Государственное регулирование в условиях кризиса, институт банкротства предприятий, государственное регулирование отношений несостояте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики главное внимание собственников и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяйства - к более выгодному использованию своего дохода. Однако задача оптимизации может быть не только невыполненной, но и может возникнуть ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей и даже гибель природы.

Содержание

Введение 3
1 Государственное регулирование кризисов. 5
1.1 Роль государства в антикризисном управлении. 5
1.2 Виды государственного регулирования кризисных ситуаций 5
2 Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций. 10
2.1 Особенности антикризисного регулирования на макроуровне экономики 10
2.2 Меры антикризисного регулирования, применяемые к предприятиям 14
3 Порядок и формы осуществления санации. 19
Заключение. 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

АнтикризКонтр.docx

— 48.79 Кб (Скачать)

Как отмечалось выше, антикризисное регулирование  может быть внесудебным и арбитражным в зависимости от того, по чьей инициативе применяются меры к несостоятельному предприятию. Внесудебное антикризисное регулирование проводится по инициативе собственников (участников, учредителей или акционеров), арбитражное антикризисное регулирование - на основании определения арбитражного суда.

В российском законодательстве о банкротстве  используются следующие основные понятия  и положения.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным  судом или объявленная должником  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные  удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного федеральным законом.

Денежное  обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Обязательные  платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет-соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке  и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Конкурсные  кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Согласно  законодательству юридическое лицо считается неспособным удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Состав и  размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Для определения  наличия признаков банкротства  должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе  размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные  услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением  обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника -юридического лица, вытекающих из такого участия.

Судебная  процедура начинается с подачи иска в арбитражный суд. В соответствии с законом правом обращения в арбитражный суд с исковым заявлением о признании банкротом должника наделяются сам должник, его кредиторы, прокурор, а также уполномоченные на то налоговые и иные государственные органы.

Кроме того, руководитель предприятия-должника обязан обратиться в арбитражный суд в том  случае, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами. Невыполнение этой обязанности влечет субсидиарную ответственность руководителя предприятия-должника по обязательствам должника перед кредиторами (ст.ст. 8 и 9 Закона "О банкротстве (несостоятельности)").

Арбитражный суд рассматривает и принимает  либо отклоняет заявление о признании  должника банкротом в течение  трех дней с момента его поступления. Должник в пятидневный срок с момента принятия заявления обязан направить в арбитражный суд и истцу отзыв на такое заявление. При наличии возражений должника по требованиям заявителя суд в срок не позднее месяца до назначенной даты рассмотрения дела о банкротстве проверяет обоснованность возражений и выносит определение по результатам проверки. Перед судебным разбирательством по делу о банкротстве суд вправе по собственной инициативе назначить экспертизу по оценке финансового состояния должника. Дело о банкротстве рассматривается на заседании арбитражного суда не позднее трех месяцев с момента принятия искового заявления. При весомых обстоятельствах оно может быть отложено не более чем на два месяца.

Выбор процедуры  в отношении предприятия-должника производится арбитражным судом. Федеральный закон предусматривает различные меры, применяемые к банкроту. Их можно объединить в две группы: оптимистические, связанные с оздоровлением предприятия-должника, и пессимистические, приводящие к его ликвидации.

Меры:

Пессимистические (ликвидационные)

1) добровольная  ликвидация под контролем кредиторов

2) конкурсное  производство

3) принудительная  ликвидация по решению арбитражного  суда

Оптимистические (реорганизационные)

1) наблюдение

2) досудебная  санация

3) внешнее  управление

4) мировое  соглашение

Рассмотрим  порядок проведения процедур, разрешенных  законом по отношению к предприятиям-банкротам. К ним относятся следующие процедуры.

Добровольная  ликвидация - внесудебная процедура  ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственниками и кредиторами, под контролем кредиторов.

Конкурсное  производство - процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в результате ликвидации должника и распродажи его имущества.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая  к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

Досудебная  санация (оздоровление) - меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, предпринимаемые собственниками данного предприятия, кредиторами или иными лицами. В рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, а также восстановления платежеспособности.

Внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику в судебном порядке в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению данным предприятием внешнему управляющему.

Мировое соглашение - достижение договоренности должника с кредиторами относительно рассрочки, отсрочки, скидки или переуступки долгов.

Исполнителем  любой из процедур является арбитражный  управляющий. Арбитражный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным  судом спустя не более 10 дней с момента  принятия искового заявления о признании  предприятия банкротом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных федеральным законом. Его действия подконтрольны кредиторам. В зависимости от участия в той или иной процедуре он именуется временным (при наблюдении), внешним (при внешнем управлении) или конкурсным (при конкурсном производстве) управляющим.

При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание и комитет кредиторов.

Участниками собрания кредиторов являются конкурсные кредиторы. Конкурсный кредитор обладает на собрании числом голосов, пропорциональным сумме его требований, установленным на дату проведения собрания. Собрание кредиторов созывается по решению арбитражного управляющего, требованию комитета кредиторов или инициативе не менее одной трети от числа всех конкурсных кредиторов. Оно принимает решения большинством голосов от числа присутствующих на собрании конкурсных кредиторов о создании (упразднении) комитета кредиторов и заключении мирового соглашения, ходатайствует в арбитражный суд о введении и продлении внешнего управления, о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства.

Комитет кредиторов - орган, создаваемый и участвующий  в процедуре банкротства в  случае, если численность кредиторов не менее 50 человек. В его состав входят конкурсные кредиторы в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более 11 человек. Этот орган имеет  право требовать от арбитражного управляющего информацию о финансовом состоянии должника, о ходе выполнения процедуры, а также обжаловать в арбитражном суде его неправомочные Действия. Решения комитета принимаются большинством голосов от общего числа его членов.

Право присутствовать на всех собраниях кредитора имеет  представитель работников должника, однако он не имеет права голоса при принятии решений. Им может быть лицо, являющееся работником Должника либо уволенное в связи с его банкротством.

Пессимистический  путь решения судьбы предприятия  предполагает его ликвидацию, которая  согласно закону может проходить  либо принудительно, либо добровольно.

Принудительная  ликвидация предприятия осуществляется на основании решения арбитражного суда путем открытия конкурсного  производства по делу о банкротстве  предприятия. При этом в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Вестнике ФСФО России публикуются сообщения о признании  должника банкротом и открытии в  отношении его конкурсного производства. Продолжительность этой процедуры не может превышать года и 6 месяцев. При этом приостанавливаются все сделки, связанные с отчуждением имущества должника, снимаются ранее наложенные аресты на него.

 

Заключение.

Таким образом, антикризисное регулирование - многогранная функция государственного управления, состоящая в использовании правительством всех уровней имеющихся в его  распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации.

Существуют  четко обозначенные направления  принятия мер антикризисного регулирования деятельности предприятий, составляющие разные варианты антикризисной политики: предупреждение кризиса, преодоление его последствий в щадящем режиме и жесткое следование нормам законодательства. Их избирают в зависимости от сложившихся обстоятельств. Каждый вариант антикризисной политики позволяет, во-первых, продвинуть развитие предприятий в желаемом направлении, во-вторых, защитить от разорения социально значимые предприятия, в-третьих, цивилизованным путем обеспечить развязку отношений вокруг несостоятельности предприятий.

Опыт работы последних лет показал, что профилактическое и внесудебное антикризисное регулирование, проводимое межведомственными балансовыми комиссиями и коллегиями уполномоченных государственных представителей, с точки зрения объемов поступлений в бюджет является более эффективным, чем применение судебных процедур.

 

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1997.
  2. Федеральный закон . «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 26 октября 2002 г № 127-ФЗ
  3. Антикризисное управление: учебник / под ред. Э. М. Короткова – М.: ИНФРА-М, 2005. – 432 с.
  4. Бычин А. А., Югов Ю. Г. Управление несостоятельными сельскохозяйственными предприятиями на разных стадиях процедуры : Монография / Под общей ред. В.П. Черданцева. – М., 2006
  5. Жарковская Е. П., Бродский Б. Е. Антикризисное управление: учебник /– М.: Омега-Л, 2005.
  6. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Теория и практика антикризисного управления – М.: Генезис, 2007. – 576 с.
  7. Кукукина И.Г.. Астраханцева И.А. Учет и анализ банкротства. Учеб. пособие /Под ред. И. Г.Кукукиной.-М.: Финансы и статистика, 2004.- 321 с.
  8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК:Учебник /Г.В. Савицкая -3-е изд.,испр.- Мн. : Новое издание, 2003.-696
  9. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. Специальное приложение к №2.1998

 


Информация о работе Государственное регулирование в условиях кризиса, институт банкротства предприятий, государственное регулирование отношений несостояте