Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:41, курсовая работа
Резюмируя все выше сказанное, можно сказать: инфляция – это сложный экономический процесс, в умеренных проявлениях которого есть доля пользы и выгоды, в критических же его выражениях есть немалая угроза экономической политике государства, и его гражданам, в частности.
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации.
I. Введение…………………………………………………………………………1
II. Понятие инфляции, её влияние на экономику………………………………...3
III. Причины возникновения инфляции, виды инфляции и формы ее проявления………………………………………………………………………8
IV. Методы борьбы с инфляцией, необходимость государственного антиинфляционного регулирования экономики………………………………………………………………………14
V. Особенность инфляционного процесса в России в настоящее время, причины превышения прогнозов инфляции……………………………………………………………………….16
VI. Заключение……………………………………………………………………..18
VII. Список литературы…………………………………………………………….20
гиперинфляцию, когда темпы роста цен превышают 50% в месяц. Данная инфляция особенно сильно отражается на состоянии экономики, и именно она вызывает социальную и политическую напряженность в обществе, поскольку цены растут.
Кроме того, инфляцию можно классифицировать в зависимости от механизма ее возникновения. В данном случае можно выделить: административную инфляцию, инфляцию издержек, спроса и предложения, импортируемую инфляцию, индуцированную, кредитную, непредвиденную, открытую, подавленную и ожидаемую инфляции. Поясним некоторые виды инфляции:
— инфляция издержек представляет собой рост цен, вызванный увеличением стоимости ресурсов и других факторов производства;
— инфляция спроса возникает в ситуации, когда спрос на товары превышает их предложение. В этом случае возникает дефицит товаров и на прежнее количество денег уже нельзя приобрести необходимую продукцию;
— инфляция предложения связана с ростом издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов;
— импортируемая инфляция возникает в результате воздействия внешних факторов. Например, происходит чрезмерный приток иностранной валюты или возрастают цены на импортную продукцию. При этом рост цен на импортную продукцию может происходить как из-за процессов в стране-импортере, так и в результате использования административных мер правительством с целью ограничить импорт;
— кредитная инфляция возникает в результате чрезмерной кредитной экспансии, то есть механизм банковского мультипликатора работает очень быстрыми темпами, кредиты выдаются в слишком большом количестве и денежная масса в стране излишне возрастает.
Также выделяют: хроническую инфляцию, стагфляцию и дефляцию. Самой тяжелой по последствиям из данных типов инфляции является стагфляция — это инфляция, сопровождаемая спадом производства. Результатом становится почти полное разрушение экономики в стране. Это происходит в результате усугубления инфляционных процессов и их следствий процессами, связанными с уменьшением производства. Спад производства приводит к уменьшению количества продаваемых товаров, а следовательно, и к уменьшению выручки предприятия. Снижение прибыли чревато не только финансовыми проблемами, но и иногда закрытием производства. В результате в экономике складывается особо опасная ситуация, когда напряженность, вызванная инфляцией, дополняется обострением социальной напряженности, безработицей, отсутствием национальных товаров и услуг и т. д.
В противоположность столь мрачным последствиям дефляция — это инфляция наоборот, то есть процесс отрицательной инфляции, когда уровень цен снижается. Естественно, такой процесс наблюдается нечасто, но его очень хотели бы наблюдать практически все люди. Действительно, всем хотелось бы наблюдать уменьшение цен и соответственно иметь возможность приобретать на имеющиеся денежные средства большее количество товаров и услуг.
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения третьего критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:
а) сбалансированная инфляция;
б) несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.
Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не могла, индустриальное возрождение России было нереальным. Были возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен, как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют:
а) ожидаемую;
б) неожидаемую.
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая - возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем, в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Различные виды инфляции схематически можно изобразить следующим образом:
| Ожидаемая | Неожидаемая |
Сбалансированная | № 1 | № 2 |
Несбалансированная | № 3
| № 4 |
Комбинация №1 в схеме (ожидаемая + сбалансированная инфляция) наименее опасна.
Комбинация № 2 более опасна (неожидаемая, но сбалансированная).
Комбинация № 3 означает нарастание отрицательных последствий инфляции для вашего бизнеса.
Комбинация №4 (несбалансированная + неожидаемая) - наихудшая из всех. Нарастание номера комбинации означает нарастание трудностей адаптации к ней. К этому добавим, что чем быстрее растут цены (вспомним критерий темпов роста), тем сильнее негативные последствия любой из четырех комбинаций.
Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация №1 в сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции, ибо от денег надо побыстрее переходить к производственным вложениям.
Несбалансированность и непредсказуемость инфляции в СНГ разрушало психологическую устойчивость людей, которые все менее надеялись на торможение роста цен. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.
Формы проявления инфляции.
Формой проявления инфляции является рост цен. При этом рост цен не всегда может однозначно свидетельствовать о негативном влиянии инфляционных процессов на жизненный уровень трудящихся, в частности, если повышение цен сопровождается компенсирующим их ростом денежных доходов.
Инфляцию следует рассматривать как болезнь всего хозяйственного механизма, которая отражается на всех социальных и экономических параметрах. Она прежде всего влияет на рост цен. Но инфляция есть причина, а рост цен — следствие, хотя инфляционный рост цен связан с формами обесценения денег, которые можно подразделить на: 1) открытые; 2) скрытые.
Об открытой форме инфляции можно говорить тогда, когда имеет место и статистически установлен факт повышения уровня цен. К открытой форме инфляции относятся:
1) рост цен на продукцию I подразделения общественного производства;
2) рост цен на продукцию II подразделения общественного производства.
Однако через динамику цен можно лишь наиболее просто и приблизительно определить темпы и масштабы открытой инфляции. Большее значение имеет динамика издержек производства и рентабельности по отраслям народного хозяйства. В данном случае динамика издержек производства более объективно характеризует масштаб обесценения денег.
Скрытая форма инфляции представляет собой такое обесценение денег, когда за их прежнее количество (сумму) потребитель приобретает меньше продукта и худшего качества. Скрытая форма инфляции связана с завуалированным, ростом цен, к которому можно отнести:
а) рост цен на новые товары, который не сопровождается таким же ростом их потребительских свойств;
б) так называемое "вымывание" дешевого ассортимента, ведущее к вынужденному приобретению продукции, но более высоким ценам, что в итоге повышает средние розничные цены, снижает покупательную способность денег и ведет к инфляции;
в) наличие постоянного дефицита различных товаров, порождающего избыточный спрос на них;
г) продажу товаров равного качества по ценам, которые выше государственных.
Различают также абсолютную и относительную инфляцию. Абсолютная инфляция означает повышение уровня цен, а при относительной инфляции цены не растут, но оказываются завышенными по сравнению со снизившейся себестоимостью выпускаемой продукции. Некоторые экономисты (прежде всего буржуазные) употребляют понятие абсолютной и относительной инфляции при исследовании зависимости инфляции от роста производительности труда. Если при росте производительности труда цены остаются на прежнем уровне (при прочих равных условиях в данном случае должно было произойти снижение цен), то имеет место относительная инфляция. Если же цены растут вместе с ростом производительности труда, то такая инфляция является абсолютной.
Существует еще "корректирующая" инфляция, всплеск которой происходит вскоре после либерализации цен, а масштабы и продолжительность которого зависят от степени дефицитности (разрыва между платежеспособным спросом и предложением), от величины обменного курса валюты и степени монополизации внутреннего рынка, а также способности иностранных товаров нарушить эту монополию.
Методы борьбы с инфляцией, необходимость государственного антиинфляционного регулирования экономики.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. В первую очередь экономисты пытаются определить, что лучше — адаптироваться к инфляции или ликвидировать ее путем радикальных мер. В разных странах этот вопрос решается по разному, с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. Например, в США и Англии на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией, тогда как некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).
Если оценить характер антиинфляционной политики, то можно выделить в ней два подхода, один из которых разрабатывают современные кейнсианцы, а другой является детищем экономистов неоклассической школы.