Формирование системы банкротства и ее организационно-методическое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 21:05, реферат

Описание работы

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент в нашей экономике наблюдается общий экономический кризис, недостаток инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, способствует несостоятельности хозяйствующих субъектов. Добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка. При рыночных отношениях всегда и для лю­бого производителя существует постоянный риск банкротства, заставляющий стремиться к достижению наибольшей эффективности про­изводства. Такие ситуации наблюдаются на всех уровнях и стадиях экономического развития, так как сроки существования любого предпри­ятия ограничены. Но массовые бан­кротства способны вызвать серьезные экономи­ческие и социальные потрясения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Система банкротства в России ………………………………………………...5
2 Организационный механизм ликвидации предприятия ……………………...8
2.1 Диагностика кризисных ситуаций и состояние банкротства ……………...8
2.2 Организационно-методическое обеспечение ликвидации предприятий ….12
Заключение ……………………………………………………………………….15
Список литературы ………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

моя контр.doc

— 95.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

(ГОУВПО)

Тверской государственный технический университет

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Антикризисное планирование и управление

на тему: Формирование системы банкротства и ее организационно-методическое обеспечение

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнил: студент  гр. ЭУП-310

                                                                  

                                                                               Принял:

                                                                   М.С. Шишова

 

 

 

 

г. Вышний Волочек

2010

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………..

3

1 Система банкротства в России ………………………………………………...

5

2 Организационный механизм ликвидации предприятия ……………………...

8

2.1 Диагностика кризисных ситуаций и состояние банкротства ……………...

8

2.2 Организационно-методическое обеспечение ликвидации предприятий ….

12

Заключение ……………………………………………………………………….

15

Список литературы ………………………………………………………………

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент в нашей экономике наблюдается общий экономический кризис, недостаток инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, способствует несостоятельности хозяйствующих субъектов. Добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка. При рыночных отношениях всегда и для лю­бого производителя существует постоянный риск банкротства, заставляющий стремиться к достижению наибольшей эффективности про­изводства. Такие ситуации наблюдаются на всех уровнях и стадиях экономического развития, так как сроки существования любого предпри­ятия ограничены. Но массовые бан­кротства способны вызвать серьезные экономи­ческие и социальные потрясения.

Следует также отрешиться и от представлений, что банкро­том может оказаться только небольшое, плохо управляемое, с отсталым техническим уровнем предприятие. Напротив, в наших условиях в зону риска в первую очередь попадают как раз особо крупные предприятия, неспособные гибко реагировать на рыночную конъюнктуру, и высокотехнологичные предприятия, которым их узкая специализация не позволяет оперативно переключиться на выпуск другой продукции, в то время как высокая стоимость оборудования вынуждает значительную долю выручки переводить в амортизационные фонды. Наконец, банкротом может неожиданно оказаться и идеально управляемое предприятие, например, в случае срыва поставок комплектующих, непоступления платежей, блоки­рования экспортных или импортных операций властями и т. д.

И, наоборот, в таких условиях наиболее жизнеспособными могут оказаться как раз мелкие предприятия, с примитивной технологией, с непритязательными работниками (не грозящими забастовкой по каждому поводу), работающие на местном сырье. Они могут и без особых потерь перейти на выпуск дру­гой продукции, и сократить рабочих, и не обременены необ­ходимостью вносить высокие нормы амортизационных отчислений.

Существующая до 1998 г. в России нормативно-правовая база (опирающаяся в основном на обширный зарубежный опыт), регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 8 января 1998 года. Необходимость принятия нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года, но и тем, что вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ. Содержащиеся в двух последних нормативных актах понятия не состыковывались друг с другом, что вызывало сложности при рассмотрении дел в арбитражных судах.

 

 

 

 

 

1 Система банкротства в России

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной эконо­мической политики, механизма защиты предприятий и предотвраще­ния их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимо­отношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государ­ственным имуществом и юридическим исполнением закона о банкрот­стве.

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходи­мость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:

      установление единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обя­занностей в ситуации несостоятельности или банкротства пред­приятий;

      предоставление возможности честным должникам возобновления своей деятельности;

      введение системы безопасных мер при банкротстве и экономи­ческом спаде;

      создание системы мер для возрождения бизнеса;

      создание механизма регулирования финансовых дел честно вы­полняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;

      создание коммерческой и правовой систем для поощрения ра­боты честных и надежных партнеров и формирование приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;

      ограждении правовой и административной структур от воз­можностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;

      сохранение в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;

      создание таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (кон­курсную массу) должника.

Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере ме­роприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

В России начинает действовать система банкротств, что сопровож­дается разной (негативной и позитивной) реакцией различных общес­твенных институтов, партий и движений, которые дают соответству­ющую оценку, пытаясь ускорить или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций.

Следует констатировать, что большая часть российских государ­ственных предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падение произ­водства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Многие частные предприятия, не принимая статуса банкрота, по сути таковыми являются, прекращая либо не продолжая своей деятельности.

В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство пред­приятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все, то большинство ее участников.

В самом деле — предприниматель (в том числе и государство как собственник предприятия) получит перспективы развития своего дела, расставшись с тяжелым багажом прошлого, сменит не справ­ляющееся с управлением руководство, которое ныне в России иным образом сменить нельзя. А это позволит провести здоровую техни­ческую, маркетинговую и кадровую политику, привлечь необ­ходимые для развития производства инвестиции. Кредиторы получают шанс спасти свои деньги, общество — структуру экономики, приспособленную к рынку, население — нужные товары, персонал предприятия — необходимую работу. Система социальной защиты должна обеспечить высвобожденный персонал работой, переподго­товкой, приличным пособием по безработице.

 

 

 

2 Организационный механизм ликвидации предприятия

2.1 Диагностика кризисных ситуаций и состояние банкротства

Важной составляющей системы банкротства является диагностика состояния предприятия, контроль и своевременное упреж­дение и предотвращение кризисных ситуации. Своевременная и качественная диагностика и профилактическая работа главная задача управления предприятием вообще и кризисного в частности. Работа по диагностике проводится в несколько этапов, главными из которых являются:

а) анализ финансового состояния, прогноз развития рыночной ситуации;

б) своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций;

в) умение обнаружить раньше не заметные для неспециалиста признаки грядущего неблагополучия предприятия как уже отмечалось, причинная зависимость кризисных ситуаций скрытая в самом рыночном хозяйстве, вызвана постоянным изменением рыночных ориентации потребителя.

В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 — на внутренние. Отечественные исследо­ватели еще не провели подобной оценки, однако можно не без основания предполагать, что для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значительным факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государ­ственных и частных предприятий.

Не обращаясь к экономической теории, которая дала уже объяс­нения этим явлениям, обратимся к анализу факторов, которые служат непосредственным катализатором кризисной ситуации.

Успехи и неудачи деятельности предприятия следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов: внешних (на них предпри­ятие не может влиять вообще или влияние может быть слабым), внутренних (как правило, они зависят от организации работы самого предприятия).

Информация о работе Формирование системы банкротства и ее организационно-методическое обеспечение