Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:04, реферат
Поражение Японии во Второй мировой войне существенно подорвало ее экономические позиции. Две атомные бомбы, сброшенные по решению правящих кругов США на японские города Хиросиму и Нагасаки, привели к гибели сотен тысяч мирных жителей. Правящая элита и большинство граждан Японии были потрясены атомными взрывами. Немало аналитиков считали, что национальной экономике и культуре страны нанесен непоправимый ущерб. Для их восстановления потребуется длительное время, исчисляемое десятками, а может быть, и сотнями лет.
Введение
2
1
Комплексный подход к возрождению социально – экономической жизни Японии
3
2
Меры по стабилизации японской экономики
8
3
Методы управления в процессе восстановления японской экономики
11
Заключение
15
Список использованных источников
16
Содержание
Введение |
2 | |
1 |
Комплексный подход к возрождению
социально – экономической |
3 |
2 |
Меры по стабилизации японской экономики |
8 |
3 |
Методы управления в процессе восстановления японской экономики |
11 |
Заключение |
15 | |
Список использованных источников |
16 |
Введение
Поражение Японии во Второй мировой войне существенно подорвало ее экономические позиции. Две атомные бомбы, сброшенные по решению правящих кругов США на японские города Хиросиму и Нагасаки, привели к гибели сотен тысяч мирных жителей. Правящая элита и большинство граждан Японии были потрясены атомными взрывами. Немало аналитиков считали, что национальной экономике и культуре страны нанесен непоправимый ущерб. Для их восстановления потребуется длительное время, исчисляемое десятками, а может быть, и сотнями лет.
Однако пессимистический прогноз не оправдался. Японская экономика достигла своего довоенного уровня к 1952 г. По основным экономическим показателям — валовому национальному продукту на душу населения, темпам промышленного производства — Япония в настоящее время вышла в число самых преуспевающих стран в мире.
Так в чем заключаются причины столь впечатляющих успехов страны восходящего солнца? Объясняется ли японское «экономическое чудо» ее уникальным геополитическим положением, особым национальным характером населения, историческими особенностями развития или удачной программой антикризисных реформ, проведенных в период 1945—1952 гг.? Можно ли применить японский опыт антикризисной социально экономической политики в условиях современной России?
1. Комплексный подход к возрождению социально - экономической жизни Японии
В отличие от оккупации Германии, в результате которой правительство было распущено и управление страной осуществлялось непосредственно союзными державами, создавшими союзную военную администрацию для Германии, в Японии США в основном сохранили старый государственный аппарат во главе с японским императором, перестроенный и обновленный в ходе чистки, и поручили этому аппарату проведение в жизнь американских директив о послевоенных преобразованиях. В то же время США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки финансы и внешнюю торговлю, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть и т.д.
Сразу после капитуляции Японии было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, нелегальных правых организаций, всех воздушных сил страны, о запрещении военного производства, об аресте главных военных преступников, о ликвидации тайной полиции. Роспуск подобного рода силовых и карательных органов означал устранение наиболее реакционных сил, стоявших на пути демократического развития Японии. Японские монополии, связанные с военно-промышленными кругами, вначале оккупации проводили тактику саботажа экономического восстановления.
В течение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленного производства. Объясняется это не только экономическим саботажем, но и политикой оккупационных властей США, которые считали, что «бедственное положение Японии является прямым следствием ее собственного поведения». Американское правительство, говорилось в одном из заявлений, не намерено брать на себя бремя по возмещению нанесенного ее войной ущерба.
Несмотря на это заявление, США все же вынуждены были оказывать Японии солидную экономическую помощь для восстановления ее хозяйства.
В результате прекращения военного производства, демобилизации армии и флота, репатриации японцев из бывших японских колоний и оккупированных территорий возникла массовая безработица. Около 10 млн безработных были брошены на произвол судьбы. Реальная заработная плата в конце 1945 г. составляла 13,1% от довоенного уровня. Во многих районах страны население находилось на грани полного истощения и голода.
В марте 1946 г. правительство Японии приняло закон «О чрезвычайных мерах в области экономики и финансов», объявило об обмене старых денег на новые и предложило населению сдать в банки все имевшиеся в наличии старые денежные знаки. Из этих денег главе семьи ежемесячно выдавалось на руки 300 иен плюс 100 иен на содержание семьи. Подобная денежная реформа по существу свелась к замораживанию не только вкладов, но и заработной платы.
В августе 1946 г. по указанию оккупационных властей при кабинете министров были созданы Бюро экономической стабилизации и Комитет по регулированию цен в качестве важных органов государственного регулирования. Согласно распоряжению оккупационных властей в полномочия Бюро экономической стабилизации входило составление общегосударственных планов и программ в области производства и распределения товаров, рабочей силы, финансов, транспорта и т.д.
«В настоящее время в Японии еще более чем во время войны, необходимо здоровое планирование, — указывалось в письме оккупационных властей. — Для роста производства и равномерного распределения товаров необходимо, чтобы Бюро стало чрезвычайным органом, способным осуществлять эффективный экономический контроль».
В мае 1947 г. полномочия и аппарат Бюро экономической стабилизации были значительно расширены. Ему было предоставлено право координации планов каждого министерства по вопросам экономики, а также надзора за осуществлением этих планов.
Положительную роль в восстановлении экономики Японии сыграл роспуск монополистических объединений (дзайбацу). Стимулирующим фактором для принятия решения о роспуске дзайбацу явилась директива генерала Макартура «о демократизации экономической системы Японии». В соответствии с указаниями оккупационных властей японское правительство разработало план роспуска головных держательских компаний концернов «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо» и «Ясуда», а их активы были заморожены. Дзайбацу получали полную компенсацию за ценные бумаги в виде правительственных долговых обязательств, которые подлежали оплате через 10 лет.
Оккупационные власти предприняли также меры, которые ставили целью не допустить возрождения крупных монополистических концернов. По их требованию в апреле 1947 г. был принят закон о запрещении монополий и обеспечении справедливых сделок. В декабре 1947 г. парламент принял закон против чрезмерной концентрации экономической мощи, предусматривавший разукрупнение больших монополистических компаний, в том числе и не входивших в объединения дзайбацу. Согласно этим и другим «антимонополистическим» законам создавалась благоприятная среда для развития свободной конкуренции.
Нельзя переоценить
В основу земельной реформы
был положен принцип
Земельная реформа была в основном закончена в 1949 г. По официальным данным, на 1950 г. государство выкупило и продало крестьянам 80% всей арендной земли. Частное крестьянское хозяйство на собственной земле стало преобладающей формой хозяйства. Реформа создала более благоприятные условия для развития рыночных отношений в сельском хозяйстве.
В марте 1947 г. в Японии были изданы закон о школьном обучении и основной закон о просвещении, заменившие Императорский рескрипт об основных принципах воспитания 1879 г. В соответствии с реформой период обязательного и бесплатного обучения был увеличен с шести до девяти лет; был введен единый школьный поток, предусматривающий шесть лет обучения в начальной школе, три года — в средней школе первой ступени, три года — в средней школе второй ступени и преимущественно четыре года — в высшем учебном заведении.
Существенному изменению подверглись методы преподавания, программы. Из школьного обучения была изъята националистическая и шовинистическая пропаганда. Аналогичные преобразования были проведены в университетских программах.
Была
проведена децентрализация
7 апреля 1947 г. был принят закон о трудовых нормах. Он установил 8-часовой рабочий день, часовой перерыв на обед, 25%-ную надбавку к заработной плате за сверхурочную работу, оплачиваемый отпуск в течение шести дней в год при наличии годичного стажа работы с последующим увеличением на один день за каждый проработанный год, но всего не более 20 дней, ответственность нанимателя за охрану труда, за санитарно-гигиенические условия, выплату компенсаций в случае производственного травматизма, за условия производственного обучения и стажировки и т.д.
Важной позитивной мерой по оздоровлению социально-экономического развития явилось принятие 3 ноября 1946 г. новой конституции. Она упразднила абсолютную монархию и превратила японского императора в «символ единства нации», фактически отстранив его от политической власти. Конституция провозгласила, что право людей на жизнь, свободу и стремление к счастью должно являться высшим предметом заботы в области законодательства и других государственных дел.
Итак, комплексный подход к реформированию, преобразованию экономической, военно-политической, социальной и образовательной сфер японского общества создал важные социально-экономические предпосылки динамического развития страны.
Восстановление японской экономики в начальный период оккупации шло крайне медленно. В 1948 г. индекс промышленного производства Японии по отношению к 1937 г., взятому за 100, составлял 52, тогда как в других побежденных странах, например, в Западной Германии, он уже достигал 100, а в Италии — 98.
В конце 1948 г. правительство США потребовало от штаба оккупационных войск в Японии повышения темпов восстановления японской экономики и более эффективного использования государственных расходов США. Японскому правительству предлагалось:
1) сбалансировать государственный бюджет;
2) увеличить налоговые сборы;
3) строго ограничить выдачу субсидий;
4) стабилизировать заработную плату;
5) установить контроль над ценами;
6) увеличить контроль над внешней торговлей и иностранной валютой;
7) увеличить производство важнейших видов местного сырья и товаров;
8) улучшить систему продовольственных поставок.
20 марта 1949 г. главный советник по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск Джозеф Додж представил японскому правительству свой проект государственного бюджета на 1949/50 финансовый год, в котором был воплощен план «достижения стабилизации и самостоятельности» японской экономики.
Главными рекомендациями в проекте Доджа были упразднение правительственных субсидий на поддержание цен на продукцию тяжелой промышленности, повышение налоговых сборов (на 62% по сравнению с 1948 г.), изменение порядка перевода средств, получаемых от продажи в Японии американских товаров, поставляемых в порядке помощи. Они поступали в государственный бюджет, по предложению Доджа, в эквивалентный фонд, который предназначался для долгосрочного кредитования частных компаний. Предлагалась также система мер, направленных на расширение японского экспорта, доходы от которого должны были заменить или хотя бы сократить американскую помощь.
В целях обеспечения условий для развития внешней торговли в 1949 г. был установлен единый обменный курс иены в соотношении 360 иен за 1 долл. Установление единого обменного курса иены, равно как и создание эквивалентного фонда способствовало вовлечению Японии в сферу американского рынка.
Чтобы воспрепятствовать
чрезмерному проникновению
Сразу после вступления в силу мирного договора японское правительство приступило к разработке нового таможенного кодекса. Кодекс предусматривал возможность повышения существующих тарифов и введения новых пошлин, что способствовало защите японских производителей и развитию внутреннего рынка.