Антикризисное управление и экономическое положение предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Вопросы теории и практики антикризисного управления, становления и развития его механизма в течение длительного времени привлекают внимание многих российских и зарубежных экономистов. Но, не смотря на большое количество работ по антикризисному управлению, теоретические проблемы его изучены недостаточно, а практические методики по антикризисному управлению не соответствуют реалиям финансово – экономической ситуации в российских промышленных компаниях.

Содержание

Введение
Сущность кризиса и антикризисного управления-------------------------4
Технология антикризисного управления-------------------------------------9
Функции антикризисного управления----------------------------------------11
Существующие методы оценки финансовой несостоятельности------12
Оценочные показатели банкротства предприятий-------------------------15
Вывод---------------------------------------------------------------------------------20
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Уральский государственный  экономический университет

 

 

 

 

 

Контрольная работа по Антикризисному управлению

на тему:

«Антикризисное управление и экономическое положение предприятия»

 

 

 

 

Выполнил: студент группы МПп-09

Иванов Ю.В.

Проверил: Огородникова Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Первоуральск 2012г.

Содержание

 

Введение

Сущность кризиса и  антикризисного управления-------------------------4

Технология антикризисного управления-------------------------------------9

Функции антикризисного управления----------------------------------------11

Существующие методы оценки финансовой несостоятельности------12

Оценочные показатели банкротства  предприятий-------------------------15

Вывод---------------------------------------------------------------------------------20

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Вопросы теории и практики антикризисного управления, становления  и развития его механизма в  течение длительного времени привлекают внимание многих российских и зарубежных экономистов. Но, не смотря на большое количество работ по антикризисному управлению, теоретические проблемы его изучены недостаточно, а практические методики по антикризисному управлению не соответствуют реалиям финансово – экономической ситуации в российских промышленных компаниях.

Управление предприятием – это, по существу, совокупность мероприятий  и решений на основе их подготовки и анализа и в соответствии со стратегическими и политическими  целями и задачами, планами деятельности. Управление финансами предприятия  – это последовательная деятельность его работников по организации и управлению финансовыми отношениями, денежными фондами и денежными потоками. Для управления финансами предприятия используется финансовый механизм или финансовый менеджмент.

Финансовый механизм предприятия – это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений, фондов денежных средств и денежных потоков, а также для взаимосвязи между имуществом предприятия и источниками денежных средств.

 

 

Сущность кризиса и  антикризисного управления

 

Экономическая сущность понятия «антикризисное управление»  непосредственно связано с пониманием кризиса компании. В научном мире еще не установилась общепризнанного  представления о кризисах социально  – экономической системы и отдельных компаний. На практике довольно часто проявление макроэкономических кризисов рассматривается лишь как систематическое невыполнение государством, финансовыми институтами и реальным сектором экономики своих обязательств. Кризисная ситуация в отдельных компаниях нередко воспринимается только как финансовая несостоятельность. А под мерами антикризисного управления понимаются только внешние санации и ликвидационные мероприятия.

Такая узкая трактовка  понятия кризиса не позволяет  отдельно комплексно выявить причину кризиса в меру по их устранению. Без внимания остаются возможности предупреждения и предотвращения кризиса на ранней стадии возникновения, проведения определенных корректирующих мероприятий, позволяющих стабилизировать ситуацию. Кроме того, при узком понимании кризиса исключается возможность использования позитивных аспектов этого процесса, который можно рассматривать как переход компании в другое состояние.

Развитие любой компании существует вероятность наступления  кризиса. В соответствии с диалектикой развития любая компания зарождается, развивается, добивается успехов, ослабевает и прекращает свое существование либо переходит на новую ступень развития. В целях прогнозирования дальнейшего поведения компании менеджмент должен знать, на какой ступени развития она находится. Именно поэтому все большое внимание уделяется понятию жизненного цикла компании как предсказуемого ее изменения с определенной последовательностью состояний в течении времени. При этом сама компания представляется как совокупность входящих в него технологических систем.

Жизненный цикл компании разбивается на отдельные стадии или фазы. В настоящее время  отсутствует единая классификация  такого разделения. Так, ряд авторов  выделяют такие стадии жизненного цикла компании, как рождение, развитие, зрелость, старение. На каждой стадии жизненного цикла выделяют факторы, способствующие развитию кризисного состояния компании. И, соответственно, важной задачей является своевременное выявление начальных признаков изменения существующего состояния компании.

Другие исследователи  выделяют четыре фазы в развитии компании. Нулевая фаза – регистрация компании, становление нового продукта, услуги, технологии. Первая фаза – рост производства продукции, выручки от продаж, прибыли, роста самой компании. Вторая фаза – стабилизация производственного процесса и процесса управления. Третья фаза – кризис компании, выражающийся в снижении объемов производства, сокращении выручки, росте издержек, снижении и отсутствии прибыли. При дальнейшем развитии компании происходит повторение вышеуказанных фаз.

На наш взгляд, кризисные  ситуации могут возникать на любой  стадии жизненного цикла компании. Но в любом случае кризис компании созревает длительный период времени  и проходит ряд этапов, прежде чем она станет банкротом (неплатежеспособной). Кроме того, кризис компании складывается под влиянием множества факторов, и поэтому экономической литературе существуют различные классификации факторов кризиса. Применительно к конкретной компании их целесообразно подразделять на внешние и внутренние. При этом внешние факторы не зависят от компании, и на них компания не может повлиять, в то время как внутренние факторы кризиса возникают в результате деятельности самой компании.  

Анализ внешних факторов включает изучение макроэкономической среды – политической ситуации, денежно – кредитной, инвестиционной, а также налоговой политики государства. Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее методом создания сценариев. Обычно создается несколько сценариев, на которых затем опробывается та или иная антикризисная стратегия компании. В результате сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать компании и приспосабливаться к ним.

В развитой рыночной экономике, как отмечают западные авторы, 1/3 вины за кризисную ситуацию компании падает на внешние факторы и 2/3 – на внутренние. Отечественные исследователи еще  не провели подобной оценки. Однако можно предположить, что для российских компаний в большей степени характерна обратная пропорция влияния этих факторов. Политическая и экономическая нестабильность, неэффективность финансового механизма и инфляционные процессы – наиболее значимые факторы, усиливающие кризисную ситуацию в российских компаниях.

Очевидно, что внешние  условия одинаковы для всех компаний. Но, как показывает практика, не все  отечественные компании способны конкурировать  в условиях рынка. Такая ситуация связана с тем, что причина  кризиса не редко находятся в  самих этих компаниях, усугубляя действия внешних факторов.

В свою очередь, к внутренним кризисным факторам можно отнести  жизненный цикл отрасли, длительность производственного цикла, конкурентные позиции компании, низкий уровень маркетинговой политики и применяемых технологий, физический и моральный износ основных фондов, непрофессионализм персонала компании, неадекватное структура управления и организации производства, отсутствие диверсификации производства, рискованная и чрезмерно агрессивная программа развития, ограниченность ресурсов, недоучет финансовых рисков, нерациональная структура активов и пассивов, неконкурентоспособные цены, слабые кредитные возможности, значительная дебиторская задолженность и др..

Как видно из приведенного перечня, подавляющее число кризисных факторов являются стоимостно-ориентированными. Поэтому можно выделить прямые и косвенные проявления финансового кризиса компании. К прямым проявлением относятся убыточная деятельность, неплатежеспособность, падение кредитоспособности компании, трудности с погашением кредитов и займов, снижение кредитного рейтинга, недостаток денежных средств. Косвенные проявления финансового кризиса компании заключаются в задержках выплаты заработной платы персоналу компании, низкой рентабельности продукции, низком уровне коэффициента финансовой устойчивости, снижении стоимости акций компании, продаже своих акций руководящим менеджментом компании, задержках с представлением финансовой отчетности, увеличении просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, резких колебаниях финансовых показателей деятельности компании и др.. Обобщение опыта работы российских компаний показывает, что кризисная ситуация по большей их части связана не столько с дефицитом финансовых средств, сколько с неумением управлять этими средствами.

Принимая во внимание вышесказанное, необходимо разграничивать понятия «кризис» и «банкротство (финансовая несостоятельность)» компании. Кризис – это состояние компании, которое характеризуется слабой конкурентной позицией и финансовой неустойчивостью. Кризисную ситуацию можно охарактеризовать как недостаточно эффективное управление активами и кредиторской задолжностью компании, что обуславливает отток денежных средств от собственников и в конечном итоге приводит к неполному удовлетворению требований кредиторов.

В широком смысле кризис характеризуется не только неплатёжеспособностью  компании, но и ущемлением интересов  его собственников и кредиторов. Можно согласиться со следующей  классификацией этапов кризисной ситуации: кризис для собственников компании, кризис для кредиторов, законодательное регулирование в интересах кредиторов. Вот почему для предотвращения кризиса большое значение имеет своевременное выявление признаков предстоящей кризисной ситуации. Крайней формой кризиса компании является её банкротство. Поэтому банкротство можно определить, как неспособность компании оплатить кредиторскую задолженность и восстановить платежеспособность за счет собственных источников дохода. Банкротство проявляется в несогласованности денежных потоков.

Согласно юридическому аспекту критерием банкротства является неплатежеспособность. Указанному критерию банкротства присущи как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, как показала зарубежная и отечественная судебная практика, применение именно критерия неплатежеспособности более эффективно для уровня договорной дисциплины. Этот критерий позволяет пресекать недобросовестность контрагентов, использующих кредиторскую задолженность в целях пополнения собственных оборотных средств в течении длительного периода. С другой стороны, неплатежеспособность, запускающая в действие весь механизм банкротства, отражает в большей степени особенности отечественного имущественного оборота, чем реальное финансовое положение предприятия. А это чревато серьезными негативными последствиями, так как возбуждение дела о банкротстве по столь формальному признаку может само по себе спровоцировать кризис у вполне успешного хозяйствующего субъекта.

Инструментом преодоления  кризиса компании является антикризисное  управление. В последнее время антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. В первую очередь проанализируем довольно расширительную трактовку антикризисного управления для всех уровней экономики. Одни авторы определяют или банкротства антикризисное управление как систему управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики. другие авторы связывают антикризисное управление с процедурой банкротства компании. Так, под антикризисным управлением компанией понимается предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса, как управление компанией в преддверии в рамках судебных процедур банкротства.

Некоторые исследователи  считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение компании на рынке резко  ухудшается, а перспектива банкротства  становится реальной, причем объектом антикризисного управления становится компания-должник. В результате привязки антикризисного управления только к состоянию банкротства меры воздействия могут распространятся исключительно на те компании, которые уже попали в кризисную ситуацию. При этом полностью игнорируется диагностика угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения, а основной акцент делается не на профилактику кризиса компании, а на его лечение.

Понятно, что такой подход недостаточен, а поэтому необходим эффективный комплекс мероприятий: от предварительной диагностики кризиса компании до методов его преодоления. Теперь главным в антикризисном управлении компанией становится создание условий, когда финансовые затруднения и, следовательно, банкротство исключаются.

 

Технология антикризисного управления

 

Основной целью антикризисного управления является разработка, и реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных факторов, приводящих компанию к кризисному состоянию.

К основным задачам антикризисного управления компанией следует отнести изменение функционирования хозяйственных механизмов, трансформацию критериев принятия управленческих решений, разработку и реализацию стратегии и тактики компании в новых условиях, активное использование новых возможностей управления, применение всех возможных методов хозяйственного маневрирования.

Очевидно, что антикризисное  управление должно быть составным элементом  финансовой политики любой компании, для чего необходим постоянный мониторинг рынка и положения компании на нем, анализ степени ее финансовой устойчивости, положения дел у контрагентов.

При этом организация  антикризисного управления компанией  базируется на следующих принципах: ранняя диагностика кризисных явлений  в финансовой деятельности компании, срочность реагирования на кризисные явления, адекватность реагирования компании на степень реальной угрозы ее финансовому равновесию, полная реализация внутренних возможностей выхода компании из кризисного состояния.

Все это означает, что в борьбе с угрозой банкротства компания должна рассчитывать в основном на внутренние финансовые возможности.

Разумеется управление компанией  на любой стадии её развития должно быть антикризисным, то есть способным предотвращать кризисную ситуацию или смягчать их.

Информация о работе Антикризисное управление и экономическое положение предприятия