Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:03, курсовая работа
Накопленный странами с “рыночной” экономикой опыт антимонопольной борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно изучаться и использоваться в различных конкретных случаях обуздания конкретных монополий, в целом не может служить основой для разработки общей программы действий по демонополизации постсоциалистической экономики.
Накопленный странами с “рыночной”
экономикой опыт антимонопольной борьбы,
хотя и интересен сам по себе и,
безусловно, должен активно изучаться
и использоваться в различных
конкретных случаях обуздания конкретных
монополий, в целом не может служить
основой для разработки общей
программы действий по демонополизации
постсоциалистической экономики. Антимонопольная
политика рыночных стран не носит
“системоотрицающего” характера, т.е.
не направлена на качественные преобразования
сложившегося типа экономической системы.
Достаточно эффективное функционирование
экономики в современных, преимущественно
рыночных странах, невозможно без постоянного
балансирования между элементами монополии
и конкуренции, без обеспечения
того или иного сочетания двух
важнейших начал эффективности
современного общественного воспроизводства.
Эта политика направлена не на устранение
монополий, а лишь на поддержание
необходимого равновесия между двумя
основными составляющими
Иной, гораздо более широкий и сложный круг задач встаёт при осуществлении антимонопольной политики в бывших социалистических странах, к которым относится и Россия.
Монополия сопряжена с
целым букетом резко
Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.
Вместе с тем проведение
антимонопольной политики сопряжено
с рядом объективных
И это далеко не частный
случай. Можно говорить о невозможности,
превращения монополизированной отрасли
в отрасль совершенной
В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. Обычная цель антимонопольной политики — не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.
Особенно остро вопрос
стоит относительно естественных монополий.
Их высокая экономическая
При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Действительно, теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне, а, скажем, не станет увеличивать расходы высшего руководства фирмы.
Основной путь борьбы с
негативными сторонами
Кроме регулирования цен
определенную пользу — особенно в
нашей стране — может принести
и реформирование структуры естественных
монополий. Дело в том, что в России
в рамках единой корпорации часто
объединяется как производство естественно-монопольных
благ, так и производство таких
благ, которые эффективней
РАО «Газпром» , РАО «ЕЭС России» , Министерство путей сообщения — ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении МПС находится как инфраструктура ( железные дороги, вокзалы, информационная система), так и немонопольные виды деятельности ( подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита). РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции. Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.
В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.
Употребление термина "искусственная монополия" в экономической и юридической литературе обладает следующей особенностью: этим понятием объединяют и достаточно редко встречающееся на рынке господство единственного монополиста, и более распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной мере сотрудничающих фирм, т. е. речь сразу идет о чистой монополии и о двух разновидностях олигополии - картеле и картелеподобной структуре рынка. Такое расширенное толкование термина "монополия" оправдано тем, что во всех перечисленных случаях доминирующие на рынке фирмы в той или иной мере способны действовать как единое целое, т. е. проявляют признаки монополистического господства на рынке.
В случае искусственного монополизма
основным направлением антимонопольной
политики является противодействие
формированию таких монополий, а
порой и разрушение уже сложившихся.
Для этого государство
Первый в истории России
законодательный акт, регламентирующий
порядок конкурентного
Главным органом, осуществляющим
антимонопольную политику в России,
является Министерство по антимонопольной
политике и поддержке
В соответствии с новой трактовкой Закона безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка. Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию.
«Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.
Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
Какую политику проводит государство
по отношению к естественным монополиям?
В данном случае возникает противоречие.
С одной стороны, фирмы — естественные
монополисты, как любые монополисты,
устанавливают высокие
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования .
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
На Западе демонополизация
предприятий-гигантов возможна путем
их разделения на части. Эти монополисты
формировались путем
Другой путь демонополизации
— иностранная конкуренция —
явился, вероятно, самым действенным
и эффективным ударом по отечественному
монополизму. Когда рядом с изделием
монополиста на рынке находится
превосходящий его по качеству и
сопоставимый по цене импортный аналог,
все монополистические
Но проблема в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того, чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
Очевидно, что использование
столь сильнодействующего метода должно
быть очень осторожно. Импортные
товары, бесспорно, должны присутствовать
на российском рынке, являясь реальной
угрозой для наших
Еще один путь — создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, — предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия — это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема в том, что в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов.
Информация о работе Антимонопольное регулирование.Недостатки законодательства