Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 22:57, курсовая работа
цель курсовой работы состоит в разработке антикризисных предложений для ОАО «Авторалли» на основе изучения теоретических основ антикризисного управления предприятием и исследований финансового состояния предприятия.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- изучение причин возникновения кризисных ситуаций на предприятии;
- изучение основ антикризисного управления на предприятии;
- рассмотрение последствий кризиса для предприятия;
- проведение анализа платежеспособности на основе показателей ликвидности;
- проведение анализа финансовой устойчивости предприятия;
- проведение анализа деловой активности предприятия;
- составление антикризисных предложений для улучшения финансового состояния предприятия.
Введение……………………………………………….…..…….4
1 Антикризисное управление предприятием……….………….7
1.1 Управляемость процессами развития предприятий
1.2 Проблематика антикризисного управления предприятием
1.3 Содержание антикризисного управления предприятием
1.4 Особенности антикризисного управления предприятием
1.5 Эффективность антикризисного управления
2 Анализ и оценка результативности проведения антикризисного управления ОАО «Авторалли»…………..…………………...…………18
3 Предложения по внедрению антикризисного управления ОАО «Авторалли»………………………………….………………..…………22
Заключение…………………………….…………………………..25
Список использованных источников.………….........…………...28
В результате диагностики было выявлено, что предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Собранием кредиторов и арбитражным судом было одобрено введение внешнего управление и назначение внешнего управляющего. Поиском путей реанимации этого уникального предприятия и сохранения трудового коллектива занялось ООО "Траджит".
Внешние управляющие начали с элементарного восстановления финансового учета: инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности, выработки и согласования взаимоприемлемого графика их погашения. Далее была проведена фундаментальная диагностика финансового состояния предприятия, основными целями которой являлись:
В процессе такого прогнозирования внешние управляющие определили как быстро и в каком объеме предприятие способно:
На
основе результатов такой
Финансовая стабилизация на "Авторалли" осуществлялась по трем этапам:
В рамках этапа устранения неплатежеспособности стала продажа ряда объектов недвижимости по периметру предприятия, главным образом административных зданий, которыми прежде, как выяснилось, предприятие было просто "перегружено".
В условиях сжатых сроков - всего 15 месяцев - и ограниченных возможностей требуется максимальная гибкость управленческих структур, восприимчивость производственных подразделений завода к быстро меняющимся финансовым, организационным, материально-техническим условиям, способность менеджмента вырабатывать и без проволочек реализовывать нестандартные решения. К сожалению, прежний аппарат управления многое из этого утратил, поэтому пришлось на ходу перестраивать заводские структуры и принимать непопулярные, но жизненно важные, и, как показало время, эффективные меры. Разумеется, при этом не обошлось без болезненного процесса сокращения численности персонала. С этого шага началась реализация мер по восстановлению финансовой устойчивости предприятия. Прежний коллектив насчитывал 532 человека, из которых 132 рабочих и 400 человек ИТР, вспомогательного и обслуживающего персонала, т.е. структурное соотношение равно 1:3. Современная численность составляет 350 человек с соотношением 1:1. Небольшой пример с отделом бухгалтерского учета: его численность сокращена почти в 7 раз - с 27 до 4 человек.
Сложность
кризисной ситуации, предельно ограниченное
время постоянно толкают команду антикризисного
управления на принятие достаточно жестких
решений, ориентированных на немедленное
достижение необходимых результатов.
Поэтому одно только чисто механическое
сокращение численности не могло дать
существенного приращения результативности:
этот процесс сопровождался параллельной
перестройкой всего производственного
цикла с внедрением всех необходимых и
приемлемых для каждого данного подразделения
новаций. В частности, резкое сокращение
численности бухгалтерии прошло с одновременным
внедрением автоматизированных рабочих
мест для оставшихся работников. И так
практически по всем отделам аппарата
управления.
Раздел 3
Предложения
по внедрению антикризисного
управления ОАО «Авторалли»
И все же главное в серии необходимых преобразований - это реализация нового подхода к управлению себестоимостью продукции. Для этого пришлось отказаться от многого, что обычно приемлемо в стандартной финансовой и производственной среде, выбрать наиболее эффективные продолжения уже действующих технологических процессов, кардинально изменить прежние стоимостные ориентации. Основные мероприятия этого плана:
Поставлена и неукоснительно выполняется задача выдерживать такую структуру себестоимости, при которой одна треть приходится на стоимость сырья и материалов, другая треть - на фонд заработной платы, оставшаяся - на налоги, вспомогательные, накладные и прочие расходы. При неизменности этого соотношения допускается уменьшение лишь по первой составляющей себестоимости.
В
рамках же третьего этапа для выплаты
первых и наиболее значимых долгов,
приобретения необходимых материально-
Принятые меры в сочетании с использованием агрессивного маркетинга, а также проведение нелегкой процедуры реструктуризации внешних долгов позволили в сложных рыночных реалиях и за короткий срок добиться ощутимой результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия: при сокращении численности персонала более чем на треть среднемесячный фонд заработной платы увеличился в 5,7 раза, рентабельность - более чем в 2 раза. Объем продаж в мае 2007 г. составил 1626 рублей, в июне того же года - 266162 рубля, а уже в мае 2008 года - 2158092 рубля.
Но самый главный результат - удалось сохранить от полного разорения уникальное предприятие - единственное машиностроительное предприятие подобного типа на территории СНГ и третье в мире. Также сохранен в своей основе и трудовой коллектив, который за прошедший год поверил в свои силы и возможности своего завода. Устранена стандартная для многих предприятий причина социального напряжения - хронические невыплаты и задержки заработной платы. При этом полностью погашены бюджетные долги, принципиально изменились отношения с кредиторами по незначительному объему оставшихся долгов.
У
предприятия появились новые
возможности для решения задач
не только текущей конъюнктуры, но и реализации
планов ближайшей и обозримой перспективы.
В их числе: освоение новых видов продукции,
отвечающей самым жестким требованиям
рынка и технических условий, дальнейшее
расширение производства, восстановление
экспортного потенциала, создание инновационных
заделов, формулирование и реализация
собственной инвестиционной политики,
направленной не только на решение научно-технических,
но и задач социального развития трудового
коллектива.
Заключение
В последнее время в России появилось много книг, статей, посвященных антикризисному управлению. Практически все авторы сходятся во мнении, что антикризисное управление должно занять свою "нишу" в рамках общей теории управления. Однако само же антикризисное управление они трактуют по разному. Автор показал, что наиболее верным является системный подход к этому понятию, когда антикризисное управление трактуется как целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от диагностики кризиса до применения особых мероприятий для его избежания и преодоления. Исходя из этого определения деятельность антикризисного управляющего должна базироваться на основе глубокого анализа финансового состояния, деятельности и положения на рынке предприятия. Только после такого анализа антикризисный управляющий должен составить детально проработанный план антикризисного управления.
В ходе работы были выделены две большие группы причин кризиса на предприятии:
- внешние и внутренние. Однако, по моему мнению, большинство кризисов на предприятиях возникают из-за такого внутреннего фактора как кризис управления. Антикризисный управляющий в своей деятельности должен в основном исправлять ошибки допущенные менеджерами предприятия. Однако, на мой взгляд, делать это он должен не обычными способами, а используя арсенал антикризисного управления.
Я уверенна, что критерии принятия решений в антикризисном управлении должны отличаться от критерия нормального управления. В рамках "нормального" управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние в долгосрочном аспекте целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств. Исходя из этого критерия и строит свою работу антикризисный управляющий.
По моему мнению, программы антикризисного управления должна состоять из трех этапов:
В рамках первого этапа должно происходить устранение нехватки денежных средств для расчетов по неотложным обязательствам за счет ликвидации "лишних" активов предприятия. Причем такая ликвидация должна зачастую осуществлять ненормальным с точки зрения обычного управления способом, т.е. не взирая на возможные потери как уже полученных и материализованных в активах предприятия средств, так и тех, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.
На
следующим этапом должно произойти
максимально быстрое и
Добившись временного восстановления финансовой устойчивости предприятия путем продажи "лишних" активов предприятия и уменьшением издержек, антикризисный управляющий, по мнению автора, для закрепления достигнутого эффекта на более продолжительный срок должен предпринять меры по увеличению денежного потока от основной деятельности предприятия и в первую очередь обратить внимание на маркетинг.
Для проведения маркетинговых мероприятий антикризисный управляющий должен серьезно исследовать характеристики основных и вспомогательных рынков и их сегментов, на которых работает предприятие, их размеры, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Кроме того, средства коммуникации, ориентиры для цен и валовой прибыли, цикл покупок. Исходя из такого исследования и составляется комплекс мер антикризисного маркетинга.
Пока
антикризисные мероприятия
Список использованных источников:
1. Антикризисное управление: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 620 с. - (высшее образование).
2. Стратегия
и тактика антикризисного
3. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2007. - 368 с. - (Серия «Высшая школа менеджмента»).