Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:34, курсовая работа
В данной работе прослеживается история развития нормативных актов, регулирующих институт несостоятельности. Довольно длительное время оно шло в нашей стране обособленно, подвергаясь незначительным изменениям и дополнениям, но после налаживания торговых и политических отношений с Европой начались активные работы в этом направлении. Российская империя не могла позволить иностранным и отечественным купцам терять имущество из-за несовершенства законодательства. Многие положения были заимствованы из зарубежной практики, а некоторые из них, претерпев изменения в российских условиях, послужили примером уже для европейских держав.
Введение 2
1. Становление института банкротства в России 5
1.1 История института банкротства в России: ранние источники 5
1.2 Устав о торговой несостоятельности 1832 года 10
1.3 Гражданский кодекс РСФСР 1922 года 15
2. Развитие института банкротства в современной России. 17
2.1 Первые нормативные акты после распада СССР 17
2.2 Современное законодательство о несостоятельности (банкротстве) 20
3. Примеры известных банкротств в истории России 25
Железнодорожный магнат. Савва Иванович Мамонтов 25
Заключение 30
Список использованных источников 32
По Уложению 1903 года содержанием злостного банкротства является:
–
сокрытие, умолчание или ложное показание
о своем имуществе при
– выдача обязательства, которое уменьшает конкурсную массу, по долгам полностью или частично вымышленным;
– безвозмездная передача своего имущества третьим лицам после объявления о несостоятельности.12
Гражданско-правовые
основания привлечения к
–
подстрекатели к злостному
– требующие или получающие платежи по фиктивным обязательствам;
– принимающие у банкрота имущество под видом купли-продажи;
– скрывающие или участвующие в сокрытии имущества банкрота.
В
1908 году в Москве был образован
Московский временный комитет по
изысканию мер против неплатежей.
Он занимался разработкой
Революция
1917 года внесла коррективы в законотворческий
процесс. После отмены в России в
1917 году в результате социалистической
революции частной
Первым нормативным актом, регулирующим институт несостоятельности (банкротства) в советской России стал Гражданский кодекс РСФСР 1922 года, но отсутствие механизма применения не дало никакого положительного результата. Во избежание подобных недоразумений в ряд статей Гражданского кодекса 1922 года было введено понятие несостоятельности.
Позже в 1927 году Гражданский процессуальный кодекс был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных лиц физических и юридических».13 Законодателем были детально регламентированы отдельные положения, в частности касающиеся условий признания сделок недействительными, правил зачета взаимных требований, отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров и т.д. Согласно этому нововведению кредиторы отстранялись как от участия в конкурсе, так и от назначения управляющего. Исполнение этих функций перешло к государственным учреждениям. Но на практике широкая реализация механизма банкротства хозяйствующих субъектов не осуществлялась.
С
1930-х гг. в России правоотношения,
связанные с несостоятельностью
предприятия, практически не регулировались.
По мере отхода государством от либеральной
новой экономической политики и
начала процессов коллективизации
и индустриализации необходимость
в использовании института
Официальная
доктрина не признавала институт банкротства,
поскольку при плановой экономике,
как утверждалось, нет места несостоятельности.
Более того, реформами гражданского
и хозяйственного законодательства
60-х годов нормы о
С
распадом Советского Союза и возрождением
рыночных отношений начался этап
развития гражданско-правового
19
ноября 1992 года был принят Закон
РФ "О несостоятельности (
Однако
он имел, несомненно, и положительный
эффект. Прежде всего появилась принципиальная
возможность признания
22.12.1993
года вышел Указ Президента
РФ № 2264 «О мерах по реализации
законодательных актов о
Развитие законодательной базы в стране во многом не успевало за экономикой, и следующий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" появился только 8 января 1998 года.
Он
значительно отличался от действовавшего
ранее и включал в себя целый
ряд положений, явившихся новыми
для российского
По сравнению с Законом от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" объем нового закона вырос более чем в три раза. Усложнился и расширился понятийный аппарат, внесено много уточнений процессуального характера, появилось много принципиально новых норм материального права.
Новая редакция закона отметала главный аргумент должника: "Я не плачу потому, что не заплатили мне". Законодатель не принимает во внимание дебиторскую задолженность перед должником.
По
структуре новый закон был
стройнее и последовательнее прежнего.
В нем нет тех смешений процессуальных
и материальных норм, которые были
характерны для закона от 19 ноября 1992
года. Например, нормы глав 1, 2, 4 направлены
на урегулирование материально-правовых
вопросов. Глава 3 - "Разбирательство
дел о банкротстве в
Здесь
логически последовательно
Надо
сказать и о понятийном аппарате.
Основные понятия содержит статья 2
нового закона. Уточнения коснулись,
например, арбитражного управляющего,
который сегодня может
Кроме нового определения банкротства, закон 1998 года содержит признаки банкротства. Здесь уточняется срок неисполнения должником обязательств, который составляет 3 месяца (с момента наступления даты исполнения). Что касается размеров задолженности, позволяющей Арбитражному суду возбудить дело о банкротстве, то в соответствии с законом 1998 года они составляют: для юридических лиц - не менее 500, а к должнику - гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, российский закон, кроме факта неплатежей и временного их отрезка, устанавливает и минимальную задолженность.
Аналогичный
подход содержит законодательство Англии
(там минимальная
Отдельный разговор - процедуры банкротства. Закон от 19 ноября 1992 года делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного производства. Новый закон не употребляет терминов "реорганизация" и "ликвидация". Статья 23 выделяет четыре процедуры для юридических лиц и две - для должников-граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление.
Более десяти статей Закона 1998 года посвящаются процедуре наблюдения. Законодательно определяются основные последствия введения наблюдения. Среди них - назначение временного управляющего и ограничение органов управления должника на совершение сделок.
Статья 58 устанавливает, что сделки, связанные с распоряжением недвижимостью, иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника, а также связанные с получением и выдачей займов, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления, должны совершаться исключительно с согласия временного управляющего.
Достаточно
подробно регламентируется и осуществление
внешнего управления, которое может
быть установлено на срок до 12 месяцев
с возможностью продления еще
на полгода. Здесь руководитель должника
отстраняется от должности и назначается
внешний управляющий, вводится мораторий
на удовлетворение требований кредиторов.
В отношении действий по распоряжению
имуществом вводятся еще более жесткие
ограничения. Например, ст. 76 закрепляет,
что крупные сделки (с недвижимостью
и имуществом, превышающим по стоимости
20% активов должника, а также сделки,
в которых имеется