Финансирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:45, реферат

Описание работы

Важнейшим аспектом организации инновационной деятельности является ее финансирование. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом. Венчурное финансирование, как часто называют финансирование инновационных проектов, стало одним из двигателей экономики развитых стран, хотя объем его капиталовложений в общем инвестиционном потоке относительно невелик.

Содержание

Введение 3
1. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников 4
2. Государственный бюджет и собственные средства предприятия. Госбюджетное финансирование 5
3. Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса 8
4. Финансирование инновационной деятельности на примере Facebook 12
5. Инновационная деятельность в Великобритании 14
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Финансирование иновационной деятельности.Морозов.rtf

— 229.01 Кб (Скачать)

+

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

 

 

 

 

Институт социального и производственного менеджмента.

Кафедра «Прикладная экономика и  управление инновациями».

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Финансирование инновационной деятельности»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. ЭКОН - 33

Морозов И.М.

Проверил: 

Ружейников А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2012

Содержание

Введение 3

1. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников 4

2. Государственный бюджет и собственные средства предприятия. Госбюджетное финансирование 5

3. Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса 8

4. Финансирование инновационной деятельности на примере Facebook 12

5. Инновационная деятельность в Великобритании 14

Заключение 19

Список литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшим аспектом организации инновационной деятельности является ее финансирование. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом. Венчурное финансирование, как часто называют финансирование инновационных проектов, стало одним из двигателей экономики развитых стран, хотя объем его капиталовложений в общем инвестиционном потоке относительно невелик.

Степень разработанности темы. Развернувшаяся в XX в. научно-техническая революция привлекла внимание экономистов к новым явлениям, возникшим в процессе технологического изменения производства. Одним из таких явлений стало понятие «инновации». Появившись в научных исследованиях в XX в., оно первоначально означало проникновение некоторых элементов одной культуры в другую. В современном понимании инновации есть обновление, преобразование какой-либо деятельности, приводящее к замене одних ее элементов другими, более совершенными, либо дополнению уже имеющихся элементов новыми. Инновации (нововведения) основываются на изобретениях, открытиях, заменяя старое воззрение новым, приводя, таким образом, к развитию общества и прогресса в целом. В экономической теории инновации понимаются как внедрение новых технологий, продуктов, форм индустриальной организации. Понятие “инновация” охватывает все стороны жизнедеятельности человека и означает какое-то новшество, облегчающее или улучшающее жизнь человека.

 

1. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников

Важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной деятельности, является финансирование. Различают две формы финансирования инноваций - прямое и косвенное. Первое состоит из непосредственных прямых источников, второе - из косвенных. К прямым источникам финансирования относятся:

бюджетные средства;

внебюджетные фонды;

собственные средства предприятий;

кредиты;

инновационные инвестиции;

специальные фонды;

инновационные иностранные кредиты;

гранты.

Сюда можно отнести и другие источники (страховые фонды, целевые благотворительные поступления и др.)

К косвенным источникам финансовой поддержки инноваций относятся:

налоговые льготы и скидки;

налоговые кредиты;

кредитные льготы;

лизинг специального научного оборудования;

таможенные льготы;

амортизационные льготы.

По уровню управления источники финансирования инноваций подразделяются на:

федеральные (государственный бюджет, внебюджетные фонды, специальные фонды, кредиты);

отраслевые (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, привлеченные средства, бюджетные и банковские кредиты, финансовые ресурсы от международного сотрудничества);

региональные (региональный бюджет, региональные внебюджетные фонды);

институциональные (собственные средства, бюджетные средства, внебюджетные фонды, кредиты, средства ФПГ).

2. Государственный бюджет и собственные средства предприятия. Госбюджетное финансирование

Выделяя средства из бюджета, государство обладает реальной возможностью ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата.

В целом законодательным путем закреплено положение о том, что ассигнования на финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее 3 % от расходной части годового федерального бюджета.

Прямые бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм прямой поддержки: в форме базового финансирования научной организации и в форме конкурсного распределения средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований (система грантов) и реализацию заданий государственных научно-технических программ (система контрактов). Грант - денежные, материальные и иные ресурсы, передаваемые любыми физическими (юридическими) лицами безвозвратно и безвозмездно любому физическому (юридическому) лицу исключительно в целях осуществления научной деятельности.

Применение базового финансирования имеет своей задачей сохранение современной материально-технической базы, а также высококвалифицированных и творческих кадров организации. Этот принцип распространяется как на научные организации, нацеленные на обеспечение государственных (национальных) приоритетов, так и на организации, обладающие высоким научным авторитетом, но переживающие период структурной перестройки, формирования новой тематики работ в области фундаментальных исследований.

Более приоритетной является форма распределения бюджетных средств на основе параллельных конкурсных исследований и разработок по наиболее важным проблемам науки и техники - форма конкурсного распределения средств, способствующая формированию конкурентной среды в инновационной сфере.

Возможна двоякая форма проведения конкурсов на получение государственных заказов для проведения исследований и разработок.

Во-первых, практика выделения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае на предварительном этапе из круга претендентов на получение госзаказа выбирается организация, которая предложит наиболее эффективное решение, которой и выделяется госзаказ.

Во-вторых, практика выполнения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае несколько исполнителей, предложивших свои оригинальные и многообещающие способы решения проблемы, получают госзаказ. В дальнейшем для промышленного освоения выбирается наиболее эффективное решение. Поэтому данный вариант размещения госзаказ может быть назван конкурсом решений.

Форма госзаказа на основе конкурса предложений является более экономной с точки зрения расходования денежных средств, вместе с тем отбор единственного из поступивших предложений по решению стоящих проблем может и не оказаться оптимальным в силу его предварительного характера.

Форма госзаказа на основе конкурса готовых решений позволит выбрать наиболее эффективное решение и за счет, полученных от его реализации доходов, покрыть затраты на оплату работ нескольким исполнителям, выполнявшим государственный заказ.

При этом в отечественной практике находит применение порядок финансирования проектов с выделением госбюджетных средств по этапам с нарастающим итогом. Государство стремится свести к минимуму степень риска и неопределенности, характерных для инновационных процессов. Поэтому на начальном этапе, сумма выделяемых средств, как правило, минимальна, а если по мере реализации проекта или программы будут получены обнадеживающие результаты, сумма ассигнований возрастает.

Еще одним способ снижения риска является поиск заказчика, непосредственно заинтересованного в результатах исследований, финансируемых из бюджета, который бы контролировал ход и качество работ, отвечал за целевое использование средств. В качестве таких заказчиков выступают специально уполномоченные коммерческие банки и фонды, промышленные предприятия и организации, а также непосредственно государственные органы, «курирующие» научно-техническую политику.

Собственные средства. Во всех развитых странах собственные средства организаций предпринимательского сектора (технологических, исследовательских и промышленных организаций) по объему и удельному весу занимают лидирующее место, причем наблюдается их постоянное возрастание. Именно они как товаропроизводители и заинтересованы в получении законченных научно-исследовательских разработок, на основе которых может быть развернуто производство новых видов техники и материалов.

Источниками финансирования в данном случае являются прибыль, накопленный амортизационный фонд и уставный капитал. К основным направлениям, финансируемым за счет этих источников можно отнести:

работы и исследования, направленные на поддержание конкурентоспособности и сокращение сроков окупаемости действующего капитала, т.е. на развитие и совершенствование производства

работы и исследования, направленные на изыскание новых прибыльных сфер приложения капитала, т.е. на поиски новой продукции и технологии

научно-исследовательские работы общепроблемного, базисного характера, призванные обеспечить перспективное поле деятельности для изысканий прикладного характера.

3. Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса

По мере развития рыночных отношений внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную роль.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, предназначенных для реализации конкретных целей (социального, экономического, научно-технического, технологического, экологического характера) и для финансирования потребностей, не предусмотренных в бюджетах разного уровня. В настоящее время они являются важным звеном финансовой системы и, в частности, системы финансирования инноваций.

Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в начале 1990-х годов на базе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г.

Государство активно использует имеющиеся в его распоряжении полномочия исполнительной власти, создавая внебюджетные фонды, определяя порядок их формирования и учета, направления и контроль за расходованием средств, государство в то же время не контролирует осуществление научных и инновационных программ и проектов. Приоритетные направления фонда определяются задачами целевых программ федерального, регионального и отраслевого уровней. Для осуществления поддержки инновационных программ в фонде формируется соответствующая инфраструктура, способствующая продвижению на рынок перспективных разработок.

Контроль за деятельностью фонда осуществляют наблюдательный или попечительских совет, что является правилом при учреждении и создании некоммерческих организаций. Председатель фонда и состав попечительского совета утверждается решением Правительства РФ (правительством субъекта федерации)

Кредитование инвестиционных и инновационных программ осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором кредитной организации и фондом.

Государственные внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы, обладают рядом особенностей:

Имеют строгую целевую направленность;

Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических лиц;

Взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при уплате, имеют налоговую природу; как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

Денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, не предусмотренные законом;

Внебюджетные фоны освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

К перспективным источникам финансирования относят лизинг и венчурное (рисковое) финансирование.

Лизинг - это особая форма аренды, связанная с передачей в пользование машин, оборудования, иных материальных средств и имущества. В широком значении под лизингом следует понимать весь комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду (включает договор лизинга, договор купли-продажи, договор займа).

Фактически, лизинг -это нечто среднее между арендой и кредитом, рассрочкой и прокатом. Существенной особенностью этой формы предпринимательской деятельности является разделение функций собственности, а именно - отделение использования имущества от владения им.

Лизинг как источник финансирования имеет ряд отличительных особенностей.

Во-первых, лизинг обычно не требует авансовых платежей, что немаловажно для новых и развивающихся организаций.

Во-вторых, лизинг способствует быстрой замене старого оборудования на более современное, сокращает риск морального износа.

Информация о работе Финансирование инновационной деятельности