утверждение его господства, то есть такого положения, когда выраженные в законе начала и устои общества должны остаться непоколебимыми, а  все субъекты общественной жизни  без исключения должны подчиняться  его нормам (ст. 15 Конституции РФ).[5]

     Законы  обладают наибольшей юридической силой  по отношению к нормативным актам  всех иных органов государства и  составляют основу всей системы права.

     При помощи закона вводятся в жизнь, прежде всего нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии.

     Важно и то, что с помощью закона создается  возможность обеспечить необходимый  порядок в практической реализации демократических инструментов и  прав.

     Только  через закон, посредством совершенного законодательного регулирования может  быть обеспечен высокий юридический  статус личности.

     Правовое  государство – это в первую очередь конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить российской Конституции (ст. 15 Конституции РФ).

     Являясь полноправным членом мирового сообщества, Российская Федерация признает составной  частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международного договора Российской Федерации.[6] Поэтому, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

     Согласно  Конституции РФ все нормативные  акты, издаваемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции  РФ и законам. Именно поэтому все  эти акты и получили название подзаконных.

     Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства закона становятся издержки ведомственного, регионального и местного нормотворчества, зачастую противоречащего закону и  нередко лишающего граждан тех  прав, которые им предоставляются  законодательством.

     Важнейшей предпосылкой формирования правового  государства и характерной его  чертой является наличие целостной  системы законодательства, охватывающей все сферы общества. В демократическом  государстве норма права должна быть равна для всех граждан. Поэтому  подлинно правовым может быть лишь такое государство, в котором  обеспечено равенство всех его граждан  перед законом.

     По  Конституции РФ (ст. 10) в Российской Федерации все равны перед  законом и судом. Государство  гарантирует равенство прав и  свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Грубым нарушением равноправия граждан является установление ничем не оправданных привилегий для отдельных граждан, введение номенклатурных должностей, на которые не распространяются общие правила приема на работу и увольнения, давление лиц, пользующихся служебным положением, на правоохранительные органы для обеспечения так их решений этих органов, которые, устраивали бы их подопечных, и т.п.

     Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения  с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные  лица служат всему обществу. Правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов  личности. Цель правовой государственности  – служение потребностям личности и общества. Отсюда – приоритет  личности в отношениях между личностью  и государством.

     Правовое  государство предстает как сочетание  субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности. Для формулирования такого рода взаимоотношений  требуется, прежде всего, знание и понимание  гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими правами  не только в своих, но и общественных интересах. Все законы должны быть опубликованы.

     «Закон  подлежит официальному опубликованию, – указывается в Конституции  РФ (ч. 3 ст. 15). – Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».Одной из важных характерных черт правового государства, связанных с его взаимоотношением с гражданами, является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми могут столкнуться граждане.

     3. Экономические основы конституционного  строя Российской Федерации

     Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся  в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров  и благ осуществляется посредством  рыночных отношений. Участниками их выступают частные субъекты хозяйствования, которые находятся между собой  в отношениях конкуренции. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

     «В  Российской Федерации, – указывается  в Конституции РФ (ст. 8), – гарантируется  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»

     В Российской Федерации также действует  Закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения  и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции, и  направлен на создание условий, способствующих созданию и эффективному функционированию товарных рынков.

     Законом запрещаются такие действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют своим  результатом существенное ограничение  конкуренции или ущемление интересов  других хозяйствующих субъектов  или граждан, в том числе такие  действия, как изъятие товаров  из обращения с целью создания или поддержания их дефицита на рынке или повышения цен; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и т. д.

     Законом запрещаются и в установленном  порядке признаются недействительными  достигнутые в любой форме  соглашения конкурирующих хозяйствующих  субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение на рынке, если такие соглашения имеют своим  результатом существенное ограничение  конкуренции, в том числе согласованные  действия, направленные, в частности, на установление цен, скидок, надбавок, наценок: повышение, снижение или поддержание  цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров, кругу продавцов или покупателей.

     Органам власти законом запрещается принимать  акты и совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих  субъектов, создающие дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия  для деятельности отдельных хозяйствующих  субъектов, если такие акты имеют  своим результатом существенное ограничение конкуренции и ущемление  интересов хозяйствующих субъектов.

     В целях предупреждения завоевания отдельными хозяйствующими субъектами доминирующего  положения закон предусматривает  осуществление предварительного государственного контроля создания, слияния и присоединения  союзов, ассоциаций, концернов и  других объединений предприятий; преобразования органов управления и хозяйствующих  субъектов в такие объединения, а также создания, слияния, присоединения и ликвидации акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и других хозяйствующих субъектов.

     Закон предусматривает также государственный  контроль соблюдения антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей, участие в уставном капитале хозяйствующих субъектов.[8]

     Создавая  социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится к тому, чтобы  обеспечивать свободу экономической  деятельности, предпринимательства  и труда, чтобы регулирование  государством хозяйственной жизни  осуществлялось в интересах человека и общества.

     Вместе  с тем государство в различных  формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации  производства и распределения в  стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения  населения всем необходимым: о гарантиях  роста производства и обеспечения  участия в производстве и распределении  всех работоспособных лиц; о смягчении  последствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.

     Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование  отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди  которых принадлежит конституционным  нормам, служащим основой для всего  правового регулирования отношений  собственности в государстве.[9]

     Конституционное регулирование определяет главной  задачей юридическое закрепление  форм собственности, признаваемых государством.

     Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической  системе Российской Федерации присуща  собственность в ее различных  формах – частной, государственной, муниципальной и др.

     В Конституции РФ также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации  как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории.

     В Конституции РФ указывается (ст. 36), что иметь землю в частной  собственности вправе граждане и  их объединения. Владение, пользование  и распоряжение землей и другими  природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это  не наносит ущерба окружающей среде  и не нарушает прав и законных интересов  иных лиц.

     Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, то есть Земельного кодекса  РФ и др.

     Важнейшим направлением создания рыночного хозяйства  в России являются приватизация и  разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом  подходе к ваучерной приватизации, методам и формам приватизации в стране в целом нельзя отрицать, что в ее результате в России заложены основы рыночной экономики. Главное, что формируется принципиально иная экономика, система экономических отношений.

     Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в Российской Федерации каждый вправе иметь имущество  в собственности, пользоваться и  распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими  лицами. Никто не может быть лишен  своего имущества иначе, как по решению  суда. Принудительное отчуждение имущества  для государственных нужд может  быть произведено только при условии  предварительного и равноценного возмещения.

     В Российской Федерации отношения  собственности, предусмотренные Конституцией РФ, регулируются Гражданским кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации, а также законодательными актами субъектов Федерации, изданными в пределах их полномочий.

Информация о работе Этапы развития философии средневековья