Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:13, реферат

Описание работы

Предотвращение финансового кризиса предприятия, эффектив¬ное его преодоление и ликвидация негативных его последствий обес¬печивается в процессе особой системы финансового менеджмента, которая получила название „антикризисного финансового управления предприятие'.

Содержание

1. Антикризисное финансовое управление
1.1. Сущность
1.2. Основные задачи
1.3. Принципы
2. Финансовое управление в период оздоровления предприятия.
2.1. Использование внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия
2.1.1. Этапы
2.1.2. Механизмы
2.1.2. Меры
2.2. Финансовое оздоровление предприятия за счёт использования внешней помощи.
2.2.1. Санация организации-должника
2.2.2. Реорганизация юридического лица

Работа содержит 1 файл

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.doc

— 222.00 Кб (Скачать)
 

   В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве организации при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.

Наиболее  широкий диапазон форм имеет санация, инициируемая самой организацией до возбуждения кредиторами дела о ее банкротстве. В этом случае она носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами организации, подчинена задачам ее антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.

Целесообразность  проведения санации обусловливается  тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации организации  не достигло своих целей и кризисное  финансовое состояние предприятия мало улучшается или продолжает ухудшаться. В зависимости от принципиального подхода различают оборонительную и наступательную концепции осуществления санации организации. 

     Оборонительная  концепция санации направлена на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности организации, обеспечивающее сбалансированность денежных потоков на более низком объемном их уровне. Эта концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации организации, в процессе которой она избавляется от ряда производственных структурных подразделений, незавершенных реальных инвестиций и других видов активов в целях финансовой стабилизации. 

     Наступательная  концепция санации направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности организации, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предстоящем периоде за счет роста эффективности хозяйственной деятельности. В этом случае внешняя финансовая помощь и другие реорганизационные мероприятия, осуществляемые в процессе санации, используются в целях расширения ассортимента конкурентоспособной продукции, выхода на другие региональные рынки, быстрого завершения начатых реальных инвестиционных проектов. Наступательная концепция санации не противоречит основным параметрам общей стратегии экономического развития организации. Внешняя помощь может оказываться в виде денежных средств, товарных ресурсов (новое оборудование, современные материалы), современных технологий и патентов и других ресурсов для изготовления новейших продуктов. 

     Формы санации определяются в рамках ее конкретного направления, избранного организацией с учетом особенностей ее кризисной ситуации. 

Возможны  следующие основные формы санации: 

  • дотации и субвенции  за счет средств бюджета различного уровня управления (достаточно редко). В такой форме санируются в основном государственные предприятия (хотя законодательно не воспрещена государственная финансовая поддержка предприятий и альтернативных форм собственности). Эта форма санирования связана со следующими основными условиями: необходимостью обеспечения дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики; отраслевой и межотраслевой переориентацией деятельности предприятия; осуществлением антимонопольных мероприятий; другими целями по инициативе органов, уполномоченных управлять государственным имуществом; государственное льготное кредитование (тоже выборочно и редко). Осуществляется, как правило, по той же группе предприятий и при таких же условиях, что и в предшествующем случае. Отличием этой формы санирования является лишь возвратный характер предоставляемых финансовых ресурсов и значительно более льготный режим кредитования в сравнении с условиями финансового рынка;
  • государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию. При отсутствии у государства возможностей осуществить прямое финансирование или кредитование санируемого предприятия, а также в случае, если финансовый кризис носит временный характер и может быть преодолен предприятием при оказании ему финансовой помощи, используется данная форма санирования ранее рассмотренной категории предприятий;
  • целевой банковский кредит (на реальный проект). Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита последнего. Так как предоставление такого целевого санационного кредита имеет очень высокий уровень риска, ставка процента по нему обычно достигает максимального уровня, используемого в кредитной политике банка. Для осуществления контроля и помощи предприятию коммерческий банк при высоком размере кредита в перечне условий санации может потребовать введения в состав его руководства своего представителя или уполномоченного лица;
 
  • финансовая  помощь третьих лиц (юридических  и физических). Такая форма санации наиболее характерна для негосударственных коммерческих организаций. Финансовая помощь физических лиц, как правило, исходит от собственников организации (для ООО — учредителями, для ОАО — акционерами под залог новых акций), или новых учредителей, или акционеров. Финансовая помощь юридических лиц может осуществляться учредителями, поставщиками, получателями продукции и другими лицами (предприятиями, заинтересованными по тем или иным причинам в данной организации). В целях обеспечения прав санаторов заключаются соответствующие соглашения, в которых выдвигаются требования (например, изменения в руководстве компании) и условия проведения санации. Содержание соглашений требует серьезной юридической и экономической проработки;
  • выпуск облигаций организаций под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим организацию, если по каким-либо причинам предоставление ей прямого банковского кредита или реструктуризация ее долга невозможны. В роли такого гаранта-сана-тора может выступать и страховая компания;
 
  • перевод краткосрочных  банковских кредитов в долгосрочные (отсрочка погашения краткосрочных банковских кредитов, займов). Эта форма санации используется обычно только по финансовым кредитам, где кредитором выступает коммерческий банк, осуществляющий обслуживание организации. В процессе такой формы реструктуризации долга по долгосрочному кредиту могут повышаться ставки процента;
  • отсрочка погашения векселей организации (под гарантию банка-санатора). Такая форма санации может производиться отдельными векселедержателями под залог банка-санатора, возможна с одновременной небольшой разовой денежной (от банка-санатора) компенсацией потерь от отсрочки погашения векселя организацией. Возможна и другая форма санации по векселям организации, когда банк принимает векселя организации для их погашения с дисконтом, размер которого определяется по взаимному соглашению (или банк выделяет целевые денежные средства организации для погашения векселей с дисконтом не менее 30%, обычно 40—60%);
  • списание санатором-кредитором части долга. Эта форма санации организации предпринимается кредитором в том случае, если требование о полном погашении долга нереально и приведет организацию к финансовому краху. Обычно санация в форме списания части долга сопровождается соглашением между кредитором и санируемой организацией об иных формах его компенсации на последующих этапах.
 

   Затраты на осуществление санации определяются путем разработки специального бюджета  (бюджета санации). Принципиально эти затраты могут рассматриваться как инвестиции санатора в санируемую организацию с целью получения прибыли (в прямой или косвенной форме) в предстоящем периоде.

Такой подход позволяет применять для оценки эффективности санации те же методы, которые используются при оценке эффективности реальных инвестиций. 

     Выбор санатора для финансового оздоровления организации-должника имеет важное значение для успешного проведения санации. Внешняя финансовая помощь не должна отягощать организацию новыми обязательствами взамен отдельных старых, а должна быть направлена на решение существенных проблем финансового оздоровления организации. В то же время и для организации-санатора (или физических лиц-санаторов) вложение финансовых ресурсов в санируемую организацию должно быть также экономически выгодным. 
 

     Реорганизация юридического лица 

Основные формы  реорганизации:

  • слияние;
  • присоединение (поглощение);
  • разделение;
  • преобразование;
  • выделение.
 

Рассмотрим  кратко каждую форму реорганизации юридического лица в отдельности. 

     Слияние осуществляется путем объединения организации-должника с другой финансово-устойчивой организацией. В результате такого объединения организация-должник теряет свой самостоятельный юридический статус. Различают: горизонтальное слияние, в процессе которого объединяются организации одной отрасли; вертикальное слияние, которое объединяет организации смежных отраслей (например, производителей и потребителей сырья); конгломератное слияние, в процессе которого объединяются организации, не связанные между собой ни отраслевыми, ни технологическими особенностями. Побудительным мотивом последней формы слияния является обычно достигаемый синергический эффект, а кроме того, возможность сохранения организацей-должником рабочих мест и направленности производственной деятельности. Схематически слияние можно представить следующим образом:

«А» — организация-должник;

«В» — финансово-устойчивая организация;

«С» — новая  организация. 

«А» + «В» = «С». 

Все права  и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему обществу в соответствии с передаточным актом. 

     Поглощение осуществляется путем приобретения (присоединения) организации-должника организацией-кредитором (для последнего это является одной из форм инвестиций — приобретение целостного имущественного комплекса или основной части его активов). Эффект поглощения также связан с синергизмом. Предприятие при поглощении обычно теряет свой самостоятельный статус, хотя как юридическое лицо может сохраниться в виде дочерней организации. Схематически поглощение выглядит так:

«А»-*-«В» = «В »;

«А» — теряет статус юридического лица;

«В» — сохраняет  статус юридического лица, в устав  вносятся изменения.

Все права  и обязанности «А» переходят  к «В».

Или «А»-»-«В» = «В» + «А дочернее».

В этом случае организация «А» остается дочерним юридическим лицом. 

     Разделение может быть использовано для предприятий, осуществляющих многоотраслевую хозяйственную (производственную) деятельность. Эффект данной формы состоит в том, что за счет существенного сокращения общехозяйственного управленческого аппарата, непроизводственных и вспомогательных служб значительно сокращается сумма постоянных издержек, в связи с чем за счет эффекта операционного левериджа каждое новое выделенное подразделение быстрее может достичь точки безубыточности своей деятельности. Выделенные в процессе разделения организации получают статус нового юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса. Поясним на схеме, как происходит разделение.

«А» = «К» + «Л» + «М».

«А» — теряет статус юридического лица;

«К», «Л», «М» - новые  юридические лица на базе имущества  «А». 

Преобразование в  открытое акционерное общество, осуществляемое по инициативе группы учредителей, позволяет существенно расширить финансовые возможности предприятия, обеспечить пути его выхода из кризиса и дать новый импульс его экономическому развитию. Условием такой санации выступает необходимость обеспечения учредителями минимального размера. 
 

     Выделение осуществляется в целях обособления наиболее здоровой части производства в самостоятельное юридическое лицо, быстрого наращивания потенциала, получения достаточной прибыли для своего развития и погашения принятых на себя долгов. Схематически это можно представить следующим образом:

«А» ~ «А°» + «Н».

Часть прав и обязанностей в соответствии с разделительным балансом переходит к вновь создаваемой организации (в данном случае «Н»). Реорганизуемая «А» не прекращает своей деятельности, а в ее устав вносятся соответствующие изменения. 

Информация о работе Антикризисное управление