Бензиновый
коллапс. Оптимизация
транспортных издержек.
03.06.2011
Ценовые
ориентиры по нефтяным фьючерсам
устремились вверх, а вместе с
ними выросли и расценки на реальные
поставки нефти марок Brent и Urals. Цены
на топливо все больше пугают потребителей
в масштабах всего мирового сообщества
(будь то развитые страны или регионы,
отстающие в своем развитии). Украина в
мировой гонке цен на топливо все больше
приближается к лидерам. Эксперты связывают
такое положение со множеством причин:
одни сетуют, что налоги с переработки
нефти у нас высоки, другие ─ на близость
нефтегазоносного соседа, России, и его
пагубное влияние. Но в любом случае потребителям
от объяснений легче не становится: цены
на топливо высоки, а его качество оставляет
желать лучшего.
Сколько
бы мы ни говорили, что стоимость бензина
у нас превысила уровень США и вплотную
приблизилась к европейской, расценки
на него это удержать не помогает. Поэтому
в самых различных компаниях все большую
популярность приобретают всевозможные
способы снижения уровня транспортных
издержек и, прежде всего, их топливной
составляющей. Переход на потребление
природного газа, применение специальных
присадок к топливу, установка GPS-навигаторов
─ перечень применяемых для этого инструментов
довольно широк. Все они в той или иной
степени результативны, но, к сожалению,
требуют инвестиций, и порой немалых, а
окупаемость подобных вложений наступает
далеко не сразу. Да и не каждая компания
в нынешних кризисных условиях способна
переоборудовать свой автопарк по последнему
слову техники.
Осуществляя
доставку грузов клиенту или приобретая
очередную партию металла у поставщика,
мы порой и не задумываемся, что
поступаем иррационально. Неважно,
выбираем мы транспортное средство, или
определяем оптимальный (кратчайший) маршрут
─ во всех этих вопросах можно улучшить
работу вашего транспорта и, как следствие,
сократить издержки на перевозку. В структуре
транспортно-логистических затрат можно
выделить две группы:
- 1.
Затраты, определяемые на начальной или
конечной стадии перевозки.
- Выбрать
оптимальные виды транспортных средств
для перевозки.
Финансовая разница между использованием
большегрузного транспорта грузоподъемностью
до 20 тонн и малогабаритного с предельно
возможной загрузкой в 2 тонны весьма заметна.
Хотя металлопродукция относится к крупногабаритным
грузам, но и в ней возможны небольшие
по размерам партии (листовой прокат, некондиционный
металл, «порезанный» металл). Как это
ни парадоксально, но именно разграничение
грузопотоков между различными по грузоподъемности
транспортными средствами способно эффективно
сократить совокупный расход ГСМ.
- Выбор
оптимальных вариантов размещения пунктов
погрузки или выгрузки.
Здесь возможно как обустройство региональных
распределительных центров (особенно
для общенациональных металлоторговых
сетей), так и сотрудничество с близкими
по территориальному размещению поставщиками.
- Выбор
оптимальной погрузочно-разгрузочной
техники и складского оборудования.
Данный способ косвенно, но заметно влияет
на расход ГСМ при эксплуатации транспорта.
Оптимальное распределение веса груза
на ось транспортного средства и его последующее
закрепление оказывают влияние на технико-эксплуатационные
характеристики авто.
- 2.
Затраты, связанные с организацией непосредственно
самой перевозки.
- Определение
целесообразности содержания парка собственных
транспортных средств.
Приобрести собственный парк автотранспорта
дело не хитрое, а вот содержать его в «боеспособном»
состоянии куда сложнее. В транспортно-экспедиционной
деятельности необратимо возникают вопросы
техосмотра и ремонта (содержание ремонтных
боксов, склада запасных частей и ремонтного
оборудования), медицинского освидетельствования
водителей и пр. Конечно, эти
вопросы можно переложить на сторонние
организации, но затраты от этого вряд
ли уменьшатся. По этой причине загрузка
транспорта на полную мощность играет
важнейшую роль.
- Выбор
оптимальных логистических схем.
К таковым относится практика использования
попутной доставки груза, доставки груза
«в одну сторону», привлечение попутных
партий груза на платной основе.
- Выбор
перевозчиков и экспедиторов.
Данный метод производится на основе
критериев минимальной стоимости, оперативности
доставки, безопасности и сохранности
перевозимых грузов.
- Оценка
эффективности работы собственного транспорта.
Эта оценка производится по следующим
критериям: стоимость эксплуатации грузового
автомобиля на километр пути; длина допустимого
пути между точками погрузки-разгрузки;
рейтинг допустимого пути между точками
погрузки-разгрузки (т.е. сводная величина,
определяющая состояние дорожного покрытия,
вероятность возникновения пробок и т.д.)
и пр.
- Оптимизация
маршрутов и технологии развозки продукции
конечным потребителям.
Задача, «мягко скажем», не из простых.
Для решения самого широкого круга оптимизационных
задач в логистике, в том числе и для металлоторговли,
как правило, используются математические
модели линейного программирования.
- Повышение
уровня контроля за местоположением транспортных
средств с помощью современных информационных
технологий GPS.
Системы GPS помогают не только контролировать
строго заданный маршрут, но и дают возможность
его оптимизировать в изменяющихся условиях
внешней среды.
- Усиление
мер по обеспечению сохранности перевозимого
груза с целью уменьшения убытков от хищений
и повреждения груза.
Сюда относятся страхование и охрана
грузов. Думаем, необходимость этого комплекса
мероприятий не вызывает сомнений даже
у самых опытных грузоперевозчиков или
металлотрейдеров. Участившиеся случаи
мошенничества при перевозке грузов наносят
серьезный урон как владельцам грузов,
так и перевозчикам.
- Сокращение
издержек по различным видам ответственности
сторон, участвующих в перевозках (штрафы,
пеня и т.д.).
Вышеперечисленные
методы можно легко использовать в качестве
направлений по оптимизации затрат вашего
автопарка и непосредственно в процессе
погрузочно-разгрузочных работ.
Отдельно
разберем методы оптимизации маршрутов
перевозки. Хотя в теории существует
множество методов решения задач по оптимизации
маршрута перевозки (т.н. «задача коммивояжера»,
«транспортная задача»), на практике далеко
не все они доказали свою состоятельность.
Причин тому несколько. Здесь и низкое
качество дорожных покрытий в отдельных
местах (дешевле совершить объезд, чем
тратиться на последующие ремонтно-восстановительные
работы), и загруженность дорог (особенно
в городах и на подъезде к ним в часы «пик»).
Более практично выглядят оптимизационные
модели, сочетающие в себе математические
методы и логику мышления, так называемые
эвристические методы решения.
Задача
маршрутизации автотранспортных средств
методами эвристики осуществляется
просто и эффективно. Но самое главное
─ методы эвристики позволяют
найти решение быстро. К сожалению,
данный подход тоже не гарантирует на
100 % нахождение оптимального решения. В
настоящее время разрабатываются методы,
которые объединяют гибкость эвристики
и строгость моделей линейного программирования,
что позволяет получить оптимальное, или,
по крайней мере, доказуемо лучшее решение.
За этими методами, бесспорно, будущее
транспортной логистики.
В
большинстве эвристических методов
находится поиск не самого эффективного
маршрута, априближенного решения. Для
примера приведем несколько вариантов
решения оптимизационных задач:
- Способ
нахождения самых выгодных совмещений.
Данный метод относится к так называемым
«жадным» алгоритмам (распространенные
названия ─ метод ближайшего соседа, метод
включения ближайшего города, метод самого
дешёвого включения). Его суть сводится
к тому, что по маршруту следования транспорта
из первой (начальной) точки путь к соседней
прокладывается по самому короткому маршруту.
Таким образом, общая протяженность дистанции
включает самые короткие расстояния между
всеми пунктами назначения.
- Способ
начала от самых отдаленных точек.
Название метода говорит само за себя.
Маршрут прокладывается от начальной
точки до самой дальней. На практике применение
этого метода не лишено смысла, ведь в
начале пути транспорт может преодолеть
расстояние до пункта
с наибольшей разгрузкой (по весу). В дальнейшем
транспорт будет задействован не на полную
мощность, что положительно отразится
на расходе топлива.
- Способ
выбора попутных заказов.
Способ хорош, если рассматривать варианты
не только развозки товаров клиентам,
но и загрузку у поставщиков по пути следования,
или перевозку грузов на платной основе
между несколькими клиентами компании.
- Способ
определения наиболее дальних направлений.
Способ основан на исключении наиболее
дальних вариантов из возможных. При этом
необходимо просчитать все возможные
варианты оптимизации маршрута. Использование
этого способа может принести пользу в
городской среде, когда на выбор окончательного
маршрута влияет ряд других факторов:
наличие пробок, состояние дорожного покрытия,
ограниченная пропускная способность
во временном интервале.
Будем
надеяться, что наши рекомендации помогут
сделать грузы более «легкими»
для вашей компании и клиентов.
Транспортная логистика с каждым
днем становится все эффективнее, но
только сочетание логистических методов
и передовых технологий в экономии топлива
позволит достичь действительно уникальных
результатов. И без инвестиций в этом направлении
не обойтись