Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа
В условиях рыночных отношений, и, особенно, в переходный к рынку период, налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики с помощью финансовых рычагов. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена налоговая система. В этой связи необходимость предельно четкого понимания содержания понятия «налоговая система» представляется актуальной и значимой.
Введение 2
Глава I. Система налоговых платежей в РФ 4
1.1 Основы современной налоговой системы РФ 4
1.2 Структура налогов 8
Глава II. Сущность налогов. Функции налогов. Формы проявления 13
2.1 Сущность налогов 13
2.2 Функции налогов и формы проявления 15
Глава III. Прямые налоги. Формы и методы косвенного налогообложения 17
3.1 Прямые налоги 17
3.2 Формы и методы косвенного налогообложения 19
Глава IV. Налоговый кредит 23
4.1 Механизм и процесс налогового кредита 23
4.2 Налоговый кредит 24
Заключение 28
Список литературы 30
При
косвенном налогообложении
Важное свойство косвенных налогов - участие в образовании цены. Если прямые налоги закладываются в цену на стадии производства, у производителя, то косвенные - только на стадии реализации и как надбавка к цене товара.
Для
государства косвенное
Среди преимуществ косвенных налогов выделяют:
В России совокупное бремя косвенного налогообложения является одним из самых высоких в мире, притом, что фактическая способность населения к их уплате в силу низкого среднедушевого дохода весьма незначительна. В России в составе цены товаров взимаются НДС по ставке 20 %, акцизы (на отдельные виды товаров), таможенная пошлина (на импортные товары). Введение налога с продаж по ставке 5 % также значительно увеличивает бремя косвенного налогообложения. При этом если налог с продаж взимается и при безналичных расчетах индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары (работы, услуги) для предпринимательской деятельности, то возникает кумулятивный эффект и реальная ставка косвенного налога, перелагаемая на потребителей, может достигать 15 и более процентов. Таким образом, возможна ситуация, когда цена товара на 35-40 и более процентов состоит из косвенных налогов, т. е. от четверти до половины цены товаров, работ или услуг изымается государством.
Имеется еще один аспект, который должен учитываться при оценке косвенных налогов. В силу ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Из этой нормы Конституции РФ вытекает положение о подчиненности государства гражданскому обществу13. Соотношение прямых и косвенных налогов напрямую влияет на развитие гражданского общества и его контроль за финансовой деятельностью государства, в силу чего на конституционном уровне оно приобретает правовое значение. Взимание прямых налогов (подоходного налога, налога на имущество и т. д.) наглядно демонстрирует гражданам, что именно они содержат государство, и способствует распространению среди населения правовых идей о необходимости ответственности государства и его институтов перед обществом в расходовании народных средств. Это создает реальные предпосылки для развития инструментов контроля гражданского общества за финансовой деятельностью государства. Взимание косвенных налогов в составе цены товаров, работ, услуг, как правило, незаметно для населения и не способствует развитию институтов контроля общества за финансовой деятельностью государства. Поэтому не случайно в странах с устойчивыми демократическими традициями высока доля прямых налогов по сравнению с косвенными. Страны с доминированием косвенного налогообложения являются, как правило, странами с низким уровнем развития демократических институтов14.
Таким
образом, соотношение доли прямых и
косвенных налогов является одним
из важных факторов развития демократии
в России. В настоящее время в России
доминирует косвенное налогообложение.
Глава
IV. Налоговый кредит
4.1
Механизм и процесс
налогового кредита
В механизме исполнения обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена возможность переноса установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Эта возможность реализуется путем предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита (ранее существовавший налоговый кредит с 1 января 2007г. упразднен). Отсрочка или рассрочка предоставляется на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком отсроченной трансформированной суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации (ст. 64 Налогового кодекса РФ)15.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, именуемой задолженностью с момента предоставления отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. На фоне относительно дорогих банковских кредитов получение коммерческими организациями отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита становится привлекательным инструментом пополнения финансовых ресурсов, необходимых для наращивания оборотного капитала либо для инвестирования в основной капитал. Однако, как показывает налоговая статистика, потенциал указанного инструмента остается нереализованным, а соответствующие статьи Налогового кодекса РФ -декларативной нормой.
В структуре задолженности по налогам и сборам на долю отсроченных (рассроченных) платежей, куда по статистике включены все виды изменений срока уплаты налога, наибольшее значение принадлежит инвестиционному налоговому кредиту, предоставляемому Минфином России (с 2006г. - ФНС России) и финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ).
При
получении инвестиционного
Общий
порядок уменьшения предусмотрен ст.
66 НК РФ. Конкретный порядок уменьшения
налоговых платежей определяется заключенным
договором об инвестиционном налоговом
кредите (п. 2 ст. 66 НК РФ). Так, уменьшение
производится по каждому платежу
соответствующего налога, по которому
предоставлен кредит, за каждый отчетный
период до тех пор, пока сумма, не уплаченная
организацией в результате всех таких
уменьшений (накопленная сумма кредита),
не станет равной сумме кредита, предусмотренной
договором. Вне зависимости от количества
заключенных договоров инвестиционного
налогового кредита уменьшить налог можно
только на 50% от его величины за отчетный
(налоговый) период.
4.2
Налоговый кредит
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен не каждому налогоплательщику и не по всем налогам.
Воспользоваться кредитом могут только организации, за исключением тех, в отношении которых (п. 1 ст. 62 НК РФ):
Рисунок
4.1 – Механизм предоставления
налогового и инвестиционного
налогового кредита
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется только по одному федеральному налогу (налогу на прибыль) и по всем региональным и местным налогам. Напомним, что к региональным налогам относятся: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, к местным - земельный налог (рис. 4.1).
Что касается налогов, уплачиваемых в рамках специальных налоговых режимов (единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), то они относятся к федеральным налогам (п. 7 ст. 12 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30). Следовательно, получить по ним инвестиционный налоговый кредит нельзя16.
Имеются ограничения и по основаниям предоставления кредита (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Ограничения предоставления кредита
Основания предоставления кредита | Размер кредита |
Проведение НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами | Составляет 30% от
стоимости приобретенного оборудования,
используемого исключительно |
Осуществление
внедренческой или |
Определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией |
Выполнение
особо важного заказа по социально-
экономическому
развитию региона или |
Определяется
по соглашению между уполномоченным
органом и заинтересованной организацией |
Выполнение государственного оборонного заказа | Определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией |
Для получения кредита необходимо предоставить обеспечение: залог имущества либо оформить поручительство (п. 5 ст. 61 НК РФ).
Согласно Решению ВАС РФ от 21.01.2008 N 14430/07 ФНС России не может ограничить налогоплательщика в праве выбора способа обеспечения исполнения налогового обязательства и вводить какие бы то ни было общие запреты или ограничения на применение установленного НК РФ способа обеспечения.
Процент по кредиту устанавливается в размере от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования Банка России. Напомним, что с 1 декабря 2008г. ставка рефинансирования установлена в размере 13% годовых (Указание Банка России от 28.11.2008 N 2135-У). Таким образом, предельные значения ставки по налоговому инвестиционному кредиту составляют от 6,5 до 9,75% годовых.
Суммы причитающихся к уплате процентов налогоплательщик может учесть в расходах по прибыли на основании и в порядке, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ.
Срок
предоставления кредита - от 1 года до 5
лет. При этом налогоплательщик может
получить несколько инвестиционных
налоговых кредитов. Согласно п. 5 ст.
67 НК РФ наличие у организации одного или
нескольких договоров об инвестиционном
налоговом кредите не может служить препятствием
для заключения с этой организацией другого
договора об инвестиционном налоговом
кредите по иным основаниям17.
Заключение
Налог - это многоаспектное явление (экономическое, хозяйственное, политическое). Многие из современных определений налога делают акцент на принудительный характер налогообложения; налогом считается безвозмездный платеж, взимаемый с лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.
В понятие «налог»
Понимание термина «налог»
В качестве юридического
Информация о работе Исчисление и взимание налоговых платежей