Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 11:00, реферат

Описание работы

Антикризисное управление – категория, включающая в себя вопросы финансового анализа и прогноза, комплексной реструктуризации предприятия, очистки бизнеса от бремени долговых обязательств и эффективное включение его в функционирующие производственно-технологические циклы, постановка менеджмента, финансового учета, маркетинга и др.

Содержание

1. Основные черты модели антикризисного управления. 3

2. Особенности составления бизнес-плана финансового оздоровления предприятия. 5

3. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий. 7

Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

антикризисное управлени (1).docx

— 27.63 Кб (Скачать)
 
 
 
 

 

Оглавление 

1. Основные черты модели антикризисного управления. 3

2. Особенности составления  бизнес-плана финансового  оздоровления предприятия. 5

3. Оценка инвестиционной  привлекательности  предприятий. 7

Список  литературы 12 
 

  1. Основные  черты модели антикризисного управления.

    Антикризисное управление – категория, включающая в себя вопросы финансового анализа  и прогноза, комплексной реструктуризации предприятия, очистки бизнеса от бремени долговых обязательств и  эффективное включение его в  функционирующие производственно-технологические  циклы, постановка менеджмента, финансового  учета, маркетинга и др.

    Программы антикризисного управления должна состоять из трех этапов:

    • Устранение неплатежеспособности;
    • восстановление финансовой устойчивости;
    • обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

    В рамках первого этапа должно происходить  устранение нехватки денежных средств  для расчетов по неотложным обязательствам за счет ликвидации "лишних" активов предприятия. Причем такая ликвидация должна зачастую осуществлять ненормальным с точки зрения обычного управления способом, т.е. невзирая на возможные потери как уже полученных и материализованных в активах предприятия средств, так и тех, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.

    На  следующим этапом должно произойти  максимально быстрое и радикальное  снижение неэффективных расходов, причем также учитывая и невзирая на условности "нормального" управления. Так, например, если производство необходимо остановить, но нет возможности провести консервацию, то оно должно быть остановлено без нее.

    Добившись временного восстановления финансовой устойчивости предприятия путем  продажи "лишних" активов предприятия  и уменьшением издержек, антикризисный  управляющий, для закрепления достигнутого эффекта на более продолжительный  срок должен предпринять меры по увеличению денежного потока от основной деятельности предприятия и в первую очередь обратить внимание на маркетинг.

    Для проведения маркетинговых мероприятий  антикризисный управляющий должен исследовать характеристики основных и вспомогательных рынков и их сегментов, на которых работает предприятие, их размеры, важнейшие тенденции  и ожидаемые изменения. Кроме  того, средства коммуникации, ориентиры  для цен и валовой прибыли, цикл покупок. Исходя из такого исследования составляется комплекс мер антикризисного маркетинга. 

    2. Особенности составления  бизнес-плана финансового  оздоровления предприятия.

    Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы или для создания новых сфер бизнеса. Основная цель разработки бизнес-плана – подробно описать предполагаемую деятельность компании на планируемый период, связанную с разработкой новых товаров и услуг (открытием новых направлений бизнеса, финансовым оздоровлением и пр.), определить основные финансовые показатели на последующий период (3–5 лет) с учетом уровня спроса целевого рынка, произвести оценку имеющихся ресурсов и определить потребности в дополнительном внешнем финансировании. Однако эта цель не единственная. В качестве других, не менее важных, целей разработки бизнес-плана можно назвать:

       1) оценка степени жизнеспособности  бизнес-идеи;

       2) снижение риска открытия нового  бизнеса;

       3) привлечение интереса потенциальных  инвесторов (спонсоров, кредиторов);

       4) приобретение опыта планирования, определение перспективы развития  нового бизнеса

    Методика  разработки бизнес-плана финансового  оздоровления компании имеет свою специфику. Особенности этой методики вытекают из самой ситуации, в которой находится  неплатежеспособное предприятие. Обычный  бизнес-план может составляться в  расчете на благоприятную ситуацию в рамках инвестиционного проекта. Другой вариант предусматривает  нормальное развитие предприятия в  условиях сбалансированности позитивных и угрожающих факторов.

    Другое  дело ситуация неплатежеспособности предприятия. "Угрозы" уже осуществились, и  планирование нацелено на выход из кризиса, прежде всего финансового. Поэтому первой фазой планирования является определение конкретных проблем, которые привели к неплатежеспособности.

    Далее необходимо перейти от проблем, от "диагноза", ко второй фазе планированию, включающему  планирование целей, средств достижения целей, ресурсов и контроля. По сути, здесь вырабатывается концепция  выхода из кризиса, называются приоритетные направления антикризисной деятельности.

    Наконец, третья фаза включает собственно составление  бизнес-плана. Полученная ранее информация о причинах кризиса и концепция  выхода из него "укладываются" в  определенные форматы планирования. В качестве таких форматов выступают  основные функциональные разделы бизнес-плана. 

    3. Оценка инвестиционной  привлекательности  предприятий.

    В процессе принятия инвестиционных решений  можно выделить следующие этапы:

    • оценку финансового состояния предприятия и возможностей
    • его участия в инвестиционной деятельности;
    • обоснование размера инвестиций и выбор источников финансирования;
    • оценку будущих денежных потоков от реализации инвестиционного проекта.

    Одним из наиболее важных этапов оценки инвестиционной привлекательности предприятия  является анализ его финансово-хозяйственной  деятельности, с помощью которого можно оценить перспективность  анализируемого предприятия с точки  зрения возможности  мобилизации доступных источников средств и отдачи на требуемые вложения.

    Финансовое состояние предприятия — комплексное понятие и его характеристики опираются на оценку степени эффективности размещения средств, устойчивости платежеспособности, наличие достаточной финансовой базы, обеспеченности собственными оборотными средствами, организации расчетов и др. Поскольку ис-точником информации для характеристики финансового состояния являются данные финансовой отчетности, его оценивают за конкретный период, а потому важное значение для принятия инвестиционных решений приобретает прогноз тенденций в финансовом состоянии предприятия и выявление основных направлений его изменения.

    Широкое распространение для оценки финансового  состояния предприятия получили методики, основанные на анализе системы  финансовых коэффициентов. При всем разнообразии предлагаемых в отечественной и зарубежной литературе методик с использованием финансовых коэффициентов их главные отличия определяются следующими обстоятельствами:

    • степенью многочисленности финансовых коэффициентов, используемых в анализе;
    • принципами оценки весомости этих коэффициентов;
    • методами получения обобщенной оценки финансового состояния предприятия.

    Предваряя изложение системы финансовых коэффициентов, следует назвать некоторые «ключевые» пункты, позволяющие ранжировать  предприятия отрасли по их инвестиционной привлекательности. В условиях экономического спада, характерных для экономики  России в настоящее время, важно  ориентироваться на предприятия, которые  даже в столь сложной экономической  ситуации остаются прибыльными. Информация об этом может быть получена на основе анализа динамики прибыли за ряд  предшествующих периодов по данным отчета о прибылях и убытках.

    Данные  этого же отчета следует использовать для определения соотношения  коэффициентов роста выручки  от реализации товаров и услуг  и общей стоимости активов. Если коэффициенты роста выручки больше коэффициентов роста активов, можно  говорить о повышении эффективности  использования ресурсов предприятия.

    Если  же стоимость активов росла быстрее  выручки от реализации, это означает, что эффективность использования  ресурсов на предприятии снижалась.

    Важное  значение имеет наличие у предприятия  собственных оборотных средств, размер которых, по данным балансового  отчета, определяется как разница между оборотными средствами и краткосрочными обязательствами. Наличие собственных оборотных средств является показателем финансовой прочности предприятия и оценкой его надежности для партнеров.

    Безусловный интерес для инвестора представляет анализ номенклатуры выпускаемой продукции  с точки зрения соотношения постоянных и переменных затрат в структуре  ее себестоимости. Предприятия с  высокой долей постоянных затрат в общей сумме затрат * на производство весьма чувствительны к любым  изменениям объема продаж в натуральном  выражении. Если количество проданных  товаров падает, выручка уменьшится, но постоянные затраты в полной сумме  затрат останутся на прежнем уровне, в результате прибыль снизится даже в большем размере, чем выручка. Переменные же (пропорциональные) затраты  изменяются прямо пропорционально  объему производства (например, расходы  на сырье, материалы, электроэнергию и  т. д.).

    Потому  бизнес-риск на предприятиях с высоким  удельным весом постоянных затрат выше, чем там, где преобладающее значение в формировании себестоимости имеют  переменные затраты.

    Особое  внимание должно быть обращено на наличие  таких позиций в отчетах предприятий, как «убытки», а также «кредиты и займы, не погашенные в срок», просроченная кредиторская и дебиторская задолженности.

    Следующим этапом анализа является оценка финансового  состояния предприятия с помощью  системы финансовых коэффициентов. При всем разнообразии предлагаемых и применяемых систем финансовых коэффициентов они должны включать показатели следующих направлений  оценки финансового состояния:

    1. группа — показатели ликвидности;
    2. группа — показатели финансовой устойчивости;
    3. группа — показатели деловой активности;
    4. группа — показатели рентабельности.

    Если  учесть, что в каждой группе может  быть рекомендовано в зависимости  от степени детализации анализа  от одного-двух до семи- 

    восьми  показателей, то состав финансовых коэффициентов  может включать от четырех-пяти показателей (экспресс-анализ) до 30 и даже более  коэффициентов при подробном  их рассмотрении.

    Особую  проблему представляют выбор и обоснование  критериев для оценки полученных фактических показателей, с которыми можно сопоставить финансовые коэффициенты конкретного предприятия. Во-первых, нужно учитывать, что единых для  всех отраслей и предприятий нормативных  или эталонных значений коэффициентов  быть не может в силу специфики  технологических процессов, трудоемкости изготовления продукции и т. д.

    В этой связи для сопоставлений  рекомендуется использовать либо показатели лучших в отрасли предприятий (эталонные  значения), либо среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов. Знание среднеотраслевых значений соответствующих показателей  позволяет получить по каждой группе финансовых коэффициентов оценку того, в какую категорию (ниже среднего, среднего уровня или выше среднего в отрасли) попадает данное предприятие.

    При отсутствии таких ориентиров в оценках  финансовых коэффициентов остается возможность проследить их динамику за ряд периодов и охарактеризовать тенденцию их изменения. Следующим  шагом является интерпретация этой тенденции либо как благоприятная, или улучшающая финансовое состояние предприятия, либо неблагоприятная, т. е. вызывающая ухудшение финансового состояния, либо нейтральная, когда значения финансовых коэффициентов остаются на одном и том же уровне. Путем подсчета баланса «плюсов» и «минусов» (т. е. баланса благоприятных и неблагоприятных влияний динамики финансовых коэффициентов) может быть сделан общий вывод о тенденции в изменении финансового состояния предприятия.

    Список  литературы

  1. Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова, 1999.
  2. Грязновой А.Г. Антикризисный менеджмент. М.,1999
  3. Иванов В.Н., Выскребцев В.А. "Правовые основы антикризисного управления в предпринимательской деятельности" - М.: "Макцентр.Издательство", 1999
  4. Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М.: Тендем, ЭКМОС, 2000.
  5. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru

Информация о работе Антикризисное управление