Антикризисные реформы Л.Эрхарда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:51, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение антикризисных мер, предпринятых Л.Эрхардом для вывода Германии из глубочайшего кризиса. Для реализации этой цели необходимо подробно и поэтапно рассмотреть реформы предложенные Л.Эрхардом, а именно:

Денежная реформа.

Реформа цен.

Жилищно-строительная реформа.

Антимонопольная реформа.

Научно-техническая реформа.

Работа содержит 1 файл

Антикризисные реформы Эрхарда.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Введение

««Немецкое  чудо» - результат усилий всех немцев».

«Никакая  экономическая ситуация не может  быть настолько безнадежной, чтобы  решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней».

Л. Эрхард

Людвига Эрхарда (1897—1977), ученого и политика, второго канцлера ФРГ, заслуженно называют «архитектором германского чуда». 
Послевоенное состояние экономики Западной Германии было плачевным. Большая часть промышленности разрушена, сохранившиеся предприятия влачили жалкое существование. В 1946 г. промышленное производство составляло около одной трети от довоенного 1939 г., лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство. 
Финансовое состояние страны характеризовалось полнейшим развалом. Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало наличные товарные резервы. Дефицит, карточки, пустые полки магазинов, всеобщая спекуляция. Инфляция достигла 600% по отношению к довоенному уровню. Мелкие и средние слои в итоге войны разорились, оказались дезориентированными и не уверенными в будущем. В результате огромного разрушения городского хозяйства и миграции немцев из восточных областей Германии обострился жилищный кризис. В этих условиях Л.Эрхардом были разработаны и проведены реформы, направленные на выведение страны из глубочайшего экономического и социального кризиса, благодаря им за короткое время (около 10 лет) произошло «немецкое чудо», превратившее Германию в процветающее государство, в ведущую экономическую страну мира. 
Теоретическим фундаментом антикризисных реформ явилась разработанная Л. Эрхардом концепция «социального рыночного хозяйства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая радикально изменить облик страны. По своим теоретическим установкам концепция «социального рыночного хозяйства» была по существу творческим применением, с учетом конкретных германских национальных и исторических условий, кейнсианской теории косвенного регулирования.

Целью данной работы является изучение антикризисных мер, предпринятых Л.Эрхардом для вывода Германии из глубочайшего кризиса. Для реализации этой цели необходимо подробно и поэтапно рассмотреть реформы предложенные Л.Эрхардом, а именно:

Денежная реформа.

Реформа цен.

Жилищно-строительная реформа.

Антимонопольная реформа.

Научно-техническая  реформа.

 

  1. О Людвиге Эрхарде

Родился Людвиг Эрхард 4 февраля 1897 года в Баварии  в семье мелкого предпринимателя, получил среднее образование  в Фюрте и Нюрнберге, в Первую мировую войну воевал в гаубичной  артиллерии, в ходе этой войны, в 1918 году он получил ранение -- перелом  левого плеча со значительной атрофией левой руки. После семи операций был поставлен диагноз, он был признан негодным к физической работе. Это был основной фактор, препятствовавший Людвигу Эрхарду заниматься предприятием его отца. Ранение было вторым сильным ударом по здоровью Эрхарда: в трёхлетнем возрасте он перенёс полиомиелит, после чего у него пожизненно осталась деформированной правая нога. Из-за негодности к физической работе своей профессией он выбрал занятие наукой - экономикой. Став студентом и столкнувшись с низким качеством преподавания экономики во Франкфуртском университете, Эрхард отправился в деканат, набрался смелости и спросил, где здесь все-таки можно получить науку. Ему ответили, что есть один человек, которого зовут Франц Оппенгеймер. Эрхард пошел к нему и с тех пор стал учеником одного из виднейших немецких экономистов того времени - Оппенгеймера. С 1943 г. Эрхард стал руководителем небольшого исследовательского центра, занимавшегося формальными исследованиями, при этом его основная, но неафишируемая деятельность состояла в разработке модели будущей экономической реформы. В сентябре 1945 г. Л. Эрхард назначен государственным министром экономики Баварии, затем начальник особого отдела по вопросам денег и кредита при Экономическом совете Баварии (объединенной англо-американской оккупационной зоны), а в марте 1948 г. - директором Управления хозяйства объединенных западных зон Германии. Уже в 1946 г., будучи министром экономики Баварии, Эрхард активно настаивал на проведении реформ.

 

  1. Программа национального спасения
 

По своим экономическим взглядам  Эрхард был убежденный «рыночник». Высококвалифицированный ученый-экономист, он еще в годы войны убедился в пагубности методов финансовой и хозяйственной политики национал-социализма, включавшей в себя все основные атрибуты командной системы: планирование «сверху», административное распределение ресурсов, жесткий контроль над ценами, диктат крупнейших производителей-монополистов, разросшийся до гигантских размеров военный сектор в промышленности. Эрхард называл такую экономику "принудительной". 

Ключевые положения экономической философии самого Эрхарда сводились к следующему:

1. «Принудительная»  экономика не может быть эффективной никогда, нигде и ни в какой форме. Альтернатива командной системе одна, и другой в природе не существует. Это рыночная экономика, основанная на свободе, конкуренции и взаимной ответственности граждан и государства.

2. Демонтаж командной системы и замена ее рыночной не могут быть растянуты во времени, поскольку законы функционирования обеих систем являются взаимоисключающими, а попытки сидеть между двумя стульями - худшая политика, которая может привести только к окончательному хаосу и полной дезорганизации экономики. «Критическую массу» рыночных преобразований надо проводить быстро, решительно и последовательно.

3. Восстановление  жизнеспособной денежной единицы - не закономерный итог заключительного этапа реформ, а отправная точка и необходимая предпосылка успешного продвижения к цели. Инфляционная «накачка» экономики, какими бы благими целями она ни оправдывалась, всегда контрпродуктивна по своим конечным результатам.

4. Государство обязано активно вмешиваться в экономический процесс. Но направление, характер и способы такого вмешательства должны ориентироваться на поддержку свободного рынка, на защиту рынка от социального популизма и иждивенчества.

5. Социальная  функция государства заключается  не в том, чтобы «поровну распределять нищету», а прежде всего в том, чтобы обеспечить условия для эффективного производства. Прежде чем что-то распределять, надо это «что-то» произвести. Что же касается самого распределения, то здесь главная задача государства - забота о слабых. Для тех же, кто в силах позаботиться о себе сам, оно обязано создать необходимые условия. 

Убедить немцев в том, что единственное спасение от нищеты и голода, от засилья спекулянтов и бюрократов - это отказ от карточной системы, «отпуск» цен, замена старой обесцененной рейхсмарки на новую и быстрый запуск всех рыночных механизмов, оказалось непросто. За двенадцать лет господства нацистской разновидности «социализма» и три года послевоенной разрухи люди отвыкли работать без кнута, отвыкли от мысли, что за свою работу можно получить полновесные деньги, отвыкли от инициативы, свободы и неразрывно связанной с ней ответственности за самих себя. Все боялись: как бы не стало еще хуже. В условиях нехватки самых элементарных товаров распределительная система под контролем оккупационных властей многим представлялась наименьшим злом. 

Не было единодушия и среди западных оккупационных властей. В Англии пришедшее после окончания войны к власти лейбористское правительство увлеченно занималось экспериментированием с широкомасштабной национализацией промышленности. Соответственно в британской зоне больше сочувствия вызывали взгляды и позиции социал-демократов, чем либеральные проекты Эрхарда.

Наибольшее понимание  Эрхард встретил у американцев, хотя и здесь было немало сторонников кейнсианских рецептов выхода из «великих депрессий». И тем не менее именно американцы в конечном счете наиболее решительно поддержали ту главную цель, к которой стремился  Эрхард, - освободить германскую экономику от пут командно-административных методов ведения хозяйства и вернуть ее на рыночные рельсы.

    1. Денежная реформа и реформа цен

Эрхард выступал за создание так называемого социального рыночного хозяйства, основанного на стремлении каждого человека к собственному благополучию или благополучию своей семьи. Он исходил из того, что человек старается принимать решения, которые повысят уровень его жизни. Чем выше жизненный уровень населения, - заключал Эрхард, - тем лучше условия для развития экономики. И все это должно регулироваться исключительно рыночными рычагами.

Двигателем общественного  благополучия является социальная рыночная экономика, в которой человек  стремится повысить условия своей жизни, а одновременно и свою социальную ответственность. Рыночная экономика функционирует только при условии свободы - свободы потребления, выбора профессии и рабочего места, свободы предпринимательской деятельности и распоряжения частным имуществом, свободы заключения договоров. Но экономическая свобода невозможна в условиях политической несвободы. Эрхард предполагал поднять страну, опираясь на свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной деятельностью государства в жизни страны. Государство должно было являться регулирующей, конституирующей и управляющей силой, способной формировать общество.

Положила начало реформированию германской послевоенной экономики всемирно известная денежная реформа Людвига Эрхарда.

В стране сохранялась  распределительная система, регулирование  цен, высокая инфляция - в результате процветал черный рынок, при этом предприятия имели избыточные запасы. В июне 1948 г. Был принят план восстановления экономики Германии. Подготовку реформ осуществляла рабочая группа под руководством молодого американского экономиста Эдварда Тененбаума. Однако американский план не был столь радикален и делал акцент исключительно на монетарном факторе - вводе твердой валюты. 17 июня 1948 г. Союзники полностью одобрили план реформ, а 18 июня Эрхард был оповещен об этом.

Заслуга Эрхарда  заключалась в том, что он, сильно рискуя, перехватил инициативу и пошел  намного дальше. В воскресенье, 20 июня, когда практически все государственные  органы бездействовали, Эрхард выступил по радио и отменил государственный контроль за ценами на большинство товаров, а также снял большинство действовавших до этого административных предписаний, дав рынку долгожданный глоток свободы. Во время уточнения своих действий с Клеем (американским военным губернатором) на вопрос, почему были изменены предписания, Эрхард сказал, что ничего не изменял, а отменил. В определенных условиях его карьера могла бы на этом закончиться, но Клей поддержал инициативу Эрхарда.

Денежная реформа  была одним из наиболее болезненных мероприятий. В ночь на 21 июня 1948 г. Администрация объявила о вводе новой валюты - дойчмарки. Каждый гражданин получил по 40 новых марок, потом к ним добавили еще 20, пенсии, заработная плата, квартирные платежи пересчитывались по курсу 1:1. Половина наличных денег и сбережений, а также все обязательства предприятий обменивались по курсу 1:10, вторая временно замораживалась с последующим обменом по курсу 1:20. Все предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки. Эти меры позволили мгновенно возвратить давно утраченную ценность денег и резко сократить объем денежной массы.

Задачей реформы  цен, которая вступила в силу через  три дня после денежной реформы, была отмена «принудительного хозяйства», то есть упразднение административного распределения ресурсов и контроля над ценами. Разрегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно, но достаточно быстрыми темпами. Если за денежную реформу, как уже было указано, отвечали оккупационные власти, то отмена обязательных цен была полностью детищем Л. Эрхарда и его хозяйственного управления.

Законом свободных  цен, цены отпускались на свободу, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения.

Попытки Хозяйственного управления стабилизировать цены нашли  свое отражение в периодической  публикации каталогов уместных цен, учитывающих состояние покупательной  способности большинства жителей ФРГ. Этот каталог, выработанный совместно с торгово-промышленными кругами и профсоюзами, должен был определять, какие цены, при правильной калькуляции, должны были почитаться уместными для отдельных предметов потребления. Первый каталог цен, опубликованный 11 сентября 1948 года, указывает, в частности, цену мужских полуботинок в размере от 24.50 до 30.00 нем. Марок. В это же время вступила а действие «программа широкого потребления», в процессе которой, к примеру, в августе 1948 года было произведено 700.000 пар обуви по особо точно исчисленным ценам.

Успех и последствия  денежной реформы наиболее реалистично  и точно описали французские экономисты Жак Зюэфф и Андре Пьетр: «Черный рынок внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные трубы задымили, а на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступила место шуму стройплощадок. Еще за день до этого немцы бесцельно слонялись по городам, чтобы с трудом добыть скудную пищу. На следующий день все думали о том, чтобы производить. Вечером их лица выражали безысходность, а наутро вся нация с надеждой смотрела в будущее».

Информация о работе Антикризисные реформы Л.Эрхарда