Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:42, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное время моделей развития организаций; подробное описание основных стадий эволюции компании; исследования современных ученых, посвященных данной проблеме. Также в работе будет затронута проблема адаптации теории жизненного цикла организации к российской действительности.
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Жизненный цикл организации……………………………………………….5
1.1. Понятие жизненного цикла организации………………………………..5
1.2. Модели жизненного цикла…………………………………………….….7
1.3. Анализ моделей жизненного цикла……………………………………..10
2. Основа жизненного цикла организации………………………………………………….…………...13
2.1. Графическая модель жизненного цикла организации………………...13
2.2. Основные этапы жизненного цикла организации……………………..13
2.2.1. Выхаживание………………………………………………………..…….13
2.2.2. Младенчество………………………………………………….................14
2.2.3. «Давай-давай» - стадия быстрого роста…………………………......…15
2.2.4. Юность……………………………………………………………......…..16
2.2.5. Расцвет……………………………………………………………......……17
2.2.6. Стабилизация…………………………………………………..................18
2.2.7. Аристократизм……………………………………………………......…..19
2.2.8. Ранняя бюрократизация……………………………………………......…20
2.2.9. Бюрократизация и смерть…………………………………………......…20
Заключение………………………………………………………………………23
Трудность перехода определяется необходимостью одновременного решения трех задач: освоения делегирования полномочий, изменения системы руководства, смещения целей.
Смена целей происходит путем перехода от экстенсивного развития к повышению качества деятельности. Для этого необходимо вовлечение всего персонала в происходящие изменения, поскольку сотрудники по-прежнему находятся на стадии быстрого роста, и они хотят, чтобы одновременно и часть полномочий была передана им, и поддерживался тот же темп роста. Но эти два требования взаимоисключают друг друга.
Проблема руководителя состоит
в том, что он самостоятельно уже
не справляется с руководством компанией
и для решения своих проблем
либо децентрализует полномочия, либо
нанимает профессионального менеджера,
что в любом случае приводит к
изменению системы руководства
организацией. Под руководством в
данном случае подразумевается процесс
изменения организационной
Если систематизация административной
деятельности произошла успешно, решены
основные проблемы организации и
руководство
2.2.5. Расцвет
Достигая оптимального сочетания межу самоконтролем и гибкостью, организация переходит в стадию расцвета. Находясь на этой стадии, организация отличается наличием систем должностных обязанностей и высокой организационной культурой; усложняется структура организации; налаживается планирование, четко определены перспективы развития; компания ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов; наблюдается стабильный рост продаж и прибыли.
Организация знает, что она делает, куда она идет и как достичь намеченных целей. Расцвет организации являет собой процесс стабильного роста. Он является показателем жизнеспособности организации, способности достигать эффективных результатов в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. Если организация не пополняется новыми силами, перестает внедрять прогрессивные методы управления, теряет предприимчивость, то организационные ресурсы перестают расти и, в конечном итоге, организационная жизнеспособность достигнет определенного уровня. Компания в своем развитии достигает следующей стадии – стабилизации, которая является концом роста и началом падения.
2.2.6. Стабилизация
Фаза стабилизации является первой
стадией старения в жизненном
цикле организации. Компания еще
сильна, но уже начинает терять гибкость.
Происходит потеря духа творчества, сокращаются
инновации и уже не поощряются
изменения, которые и привели
ее к расцвету. Как только уменьшается
гибкость, организация становится зрелой.
Она по-прежнему ориентирована на
результат и хорошо организована
и управляема, однако в ней возникает
меньше конфликтов, чем на предыдущих
этапах. Достигнутая стабильная позиция
на рынке вызывает чувство безопасности,
что может быть безосновательным
в длительной перспективе. Морально-психологический
климат в коллективе становится
более формальным, новые идеи еще
высказываются, но волнений по этому
поводу уже нет. Происходят изменения
в распределении прибыли
Если творчество бездействует достаточно долго, то это может повлиять на способность организации удовлетворять потребности покупателей. Происходит неуловимое скольжение к следующей стадии – аристократизму. Не существует явных переходных событий, как это было на стадиях роста. Начиная с расцвета, по ходу дальнейших этапов жизненного цикла происходит процесс изнашивания. Отсутствие различимых точек перехода от этапа к этапу свидетельствует о продолжающемся процессе потери предпринимательского духа в процессе ведения бизнеса.
В организациях падение духа предпринимательства сначала приводит к стабилизации, а затем к аристократизму. Признаком этого является процесс обострения чувства самосохранения и дистанцирования от клиентов.
2.2.7. Аристократизм
Для этой стадии жизненного цикла организации характерны следующие признаки: организация обладает значительными денежными ресурсами, причем деньги в основном тратятся на укрепление системы контроля, страхования и обустройство; существуют определенные традиции, входит в обычай формализм в одежде и обращении; корпорация может приобретать другие компании для получения новых продуктов и рынков или пытаясь «купить» предприимчивость.
Снижение гибкости, которое начинается
еще на этапе расцвета, имеет длительное
последействие: в конечном итоге
способность достигать
Уменьшение ориентации на долгосрочный результат создает новый стиль организационного поведения; морально-психологический климат становится тяжелым. Наблюдение за поведением людей, их манерой общения, решения возникающих конфликтов позволяет определить аристократическую организацию, которой свойствен консерватизм и единообразие мышления.
Попытки организации сохранить
прежний уровень прибыли
2.2.8 Ранняя бюрократизация
Основной отличительной чертой
организации на стадии ранней бюрократизации
является множество внутренних конфликтов
между сотрудниками компании, принявших
открытую форму. В результате полного
упадка, который произошел в
Компания превращает сама себя в оплот бюрократии с единственным акцентом на правила и нормы и без очевидной ориентации на результат и удовлетворение потребностей потребителей.
2.2.9 Бюрократизация и смерть
На этом этапе компания не создает
необходимых ресурсов для самосохранения.
Бюрократическая организация
Когда у компании уже нет заказов, ее продукция не пользуется спросом на рынке, организация прекращает свое существование. Но ликвидация организации может наступить не мгновенно, если ее поддерживает по каким-то политическим причинам государство. Например, это может быть желание сохранить рабочие места. Однако если компания полностью зависит от клиентов, распад наступает быстро, поскольку клиенты отворачиваются от нее.
Смерть организации может
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования было определено понятие жизненного цикла организации. Закономерность, выраженная в том, что все компании проходят в своем развитии несколько этапов, нашла свое отражение в модели жизненного цикла организации. Периоды, в которые предприятие принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности.
Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства.
В работе были рассмотрены
созданные в течение
Отсутствие единой объективной модели обусловлено тем, что авторами не были произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты. Однако в работе обозначены основные критерии, по которым возможно диагностирование организации на предмет пребывания ее на том или ином этапе эволюции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1
http://freecreate.forumbook.
2
http://ecsocman.hse.ru/text/
3
http://www.classs.ru/stati/
4
http://www.referat.ru/
5
d24.ru/organization-theory/
6
http://revolution.allbest.ru/
Информация о работе Фазы деловой активности организации: характерные черты и особенности