Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:19, реферат
В своей работе я рассмотрю краткую биографию Л. Эрхарда и его антикризисные реформы.
Основной задачей моего реферата является изучение антикризисных реформ Л. Эрхарда .
Введение………………………………………………………………….….….3
1. Биография Л. Эрхарда…………………………………………….……..4
2. Антикризисные реформы Л.Эрхарда…………………………..………7
Заключение……………………………………………………….…….………13
Список использованной литературы…………………………………………14
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ
Реферат
По дисциплине: «Антикризисное управление»
Антикризисные реформы Л.Эрхарда
Санкт-Петербург
2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………14
Введение.
Трудно себе представить,
чем была Германия в
В своей работе я рассмотрю краткую биографию Л. Эрхарда и его антикризисные реформы.
Основной задачей
моего реферата является
Родился Людвиг Эрхард 4 февраля 1897 года в Баварии в семье мелкого предпринимателя. Эрхард получил среднее образование в Фюрте и Нюрнберге, в Первую мировую войну воевал в гаубичной артиллерии. В 1918 году он получил ранение - перелом левого плеча со значительной атрофией левой руки. После семи операций был поставлен диагноз, он был признан негодным к физической работе. Это был основной фактор, препятствовавший Эрхарду в ближайшее время заниматься предприятием его отца. Ранение было вторым сильным ударом по здоровью Эрхарда: в трёхлетнем возрасте он перенёс полиомиелит, после чего у него пожизненно осталась деформированной правая нога. Эрхард вспоминал впоследствии, что когда он учился в университете в Франкфурте, то был абсолютно одинок. Чтобы не забыть звук собственного голоса, ему приходилось уходить в парк и подолгу разговаривать вслух с самим собой. Но он преодолел «потерянность» и стал одним из самых интегрированных в общественную жизнь немцев своего времени. Став студентом и столкнувшись с низким качеством преподавания экономики во Франкфуртском университете, Эрхард отправился в деканат, набрался смелости и спросил, где здесь все-таки можно получить науку. Ему ответили, что есть один человек, которого зовут Франц Оппенгеймер. Эрхард пошел к нему и с тех пор считал Оппенгеймера одним из лучших немецких ученых-экономистов, человеком, заложившим основы либерального мировоззрения в Германии.
Самостоятельно заниматься наукой Эрхард начал накануне Великой депрессии конца 20-х - начала 30-х гг. Вскоре он стал заместителем директора Института по изучению конъюнктуры в Нюрнберге. В 1942 г. из-за разногласий с нацистами ему пришлось покинуть Институт. С 1943 г. Эрхард стал руководителем небольшого исследовательского центра, который был сформирован под крышей «имперской группы промышленности». Здесь основное внимание уделялось разработке экономической реформы, которая понадобится после того, как рухнет нацистский режим. В сентябре 1945 г. он - государственный министр экономики Баварии, затем начальник особого отдела по вопросам денег и кредита при Экономическом совете Бизонии (объединенной англо-американской оккупационной зоны), а в марте 1948 г. - директор Экономического управления Бизонии.
Уже в 1946 г., будучи министром экономики Баварии, Эрхард активно настаивал на проведении реформ. Реформы были объявлены 18-20 июня 1948 г., причем Эрхард осуществил свои личные действия по либерализации германской экономики. Американский вариант предполагал введение вместо рейхсмарок стабильной валюты. Эрхард же одновременно с этим отменил государственное планирование и централизованное ценообразование на большую часть товаров, предоставив немецким предприятиям полную свободу деятельности. Эрхард продолжал держаться за либерализм и финансовую стабильность, несмотря на страшные трудности 1948-49 гг. и жесткое сопротивление социал-демократов.
После образования ФРГ Эрхард - христианский демократ, министр экономики в правительстве Конрада Аденауэра (1949-1963) и его преемник на посту федерального канцлера (1963—1966). Он много сделал для «экономического чуда» ФРГ [см.6].
Судьба реформы решилась после начала корейской войны. Цены на сырье, импортируемое немецкой промышленностью, выросли в среднем на 67 %, тогда как цены на готовую продукцию, экспортируемую из страны, — только на 17 %. Обеспечить быстрый экономический рост можно было только за счет захвата внешнего рынка и вытеснения с него конкурентов. Если бы промышленность в этот момент не оказалась конкурентоспособной, кризис мог бы только ухудшить хозяйственное положение. Паника, связанная с ожиданием новой глобальной войны, вызвала покупательский ажиотаж. Между канцлером Аденауэром и министром экономики возник острый конфликт, вышедший за пределы узкого партийного руководства. Пришлось
пойти на компромиссы, допустив нелиберальные ограничения во внешнеэкономической сфере. Это позволило выиграть время. А затем война стала работать на Германию. Стабильная экономика с дешевой рабочей силой стала наполнять мировой рынок, остро нуждающийся в товарах, своей продукцией. Благодаря низким налогам темп роста германского ВВП в 50-х гг. оказался самым высоким среди развитых стран, а темпы роста цен — самыми низкими.
Эрхард полностью отказался от манипуляций с регулированием, столь популярных на Востоке и активно использовавшихся его предшественниками в Германии. Он строго определил Германию как страну западной культуры и рыночной экономики, сделав ее одним из столпов «общего рынка».
В 1963 г., когда Аденауэр ушел на пенсию, он стал его преемником на посту канцлера. Но в 1966 г. соратники фактически вынудили его подать в отставку. Вплоть до самой своей смерти в 1977 г. Эрхард оставался старейшим депутатом Бундестага.
Эрхард - первый в мире либеральный реформатор нового типа. Ему пришлось работать в условиях, когда государственное вмешательство в экономику стало реальностью.
Он понимал, что в условиях значительного влияния социалистических идей не обойтись без использования широких мер по социальной защите населения и без применения этатистской риторики. Но важным для Эрхарда было сохранение хозяйственной свободы и финансовой стабильности. Централизм и инфляция являлись его главными врагами. Эрхард стремился минимизировать проявления этатизма, но не бороться с той силой, которую разумнее было поставить на свою сторону. В этом состояла суть стратегии, получившей название «социальное рыночное хозяйство». Упор в нем делался на «рыночное», а отнюдь не на социальное обеспечение. Эрхард всегда стремился разъяснять народу специфику проводимого им курса вместо того, чтобы заниматься столь популярной в XX веке демагогией. «Я готов, - отмечал он, - уговаривать каждого отдельного германского гражданина до тех пор, пока он не устыдится, что не поддерживает усилия, направляемые на поддержание устойчивости валюты». «Стоило Людвигу Эрхарду, - вспоминал лидер ХСС Ф. Й. Штраус, - заговорить о своем любимом детище - рыночном хозяйстве, теме, занимавшей все его помыслы, как в нем просыпался блестящий оратор, увлекающий и заражающий энтузиазмом слушателей… Он владел искусством убеждать, вызывал доверие к себе, завоевывал сторонников…» [см.6].
2. Антикризисные реформы Л.Эрхарда.
Людвига Эрхарда (1897-1977), ученого и политика, второго канцлера ФРГ, заслуженно называют архитектором «германского чуда».
Послевоенное состояние
экономики Западной Германии
было плачевным: большая часть
промышленности разрушена,
Финансовое состояние страны характеризовалось полнейшим развалом. Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало наличные товарные резервы, что обусловливало дефицит, наличие карточек, пустые полки магазинов, всеобщую спекуляцию. Инфляция достигла 600% по отношению к довоенному уровню. Мелкие и средние слои в итоге войны разорились, оказались дезориентированными и не уверенными в будущем. В результате огромного разрушения городского хозяйства и миграции немцев из восточных областей Германии обострился жилищный кризис. В этих условиях Л. Эрхардом были разработаны и проведены реформы, направленные на выведение страны из глубочайшего экономического и социального кризиса; благодаря им за короткое время (примерно 10 лет) произошло «немецкое чудо», превратившее Германию в процветающее государство, в ведущую экономическую страну мира.
Теоретическим фундаментом антикризисных реформ явилась разработанная Л.Эрхардом концепция « социального рыночного хозяйства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая радикально изменить облик страны. По своим теоретическим установкам концепция «социального рыночного хозяйства» представляла собой по существу творческое применение ( с учетом конкретных германских национальных и исторических условий) кейнсианской теории косвенного регулирования.
Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной «формировать» общество. Государство активно вмешивалось в экономические процессы, но направление, характер, способы вмешательства были четко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственности на средства производства и защищенной законодательной системой власти.
Государство поддерживало
отрасли, испытывавшие
Эрхард широко использовал государственные рычаги для того, чтобы преодолевать неполадки, не отклоняться от избранного курса. «По моему твердому убеждению,- говорил он в речи перед членами Федерального объединения германской промышленности,- в XX в., в сегодняшних социальных условиях ответственность за экономику…несет одно лишь государство. Предприниматель несет ответственность за свое предприятие, и это немало». Определение рамок экономического порядка «опять – таки может быть задачей только государства» [см.4 , с.125].
Существенную роль в успехе проводимых преобразований и выхода ФРГ из кризиса сыграла внешняя поддержка (экономическая помощь по плану Маршалла, а также поставки топлива, продовольствия, семян, удобрений по другим каналам). В германскую экономику передавались американский транспорт и другое имущество армии США. Из средств Фонда европейской программ восстановления предоставлялись на льготных условиях кредиты.
Первым мероприятием, проведенным в июле 1948 г., была денежная реформа, проведенная с целью избавления от обесцененных денег и создания твердой валюты. Денежная реформа явилась важной предпосылкой модернизации всего экономического механизма германской экономики. Декретом были введены новые деньги-дойчмарки. Каждый житель получал 40 марок. Половину сбережений и наличности разрешалось обменять в соотношении 1:10, а вторая половина была заморожена и обменивалась по курсу 1:20. В конечном счете размеры денежной массы (наличных средств и банковских депозитов) были сокращены более чем в 14 раз [см. 1,с. 134].
Вслед за денежной
реформой последовала реформа
цен. Законом о принципах
Несколько позже были приняты акты о кредитной и налоговой политике, о мерах против произвольного завышения цен, антимонопольные и антикартельные указы и др. Периодически публиковались каталоги, так называемых «уместных цен», т.е. учитывающих состояние покупательной способности большинства жителей ФРГ.
Важнейшим элементом экономической политики Эрхарда было укрепление ФРГ на мировом рынке – удалось втрое увеличить экспорт. Были приняты решительные меры по защите внутреннего рынка от внешних конкурентов, смягчено налоговое бремя, запрещались набор новых служащих и повышение им окладов, проводился курс на жесткую экономию государственных расходов. Большое внимание уделялось развитию мелкого и среднего бизнеса. Уже в 1953 г. на предприятиях с числом сотрудников до 500 человек работало до 50, 8% всех занятых и производилась половина промышленной продукции.
Государственные органы проявляли заботу о создании системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, развитие общественных работ, увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы. По мнению Эрхарда, социальная политика государства должна была быть политикой для миллионов. Она призвана обеспечить, с одной стороны, защиту и поддержку слабых, а с другой, - создание благоприятных условий для активного развития сильным, т.е. лицам, которые в силу своих способностей и квалификации могут самостоятельно добиться успехов в жизни. При этом важна солидарность «сильных» и «слабых», забота всего общества о потерпевших неудачу в жизни.