Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы состоит в рассмотрении вопросов связанных с государственным регулированием кризисных ситуаций:
Возможно ли государственное регулирование кризисных ситуаций? Как оно осуществляется?
Каковы приоритеты и ограничения государственного регулирования кризисных ситуаций?
Каковы средства и механизмы государственного регулирования кризисных ситуаций?
Может ли государство предотвратить кризис?

Содержание

1 Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций.
2 Роль государства в антикризисном управлении.
3 Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
4 Заключение.

Работа содержит 1 файл

антикризис управление контрольная.doc

— 397.00 Кб (Скачать)

• реструктуризации задолженности  предприятий перед бюджетом, внебюджетными  фондами и системами энерго-, тепло- и водоснабжения;

• выделения централизованных финансовых ресурсов на обслуживание и поддержку  мобилизационных производств и  объемов государственного резерва;

• защиты отечественных товаропроизводителей от бесконтрольного ввоза импортных  товаров путем введения квот и  повышения таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию, аналогичную  конкурентоспособной продукции  российских товаропроизводителей;

• введения дифференцированных тарифов  на перевозки грузов железнодорожным  транспортом. Одни — на регулярные перевозки, обусловленные сложившейся  технологией производства и потребления  товаров; другие — на разовые перевозки  грузов в связи с реализацией в основном инвестиционных процессов;

•эффективной рекламной поддержки отечественных конкурентоспособных товаров.

Во многих регионах созданы советы по антикризисным программам, которые:

• разрабатывают и утверждают концептуальные подходы к финансовому оздоровлению предприятий;

• анализируют ход выполнения антикризисных  программ, содействуют осуществлению  мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий;

• ведут мониторинг формирования портфеля инвестиционных проектов и  подготовки антикризисных бизнес-планов;

• заслушивают сообщения территориальных  органов по делам о несостоятельности (банкротстве), о применении предусмотренных  законодательством процедур финансового  оздоровления или банкротства предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса.

На смягчение последствий кризиса  и оживление экономики направлены региональные программы государственной  поддержки и развития малого предпринимательства. На 1 января 1998 г. в стране насчитывалось  около 2,7 млн. хозяйствующих субъектов, из них 1,98 млн. имели частную форму собственности и более половины учреждены отдельными гражданами. В октябре 1997 г. было 844 тыс. малых предприятий. В них было занято 8,3 млн. человек, в том числе на постоянной основе — 6,2 млн. Они произвели 7% общего объема продукции, работ и услуг в стране (Социально-экономическое положение России, XII, 1997. С. 9-11, 13).

Перераспределение дохода. Социально-экономический  кризис сопровождается массированным  и неэффективным размещением  труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.

В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать  регулирование рыночных сил. Оно  позволяет решать проблемы, связанные  с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального страхования — предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов — обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

Пока длится налогово-бюджетный  кризис, задача борьбы с бедностью  получает приоритет перед другими функциями, обеспечиваемыми выплатой денежных пособий, такими, как страхование и выравнивание доходов. Улучшение состояния государственного бюджета послужит основанием активизировать другие функции денежных пособий. Если государство ликвидирует семейные пособия, то тем самым усугубит воздействие кризиса на положение семей. Эти пособия стабилизируют потребление в сложное для их получателей время.

Известно, что действенным стимулом к поиску работы является голод. Однако голодные работники редко действуют производительно, не говоря уже об изобретательстве, ноу-хау и других нововведениях. А ведь все это крайне необходимо, чтобы выбраться из кризиса. Если дети не могут продолжать учиться по финансовым причинам, они теряют наиболее продуктивные годы когнитивного развития.

Таким образом, если не будет действенной  политика выравнивания доходов, могут  возникнуть необратимые последствия  на личностном уровне, проявиться отрицательные  тенденции в формировании человеческого  капитала.

Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, — обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения:

• государственные мероприятия  в области здравоохранения, например, такие, как программы вакцинации и санитарного просвещения, требуют бюджетных средств;

• престарелые и другая экономически неактивная часть малоимущего населения  также нуждается в субсидиях;

• потребление лекарств, в частности  лекарств, имеющих ограниченные объемы производства, тоже субсидируется;

• финансирование мер по охране здоровья населения осуществляется в основном государством.

Между тем деятельность государства  в социальной сфере явно не соответствует  ее целям. В основе социально-психологического дискомфорта и синдрома угасающего настроения населения — значительное снижение жизненного уровня. Как подтверждают результаты общероссийского социологического опроса, проведенного в июне 1999 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, резкое обнищание населения в результате августовского 1998 г. кризиса остается таковым и поныне (табл. 3.4). Число россиян, которые относят себя к среднеобеспеченным слоям общества в сравнении с докризисным периодом стало меньше в полтора раза. В два раза больше, чем до кризиса, стало тех, кто вынужден признать, что живет за чертой бедности.

Таблица 3.4 Доли разных имущественных  групп в составе населения, %

 

Среднемесячный доход на одного члена семьи у тех, кто причисляет себя к материально высокообеспеченным по Уральскому региону, составляет 21913руб.,ксреднеобеспеченным — 9166 руб., малообеспеченным — 4611 руб., к живущим за чертой бедности — 400 руб. Если пересчитать приведенные показатели двух последних малоимущих категорий в доллары, то получится, что в России 3/4 населения имеют душевой доход в месяц 13-150 дол., т.е. на один день от 0,40 до 4,80 долларов.

В периоды экономических рецессии в развитых странах мира снижение реальной заработной платы также имеет место, однако не столь глубокое. Например, в США в кризисном 1980 г. реальная заработная плата снизилась на 4,3%, а в 1991 г. — на 1%. Небольшие колебания реальной заработной платы предопределяют малые колебания потребительского спроса. Они не позволяют, тем самым, экономике страны «провалиться» в глубокий кризис, поддерживают спрос и предложение товаров народного потребления, а вместе с ними — все связанные по технологии производства на достаточно стабильном уровне.

Российское государство не считает  себя обязанным обеспечивать элементарные социально-экономические права граждан, имеющие для них жизненно важное значение. Более того, оно само выступает  в роли нарушителя этих прав, многими месяцами не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии. Государственными органами отвергается даже такая рутинная мера, как оформление задолженности по заработной плате и пенсиям в виде кредита с начислением процентов.

В то же время государство распродает финансовым группам по заниженным ценам  уникальные объекты. К началу 1997 г. в  государственной собственности  было всего 9,3% предприятий. Наряду с  этим, государственные органы предоставляют  в распоряжение уполномоченных банков денежные ресурсы бюджета, раздают квоты и лицензии. Государство не предпринимает также серьезных усилий и для повышения социальной ответственности бизнеса. Под предлогом повышения конкурентоспособности предприятий фактически разрушена их социально-бытовая и культурная инфраструктура.

 

Заключение.

Таким образом, направление изменений  социально-экономической ситуации в стране в последние годы находится  в явном несоответствии с современными социальными целями. Практически  утрачены даже фрагментарные элементы «государства благосостояния» в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход из кризиса.

В условиях кризиса возрастает необходимость  сочетания рыночных механизмов с  государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях — от федерального до муниципального. При этом возрастающая роль отводится институтам гражданского общества.

Продолжая испытывать давление узкокорыстных  интересов отдельных групп, государство  пытается выполнять политические, экономические и социальных функции в общенациональных интересах и целях. Государственное регулирование призвано открывать простор, стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Э.М. Коротков. Антикризисное управление: Учебник, 2000

Р. Буайе «Теория регуляции» Москва: Изд-во РГГУ, 1997, cерия "Современная экономическая мысль"

Антикризисное управление: Учеб. для  вузов / Под ред. Э.М. Короткова. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2005. – 620 с.

Антикризисное управление: Учеб. пособие  для техн. вузов / В.Г. Крыжановский, В.И. Лапенков, В.И. Лютер и др.; Под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. – М.: Приор, 1998. – 432 с.

Антикризисный менеджмент / Под ред. проф. А.Г. Грязновой. – М.: Тандем, ЭКМОС, 1999. – 368 с.




Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций