Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:02, реферат
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие экономической безопасности………………………………………4
2.Сущность экономической безопасности…………………………………….7
3.Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики………………………………………………………………………10
4.Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности…………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………..22
Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.
Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.
Виды
экономической безопасности определяются
в зависимости от сфер и отраслей
экономической деятельности и соответствующих
рынков. В реальном секторе экономики
речь идет в первую очередь о производственно-
Энергетические
проблемы современной экономики
требуют выделения в
Инфляционная безопасность выражается в росте цен. Но она, как правило, связана с общей сбалансированностью финансовых потоков и равновесием в экономике. Рост цен может отражать конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складывающийся в результате всей совокупности факторов, часто говорит о финансовой безопасности вообще, частными проявлениями которой и являются инфляционная, валютная и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.
Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота.
Возрастающую роль в современной экономике играет интеллектуальная безопасность. Обеспечение безопасности в этой области должно достигаться с помощью патентной защиты, таможенного регулирования.
Еще один вид экономической безопасности - информационная безопасность, особая роль информации и информационных технологий в организации современных рынков, бизнеса.
Мир пока продолжает жить по законам баланса сил, а не согласования интересов. В настоящее время колоссальную роль играют вызовы, идущие от глобализации мировой экономики. Глобализация - процесс объективный., о нем сейчас говорится много, и он оценивается неоднозначно. Без сомнения, надо развести понятия объективной глобализации и той парадигмы, по которой она сегодня вполне регулируемо развивается под патронажем США и их геополитических партнеров. Процесс глобализации идет в русле неолиберальной парадигмы, он носит целенаправленный характер и отражает интересы ключевых субъектов глобальной экономики. Это моноцентричная глобализация, которая в интересах ведущих западных держав и транснациональных капиталов стремится ликвидировать национальные и даже региональные (геополитические) границы.
Однако надо иметь в виду, что экономическое развитие не терпит монопольного доминирования. И объективно полицентричная модель глобализации в большей степени соответствует как реалиям мировой экономики, так и интересам государств и регионов, не входящих в «золотой миллиард».
России
важно выработать собственное видение
своего места в глобализации, выстроить
соответствующие
Отдельного рассмотрения требует вопрос о субъектной структуре глобальной экономики. Для этого необходимо проанализировать:
-
процесс объединения
-
транснациональные капиталы, транснациональные
корпорации (ТНК) и банки как
их организационно-правовые
-
международные экономические
Экономически развитые государства и их различные интеграционные образования активно содействуют деятельности транснациональных корпораций, происхождение или базирование которых так или иначе связано с соответствующими национальными интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Эти государства, будучи наиболее влиятельными членами МВФ, ВТО, МБ и других международных экономических институтов, оказывают решающее воздействие на их деятельность. Международные экономические институты в свою очередь, с одной стороны, демонстрируют финансово-экономическую многостороннюю поддержку политики западных держав и прежде всего США; с другой стороны, активно формируют институциональные основы нового экономического миропорядка, в котором доминируют транснациональные капиталы и международные финансовые рынки.
Вопрос о том, на какой платформе возможно развитие глобализации и как сочетать современный глобализм с идеями многополюсного мира, интересами национальных государств, отдельных регионов, остается открытым.
В условиях образования новых метасубъектов мировой экономики и геополитики новых центров силы, их иерархий и балансов складываются совершенно особые, ранее не проявлявшиеся реалии функционирования национальных государств. Государство становится сильным и ответственным субъектом сохранения национальных интересов страны перед лицом современных региональных союзов и интеграции, ТНК, наднациональных органов международного планирования, регулирования, координации. От понимания этого зависит его место в новых мировых иерархиях, способность защиты политического и экономического суверенитета, его воздействие на международные и внутриполитические процессы. Для России это вдвойне актуально в силу ее совершенно особого геополитического и геостратегического положения, своеобразия исторического периода, переживаемого страной.
Национально-
Добровольный отказ России от преимуществ и выгод положения второй сверхдержавы мира, одностороннее уклонение от мирового соперничества в геополитических и геоэкономических системах координат в первые годы реформирования не столько обеспечило «возвращение в мировое сообщество», сколько понизило статус страны до уровня региональной державы в мировом сообществе. Утверждение России в качестве полноправного члена мирового сообщества, формирование свободных от конфронтации отношений с ведущими странами Запада, ее вхождение в международные экономические организации должны происходить без какого-либо ущемления ее национально-государственных интересов, параллельно с восстановлением ее статуса мировой экономической державы. Все, что противодействует данной стратегии, чревато угрозами и ущербами для экономической безопасности страны. Политика реформ также должна находиться в русле данной стратегии.
Содержание экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической безопасности.
Методологический
ключ к классификации угроз
- расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;
-
увеличения доли бедных слоев
населения в городе по
для широкого распространения относительно
новых для России негативных явлений -
наркомании, организованной преступности,
проституции и т. д.;
- роста числа безработных, что может привести к социальным конфликтам;
- задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий и т. д.
2. Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как:
-
усиление топливно-сырьевой
- отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
-
низкая конкурентоспособность
- свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
-
снижение результативности, расширение
технологического единства
-
завоевание иностранными
-
приобретение иностранными
- рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
3. Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как:
- объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;
-
нарушение производственно-
-
увеличение разрыва в уровне
производства национального
4. Причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали:
-
рост безработицы, поскольку
-
сращивание части
-
ослабление системы