Информатизация общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 01:56, реферат

Описание работы

Что такое процесс информатизации общества Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу.

Содержание

РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
Роль и значение информационных революций
Об информации, информатизации и защите информации
Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения
КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ИТ
ТРИ КАЧЕСТВЕННЫХ СКАЧКА В ИТ - ТРИ ВЕЛИКИХ ФЕНОМЕНА
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Работа содержит 1 файл

Информатизация общества.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

 Статья 16. Разработка  и производство информационных  систем, технологий и средств  их обеспечения

1. Все виды  производства информационных систем  и сетей, технологий и средств  их обеспечения составляют специальную  отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.

2. Государственные  и негосударственные организации,  а также граждане имеют равные  права на разработку и производство  информационных систем, технологий  и средств их обеспечения.

3. Государство  создает условия для проведения  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ в области разработки  и производства информационных  систем, технологий и средств  их обеспечения. Правительство  Российской Федерации определяет приоритетные направления развития информатизации и устанавливает порядок их финансирования.

4. Разработка  и эксплуатация федеральных информационных  систем финансируются из средств федерального бюджета по статье расходов "Информатика" ("Информационное обеспечение") .

5. Органы государственной  статистики совместно с Комитетом  при Президенте Российской Федерации  по политике информатизации устанавливают  правила учета и анализа состояния отрасли экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.

 Статья 17. Право  собственности на информационные  системы, технологии и средства  их обеспечения

1. Информационные  системы, технологии и средства  их обеспечения могут быть  объектами собственности физических  и юридических лиц, государства.

2. Собственником  информационной системы, технологии  и средств их обеспечения признается  физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке наследования, дарения или иным законным способом.

3. Информационные  системы, технологии и средства  их обеспечения включаются в  состав имущества субъекта, осуществляющего права собственника или владельца этих объектов. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения выступают в качестве товара (продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков. Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения определяет условия использования этой продукции.

 Статья 18. Право  авторства и право собственности  на информационные системы, технологии  и средства их обеспечения

 Право авторства  и право собственности на информационные  системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам. Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Статья 19. Сертификация информационных систем, технологий, средств их обеспечения и лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов

1. Информационные  системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного  обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".

2. Информационные  системы органов государственной  власти Российской Федерации  и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации определяется законодательством Российской Федерации.

3. Организации,  выполняющие работы в области  проектирования, производства средств  защиты информации и обработки  персональных данных, получают лицензии  на этот вид деятельности. Порядок  лицензирования определяется законодательством Российской Федерации.

4. Интересы потребителя  информации при использовании  импортной продукции в информационных  системах защищаются таможенными  органами Российской Федерации  на основе международной системы  сертификации.

 Президент  Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль. 20 февраля 1995 года. № 24-ФЗ

 Закон опубликован:

20 февраля 1995 года, "Собрание законодательства  РФ", № 8 22 февраля 1995 года, "Российская  газета", № 39

 КАЧЕСТВЕННЫЕ  ИЗМЕНЕНИЯ В ИТ

 В 80-х годах  произошел целый ряд качественных изменений в ИТ. Некоторые из них осознавались постепенно (например, развитие архитектуры и стандартов открытых систем) , другие, как феномен персональных вычислений, входили в жизнь гораздо более революционным путем. Кратко рассмотрим, как эти изменения все более ограничивали применение классических методов системного проектирования, требуя новых подходов в разработке чисто "компьютерных" компонентов ИС. Далее, во второй части будет рассмотрено, как эти изменения помогали также появлению BPR.

 ТРИ КАЧЕСТВЕННЫХ СКАЧКА В ИТ - ТРИ ВЕЛИКИХ ФЕНОМЕНА

 Наконец,  к концу 80-х - началу 90-х во  всем мире не только разработчиками, но и пользователями были осознаны  три действительно революционных  феномена. Они стали все шире  входить в отечественную практику, качественно меняя деятельность компьютеризованных предприятий:

1. Феномен персональных  вычислений, основанный на постоянной  доступности работнику возможностей  ЭВМ, в первую очередь - на  использовании персональных компьютеров.  Феномен состоит в том, что  во многих видах информационных, проектных и управленческих работ исчезла необходимость в работниках-исполнителях (машинистках, чертежниках, делопроизводителях и др.) , являющихся посредниками между постановкой задачи и ее решением.

2. Феномен кооперативных  технологий, состоящий в компьютерной поддержке совместной согласованной работы группы работников над одним проектом. Этот феномен возник на основе суммы методов, обеспечивающих управление доступом членов группы к разным частям проекта, управление версиями и редакциями проектной документации и согласованным выполнением работ в последовательной процедуре работ, управление параллельным конструированием и др.

3. Феномен компьютерных  коммуникаций, состоящий в резком  увеличении возможностей обмена  любой информацией. Он возник, в частности, на основе стандартизованных протоколов обмена данными прикладного уровня в локальных и глобальных сетях. Это позволило исключить необходимость передачи бумажных документов для получения согласия или содержательных замечаний, ненужные переезды для проведения совещаний, обеспечить постоянную готовность работника получить и отослать сообщение или информативные записи данных вне зависимости от места его географического расположения и др.

 Оценка их  влияния на производственную  деятельность и оргструктуры, разработка соответствующих методик производились не только за рубежом, но и отечественными специалистами, хотя тогда у нас время реального применения этих методов еще не настало.

 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 Существует  несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

 Общим для  всех изложенных ниже подходов  является то, что с появлением  персонального компьютера начался  новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

 Признак деления  – вид задач и процессов  обработки информации.

1 - й этап (60 –  70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2- й этап (с  80-х гг.) – создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

 Признак деления  – проблемы, стоящие на пути  информатизации общества

1-й этап (до  конца 60-х гг.) характеризуется  проблемой обработки больших  объемов данных в условиях  ограниченных возможностей аппаратных средств.

2 - й этап (до  конца 70-х гг.) связывается с  распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание  программного обеспечения от  уровня развития аппаратных средств.

3 - й этап (с  начала 80-х гг.) – компьютер становится  инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4 - й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

 выработка  соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

 организация  доступа к стратегической информации;

 организация  защиты и безопасности информации.

 Признак деления  – преимущество, которое приносит  компьютерная технология

1- й этап (с  начала 60-х гг.) характеризуется довольно  эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая – плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с  середины 70-х гг.) связан с появлением  персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3- й этап (с  начала 90-х гг.) связан с понятием  анализа стратегических преимуществ  в бизнесе и основан на достижениях  телекоммуникационной технологии  распределенной обработки информации. Информационные системы имеют  своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

 Признак деления  – виды инструментария технологии

1 - й этап (до второй половины XIX в.) – "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.

2- й этап (с  конца XIX в.) – "механическая" технология, инструментарий которой  составляли: пишущая машинка, телефон,  диктофон, оснащенная более совершенными  средствами доставки почта. Основная  цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3 - й этап (40 –  60-е гг. XX в.) – "электрическая"  технология, инструментарий которой  составляли: большие ЭВМ и соответствующее  программное обеспечение, электрические  пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

 Изменяется  цель технологии. Акцент в информационной  технологии начинает перемещаться  с формы представления информации  на формирование ее содержания.

4- й этап (с  начала 70-х гг.) – "электронная"  технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС) , оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

Информация о работе Информатизация общества