Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:31, реферат
Несомненно, что для любой организации и компании эффективное управление кадрами является одной из наиважнейших задач. Это находит свое отражение и в антикризисном управлении.
Настоящее время требует прочной, упорядоченной и четкой системы управления кадрами, также стоит отметить тот факт, что более приоритетным по сравнению с понятием «рабочей силы» становится понятие «человеческий капитал». Это происходит в силу повышения ценности и значимости таких характеристик сотрудника, как интеллект, профессионализм, природные деловые качества, т. е. сотрудники рассматриваются уже не просто как рабочая сила, а как ценный капитал.
5) медицинское страхование (добровольное и обязательное);
6) безопасность для жизни и охрана здоровья работников на рабочих местах; система льгот;
7) порядок внесения изменений
в коллективный договор,
Коллективный договор может включать и другие обязательства в зависимости от условий его заключения. Однако те положения, которые закреплены в законодательных актах, и существует предписании об обязательном внесении их в договор, вносятся независимо от желания сторон.
3. Соглашение – правовой
акт, который регулирует
На федеральном уровне заключаются следующие виды соглашений:
1) генеральное соглашение
– между общероссийскими
2) отраслевое (межотраслевое)
тарифное соглашение – между
общероссийскими
3) профессиональное тарифное
соглашение – между
На региональном уровне:
1) соглашение между
2) отраслевое (межотраслевое)
тарифное и профессиональное
соглашение между
На уровне административных
и муниципальных субъектов РФ
заключаются территориальные
7. Социальное партнерство в антикризисном управлении
В условиях кризиса часто возникают проблемы социально-экономического характера между работником, работодателем и государством. Решением может являться социальное партнерство.
Согласно Части 2, Статье
23 Трудового кодекса РФ, социальное
партнерство – это система
взаимоотношений между
Суть заключается в
использовании метода многократных
согласований интересов работников,
работодателей и государства. Социальное
партнерство состоит в
1) приоритет отдается переговорной тактике решения проблемы;
2) согласование политики
доходов и социально-
3) установление мер гарантированной защиты интересов участников социального партнерства;
4) принцип участия в управлении наемных кадров;
5) утверждение системы
общечеловеческих ценностей во
всех сферах общественного
В странах с развитой рыночной экономикой социальное партнерство представляет собой постоянное взаимодействие между наемными работниками и их профсоюзами, с одной стороны, и работодателями и их объединениями, с другой. Противоречивость интересов смягчается в процессе поиска и выбора обоюдного решения.
Там также используются коллективные переговоры, а работники участвуют в управлении организацией через паритетные советы и комитеты.
В России социальное партнерство осуществляется посредством сотрудничества профсоюзов, предпринимателей и их объединений и государства.
Нельзя сказать, что противостояние между субъектами исчезает вовсе. Оно просто переходит из разряда соперничества в разряд сотрудничества, но конфликтный характер в том и другом случае остается.
Статья 24 Трудового кодекса РФ регламентирует основные принципы социального партнерства:
1) равноправие сторон;
2) уважение и учет интересов сторон;
3) заинтересованность сторон
в участии при заключении
4) содействие государства
в укреплении и развитии
5) соблюдение сторонами
и их представителями
6) полномочность представителей сторон;
7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
8) принятие сторонами
на себя обязательств на
9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
10) обязательность выполнения
коллективных договоров,
11) контроль за ходом выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;
12) ответственность сторон,
их представителей за
Представители работников.
Как было указано выше, работники и работодатели могут иметь представителей работников в социальном партнерстве: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители. (статья 29, глава 4 ТК РФ)
При проведении коллективных переговоров интересы работников при заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Если также осуществляется
формирование и деятельность комиссий
по регулированию социально-
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, или интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Если работники не являются членами профсоюза, то они могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией. (ст. 30 ТК РФ).
Существуют ситуации, когда
работники не объединены в какие-либо
первичные профсоюзные
Наличие иного представителя
не может являться препятствием для
осуществления первичными профсоюзными
организациями своих
Представители работодателей.
Согласно статье 23 ТК РФ, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем интересы работодателя представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.
При проведении коллективных
переговоров, заключении или изменении
соглашений, разрешении коллективных
трудовых споров по поводу их заключения
или изменения, а также при
формировании и осуществлении деятельности
комиссий по регулированию социально-
Они представляют собой некоммерческие
организации, объединяющие на добровольной
основе работодателей для
Представителями работодателей—федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Социальное партнерство помогает достичь следующих результатов:
1) взаимную заинтересованность
наемных кадров и
2) рост трудовой и социальной активности;
3) улучшение условий труда работников и жизни;
4) сокращение конфликтов и их смягчение.
Но в становлении структуры
социального партнерства
1) сложность формирования
институциональной среды
2) социальное партнерство
успешно развивается при
3) проведенная в России
приватизация не дала
4) при разработке структуры
социального партнерства
5) различие профсоюзов
по политическим признакам.
6) разброс работодателей
более чем по 50 союзам. Это очень
затрудняет обсуждение и
8. Ведение переговоров с профсоюзами
Осуществляя свою деятельность
в организации, люди неизбежно вступают
во взаимодействие друг с другом. При
этом происходит столкновение не только
их рабочих и профессиональных интересов,
но также личных качеств – характера,
темперамента. Все это приводит к
возникновению конфликтных
Несмотря на то, что в
последнее время этому вопросу
уделяется все большее
Способы решения конфликтных ситуаций различаются в зависимости от уровня его возникновения: работодатель – отдельный работник, работодатель – несколько работников, работодатель – всей трудовой коллектив.
Информация о работе Человечески фактор и роль кадровой политики в антикризисном управлении