Антикризисное управление во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:46, реферат

Описание работы

Франция — высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском союзе и стабильно входит в первую мировую десятку.

Франция принадлежит к числу тех стран, которые внесли особенно большой вклад в историю человечества и развитие мировой культуры. Франция всегда была и до сих пор остается крупным центром европейской цивилизации. Особенность её исторического развития состоит в том, что свойственные многим странам исторические процессы происходили в ней в особенно ясной, отчетливой, «классической» форме.
В данной работе рассмотрены государственные меры по преодолению кризисов (в послевоенный период), а также представлены комплексные меры по устранению последствий нанесенными кризисами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1 ФРАНЦИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕМИРИЯ И ПЛАН МАРШАЛА……….4

2 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 50-70-Х ГОДАХ…………….12

3 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 90-Х ГОДАХ...………………18

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление во франции.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

     1 ФРАНЦИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕМИРИЯ  И ПЛАН МАРШАЛА……….4

     2 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 50-70-Х  ГОДАХ…………….12

     3 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 90-Х ГОДАХ...………………18

 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….25

 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     Франция — высокоразвитая страна, ядерная  и космическая держава. По общему объёму экономики страна занимает ведущие  места в Европейском союзе  и стабильно входит в первую мировую  десятку.

     Франция принадлежит к числу тех стран, которые внесли особенно большой вклад в историю человечества и развитие мировой культуры. Франция всегда была и до сих пор остается крупным центром европейской цивилизации. Особенность её исторического развития состоит в том, что свойственные многим странам исторические процессы происходили в ней в особенно ясной, отчетливой, «классической» форме.

     Но  после окончания Второй мировой войны Франция утратила положение великой державы. На фоне экономического упадка страна попала в зависимость от финансовой политики США. После войны распалась и французская колониальная система.

     В данной работе рассмотрены  государственные меры по преодолению кризисов (в послевоенный период), а также представлены комплексные меры по устранению последствий нанесенными кризисами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ФРАНЦИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕМИРИЯ  И ПЛАН МАРШАЛА 

     После окончания второй мировой войны  Франция столкнулась с рядом  экономических и политических проблем.

     В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов летом 1944 г. власть перешла к возглавляемому генералом де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки Сопротивления, включая коммунистов. Во Франции установился Временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики.

     Война и фашистская оккупация нанесли  тяжелый ущерб французской экономике. В 1944 г. объем ее промышленного производства упал до 38%, а сельскохозяйственного  – до 60% от довоенного уровня. Из-за военных потерь, голода и болезней население Франции сократилось на 3 млн. человек. В стране ощущался острый недостаток топлива, сырья, продовольствия. Цены почти в 6 раз превысили довоенный уровень. Во французской колониальной империи быстро росло национально-освободительное движение Народ Вьетнама, входившего ранее в состав Французского Индокитая, провозгласил свою независимость и создал самостоятельное государство – Демократическую Республику Вьетнам.

     Опираясь  на поддержку демократических и  антифашистских сил. Временное правительство  осуществило ряд мер.

     Правительство восстановило 40-часовую рабочую  неделю и двухнедельные оплачиваемые отпуска. В 1945 г. был принят закон  о социальном страховании, значительно  расширивший и дополнивший прежнее  социальное законодательство. Французская  система социального страхования стала одной из лучших в мире. Она предусматривала выплату пособий в случае инвалидности или болезни, пенсии по старости, пособия по безработице, различные семейные пособия. Материальное положение трудящихся улучшилось. Заработная плата, далеко отставшая от роста цен, увеличилась на 45–50%, а семейные пособия – на 50–80%.

     В 1944–1946 гг. были приняты законы о  национализации угольных шахт, части  авиационных заводов, автомобильного завода Рено. Затем были национализированы 5 главных банков, основные страховые компании, электроэнергетическая и газовая промышленность. Собственникам национализируемых предприятий (за исключением лиц, сотрудничавших с оккупантами) уплачивался выкуп.

     По  существу, национализация означала переход  некоторых предприятий и банков из частной в государственно-капиталистическую собственность, т. е. шаг в развитии государственно-монополитического капитализма.

     Следующим этапом в возобновлении экономического состояния стал “План Маршалла”, или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947г.  Он высказался за широкомасштабную помощь США европейским странам при условии, что они разработают единую программу восстановления своей экономики. Он отметил, что без здоровой мировой экономики нет политической стабильности и настаивал на том, что инициатива должна исходить из Европы . Основные направления плана:

  • модернизация инфраструктуры;
  • увеличение объемов производства;
  • рационализация структуры экономики;
  • рационализация производства в сельском хозяйстве и легкой промышленности;
  • денежная и финансовая стабилизация.

     “План Маршалла” Был утвержден конгрессом 2 апреля 1948 года и действовал с 3 апреля 1948 года по 30 декабря 1951 года.

     28 июня 1948г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Францией и Соединенными Штатами Америки, ознаменовавшее собой начало действия во Франции “плана Маршалла”.

     Важным  аспектом реализации “плана Маршалла” стал вопрос об источниках финансирования отдельных элементов программы. Его решение  увязывалось с характером поставок, видом поставок.

     Поставки первого вида охватывали предметы важнейшей жизненной необходимости - те, что требовались для предотвращения голода. Каждую весну выделялись ассигнования  на продукты питания, топливо, одежду. Год от года по мере роста собственных ресурсов европейских стран эти ассигнования сокращались. Поскольку помощь такого рода не окупалась, она шла в виде дотаций, а не займов. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов, должна была использоваться правительством стран для  уменьшения дефицита госбюджета, а, следовательно, и темпов инфляции; для наращивания производства.

     Второй  вид поставок - промышленное оборудование. Здесь в финансировании преобладали займы Международного банка.

     Третий  вид - сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные  товары, запасные части и т.д. Эти поставки финансировались под гарантии американского правительства через Экспортно-импортный банк США, создавший для этих целей специальное отделение.

     В апреле 1948 года в Париже министрами 16 европейских государств и

представителями  союзников от Германии была подписана  конвенция. В соответствии с “Планом Маршалла” его европейские участники должны были:

предпринять меры по облегчению обмена товарами и услугами между собой, ускорить развитие внутриевропейской торговли;

  • через межгосударственную кооперацию обеспечить активизацию наиболее  эффективных производственных мощностей для достижения наискорейшего роста выпуска продукции;
  • предпринять финансовые и другие меры по укреплению своих валют, восстановлению доверия к ним;
  • придать европейской кооперации организационное обеспечение.

     Как известно, формой такого обеспечения  стала ОЕЭС – Организация Европейского Экономического сотрудничества, объединившая 16 государств.

     Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.).

     Реализация "плана Маршалла" позволила  Франции восстановить довоенный уровень развития производства и включиться в конкурентную борьбу с США.

     Новая ситуация в мире существенно изменила экономическую политику правительства Франции. Это проявилось в следующих особенностях:

  • основное внимание стало уделяться модернизации химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения и развитию новых отраслей (атомная, электронная и нефтеперерабатывающая);
  • уменьшение объемов вывоза капитала и изменение его характера (не ссудный, а производительный);
  • широкое использование программирования экономики.

     Экономическая политика, проводившаяся во Франции, получила название дирижизма. Ее основы были разработаны в период правления де Голля.

     Основные  черты “дирижизма”:

  • прямые административные методы вмешательства в экономику;
  • активная предпринимательская деятельность государства;
  • сильный государственный сектор;
  • прямое финансирование капиталовложений;
  • индикативное планирование.

     Франции принадлежит приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования как метода воздействия государства  на экономику, осуществляющегося с 1946 года.

     Теория  и практика общенационального экономического программирования получила во Франции особенно большое распространение в годы после Второй мировой войны. Декретом от 3 января 1946 г. генерал де Голль создал Совет по планированию и Генеральный комиссариат плана. С той поры в течение всех лет после Второй мировой войны вплоть до настоящего времени Франция имела и имеет общегосударственные программы развития экономики.

     Французская система программирования или планирования носила не обязательный, а рекомендательный характер. Разработанные правительством программы были обязательны только для предприятий национализированного сектора. С частными предприятиями государство заключало специальные контракты, по которым предприниматели в обмен на предоставленные им преимущества обязывались придерживаться плановых заданий. Кроме того, системой косвенных мер (предоставлением государственных кредитов и налоговых льгот, введением предварительных разрешений на строительство крупных предприятий и т. п.) правительство также могло влиять на развитие экономики.

     Двенадцать  планов

     Первый  план, охватывающий период с 1947 по 1952 г., был планом модернизации и оснащения, который отдавал приоритет шести базовым отраслям: углю, электроэнергии, стали, цементу, сельскохозяйственному машиностроению, транспорту. Ускорение развития базисных отраслей экономики было необходимо для модернизации и расширения промышленной основы. Важной целью было также увеличение производительности в экспортных отраслях для сокращения пассивного сальдо платежного баланса страны.

     Второй  план (1953—1957 гг.) был нацелен на «общее и уравновешенное развитие французской экономики». Он затрагивал все виды производственной деятельности и центральным выдвигал положение о том, что надо производить одновременно больше и лучше. Поэтому в нем особенно подчеркивалась необходимость развивать научно-технические исследования и специализированные предприятия.

     Переход от протекционизма к "открытой экономике" был провозглашен третьим планом (1958-1961 гг.).

     Третий  план имел целью увеличить за четыре года на 20 % объем национального производства, обеспечивая вместе с тем равновесие внешних платежей и стабильность валюты. Его выполнение было нарушено серьезным кризисом платежного баланса в 1957—1958 гг. и инфляцией. Поэтому был принят «промежуточный план», предусматривавший на этот период рост национального производства на 11 %.

     Четвертый план экономического и социального  развития (1962—1965 гг.) предусматривал увеличение объема ВВП на 24 % с 1962 по 1965 г., что  соответствовало годовому приросту примерно на 5,5 %. Развитие было ориентировано  на национальные цели (рост промышленной мощи, модернизация национальной обороны, помощь развивающимся странам) и на улучшение условий индивидуальной жизни. Особые усилия прилагались в области социальных вложений, в частности, в национальное образование, спортивное оснащение, общественное здравоохранение, культуру и т.д.

     Пятый план на период с 1966 по 1970 г. был принят в качестве «рамки для программ инвестирования и инструмента для ориентации экономической экспансии и социального  прогресса». Общие его цели характеризовались  ростом ВВП на 27,5 %, что соответствовало росту потребления на 24,5 %: Пятый план имел три отличия от предыдущих планов: к программированию по объемам было добавлено программирование в стоимостном выражении, резко усилилось внимание к проблемам регионализации, были введены «индикаторы тревоги», призванные предупреждать ответственные власти о тех или иных угрозах, которые могут появляться при реализации целей и заставлять принимать контрмеры или вносить поправки.

Информация о работе Антикризисное управление во Франции