Экономическая безопасность и её роль в обеспечении национальной безопасности страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:02, реферат

Описание работы

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие экономической безопасности………………………………………4
2.Сущность экономической безопасности…………………………………….7
3.Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики………………………………………………………………………10
4.Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности…………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

     Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и  институтами государства (включая  силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.

     Состояние экономической безопасности оценивается  перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.

     Виды  экономической безопасности определяются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков. В реальном секторе экономики речь идет в первую очередь о производственно-технологической, промышленной безопасности. Однако этими сферами не исчерпывается вся проблематика этого вида. Одновременно необходимо рассматривать, в чьих интересах происходит распределение и перераспределение национального богатства страны, проводится приватизация государственной собственности, деиндустриализация экономики; как используются экспортный потенциал и рынки внутри страны под напором дешевого импорта.

     Энергетические  проблемы современной экономики  требуют выделения в самостоятельный  вид энергетической безопасности. Это связано как с ограниченностью и дороговизной источников энергии, так и с конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами между предприятиями-производителями энергоносителей и энергопроводящими сетями. Сегодня энергетическая политика во всех регионах мира глобализуется и превращается в один из главных объектов геополитического и геоэкономического планирования.

     Инфляционная  безопасность выражается в росте  цен. Но она, как правило, связана  с общей сбалансированностью  финансовых потоков и равновесием  в экономике. Рост цен может отражать конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складывающийся в результате всей совокупности факторов, часто говорит о финансовой безопасности вообще, частными проявлениями которой и являются инфляционная, валютная и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.

     Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая  безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота.

     Возрастающую  роль в современной экономике  играет интеллектуальная безопасность. Обеспечение безопасности в этой области должно достигаться с помощью патентной защиты, таможенного регулирования.

     Еще один вид экономической безопасности - информационная безопасность, особая роль информации и информационных технологий в организации современных рынков, бизнеса.

     Мир пока продолжает жить по законам баланса сил, а не согласования интересов. В настоящее время колоссальную роль играют вызовы, идущие от глобализации мировой экономики. Глобализация - процесс объективный., о нем сейчас говорится много, и он оценивается неоднозначно. Без сомнения, надо развести понятия объективной глобализации и той парадигмы, по которой она сегодня вполне регулируемо развивается под патронажем США и их геополитических партнеров. Процесс глобализации идет в русле неолиберальной парадигмы, он носит целенаправленный характер и отражает интересы ключевых субъектов глобальной экономики. Это моноцентричная глобализация, которая в интересах ведущих западных держав и транснациональных капиталов стремится ликвидировать национальные и даже региональные (геополитические) границы.

     Однако  надо иметь в виду, что экономическое  развитие не терпит монопольного доминирования. И объективно полицентричная модель глобализации в большей степени соответствует как реалиям мировой экономики, так и интересам государств и регионов, не входящих в «золотой миллиард».

     России  важно выработать собственное видение  своего места в глобализации, выстроить  соответствующие геостратегические  концепции глобализации. Без концепции и активной внешнеэкономической и политической работы страна непременно выдвинется на периферию современного мирового экономического пространства.

     Отдельного  рассмотрения требует вопрос о субъектной структуре глобальной экономики. Для этого необходимо проанализировать:

     - процесс объединения национальных  государств в интеграционные союзы;

     - транснациональные капиталы, транснациональные  корпорации (ТНК) и банки как  их организационно-правовые формы;

     - международные экономические институты  регулирования и координации.

     Экономически  развитые государства и их различные  интеграционные образования активно содействуют деятельности транснациональных корпораций, происхождение или базирование которых так или иначе связано с соответствующими национальными интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Эти государства, будучи наиболее влиятельными членами МВФ, ВТО, МБ и других международных экономических институтов, оказывают решающее воздействие на их деятельность. Международные экономические институты в свою очередь, с одной стороны, демонстрируют финансово-экономическую многостороннюю поддержку политики западных держав и прежде всего США; с другой стороны, активно формируют институциональные основы нового экономического миропорядка, в котором доминируют транснациональные капиталы и международные финансовые рынки.

     Вопрос  о том, на какой платформе возможно развитие глобализации и как сочетать современный глобализм с идеями многополюсного мира, интересами национальных государств, отдельных регионов, остается открытым.

     В условиях образования новых метасубъектов мировой экономики и геополитики новых центров силы, их иерархий и балансов складываются совершенно особые, ранее не проявлявшиеся реалии функционирования национальных государств. Государство становится сильным и ответственным субъектом сохранения национальных интересов страны перед лицом современных региональных союзов и интеграции, ТНК, наднациональных органов международного планирования, регулирования, координации. От понимания этого зависит его место в новых мировых иерархиях, способность защиты политического и экономического суверенитета, его воздействие на международные и внутриполитические процессы. Для России это вдвойне актуально в силу ее совершенно особого геополитического и геостратегического положения, своеобразия исторического периода, переживаемого страной.

     Национально-государственные  интересы ведущих стран мира, конкурентные позиции национальных экономик или  их интеграционных союзов, корпоративные интересы транснациональных компаний продолжают оставаться важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях.

     Добровольный  отказ России от преимуществ и  выгод положения второй сверхдержавы мира, одностороннее уклонение от мирового соперничества в геополитических и геоэкономических системах координат в первые годы реформирования не столько обеспечило «возвращение в мировое сообщество», сколько понизило статус страны до уровня региональной державы в мировом сообществе. Утверждение России в качестве полноправного члена мирового сообщества, формирование свободных от конфронтации отношений с ведущими странами Запада, ее вхождение в международные экономические организации должны происходить без какого-либо ущемления ее национально-государственных интересов, параллельно с восстановлением ее статуса мировой экономической державы. Все, что противодействует данной стратегии, чревато угрозами и ущербами для экономической безопасности страны. Политика реформ также должна находиться в русле данной стратегии.

     Содержание  экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической безопасности.

     Методологический  ключ к классификации угроз экономической  безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате:

     - расслоения общества на узкий  круг богатых и преобладающую  массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

     - увеличения доли бедных слоев  населения в городе по сравнению  с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву 
для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.;

     - роста числа безработных, что  может привести к социальным  конфликтам;

     - задержки выплаты заработной  платы, пенсий, пособий, остановки  предприятий и т. д.

     2. Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как:

     - усиление топливно-сырьевой направленности  экономики;

     - отставание разведки запасов  полезных ископаемых от их  добычи;

     - низкая конкурентоспособность продукции  большинства отечественных предприятий;

     - свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

     - снижение результативности, расширение  технологического единства научных  исследований и разработок, распад  сложившихся научных коллективов  и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

     - завоевание иностранными фирмами  внутреннего рынка России по  многим видам товаров народного потребления и медикаментов;

     - приобретение иностранными фирмами  российских предприятий в целях  вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;

     - рост внешнего долга России  и связанное с этим увеличение  расходов бюджета на его погашение.

     3. Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как:

     -  объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;

     - нарушение производственно-технологических  связей между предприятиями отдельных  регионов России;

     - увеличение разрыва в уровне  производства национального дохода  на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

     4. Причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали:

     - рост безработицы, поскольку значительная  часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

     - сращивание части чиновничества  государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования;

     - ослабление системы государственного  контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Информация о работе Экономическая безопасность и её роль в обеспечении национальной безопасности страны