Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:04, курсовая работа
Цель курсовой работы:
определить основные направления в политике государства по регулированию инфляции и нормализации денежного обращения в стране в ее условиях.
Введение…………………………………………………………………………………………………………..3
1.Социально экономические последствия инфляции…………………………………4-9
2.Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики
……………………………………………………………………………………………………………………10-15
3.Особенности антиинфляционной политики в России на современнном этапе…………………………………………………………………………………….……………………..16-20
Практикум…………………………………………………………………………………………………...21-22
Заключение……………………………………………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………………………………….24
Схема 1.
Антиинфляционная политика государства
Адаптивная политика | Активная политика | ||||
Индексация | Монетарные рычаги | Немонетарные рычаги |
Адаптивная политика
Адаптивная
антиинфляционная политика представляет
собой комплекс мер, направленных на
создание условий для приспособления
экономики к инфляции, смягчение
ее отрицательных последствий.
Особой мерой приспособления к высокой инфляции служит, прежде всего, индексация заработной платы и других основных доходов населения, т.е. увеличение последних в связи с ростом цен.
Получатели проиндексированных доходов только на мгновение улучшают свое благосостояние, которое, буквально, в считанные дни съедается очередным витком инфляции. Так порочный круг инфляции закручивается в инфляционную спираль, из которого без решительных мер, в целом, нет выхода.
Международная практика знает и другие меры приспособления к инфляции, чаще всего используемые в развивающихся странах: поддержание государством искусственно заниженных цен на определенный, обычно относительно узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для тех же слоев; соглашения с предпринимателями профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты; другие формы благотворительной помощи.
Мировой опыт свидетельствует, что при достаточно широком проведении подобных мер, они приводят к заметному смягчению отрицательных социальных последствий высокой инфляции и хотя бы частично ограничивают возможность усиления социально-политической напряженности в обществе.
Существует
и другой взгляд на эту проблему:
инфляция, как болезнь, преследующая
все страны с рыночной экономикой,
должна быть подавлена, вылечена. В
этой связи выделяют два основных
абсолютно противоположных
Кейнсианство.
Основоположником данной теории является Джон Кейнс. После Великой депрессии он выдвинул свою теорию, где говорилось о том, что рыночная экономика не способна к саморегулированию. Причиной этому является предельная склонность к сбережению и к импорту, который в совокупности составляет недопотребление отечественного продукта.
Мировой опыт 30-х гг. XIX века показал, что государство не только может, но и должно вмешиваться в экономику страны. С точки зрения кейнсианцев, государство играет положительную роль, применяя соответствующие стабилизационные меры для экономики. Кейнсианская теория придаёт главное значение совокупным расходам и их компонентам.
Кейнсианцы
считают, что экономике изначально присуща
нестабильность и поэтому она нуждается
в стабилизации с помощью активной фискальной
политики (манипулировании государственным
бюджетом для снижения инфляции), являющейся
мощным и надёжным стабилизационным средством.
Основные виды фискальной политики современных
государств отражены на схеме 2:
Схема 2.
Фискальная политика
Дискреционная
Стимулирующая
Сдерживающая
Рассмотрим дискреционную фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: изменение правительственных расходов, или изменение налогов, или сочетание первого и второго:
Изменение
уровней государственных
К кейнсианским антиинфляционным мерам относят:
Монетаризм.
К настоящему времени классическая экономическая теория приобрела современные формы. Одна из них – монетаризм. Сторонники данной теории (Милтон Фридмен) утверждали, что рынок – саморегулирующаяся система и любое вмешательство извне со стороны государства может привести к негативным последствиям. В то же время они признавали необходимость существования государства в целях сбора налогов. По мнению монетаристов, государство оказывает вредное влияние на экономику. Оно проводит фискальные мероприятия которые, хотя и диктуются благими намерениями, усиливают ту самую нестабильность, для борьбы с которой предназначены.
Монетарная политика базируется на регулировании количества денег в обращении как способе стабилизации экономики. Главную роль здесь занимает денежно-кредитная политика, осуществляемая формально неподконтрольным правительству Центральным Банком.
Основополагающая цель денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы помочь экономике сохранить уровень инфляции, обеспечивающий условия экономического роста.
С целью регулирования денежной массы ЦБ и уполномоченные на то государственные органы используют следующие инструменты:
Наиболее популярными являются 1 и 2 инструменты, 3 – наиболее грубый, применяется в редких случаях.
Наряду с вышеперечисленными инструментами проводятся такие сочетания мероприятий как сдерживающая фискальная политика и политика «дорогих денег», а также стимулирующая фискальная политика и политика «дешёвых денег».
Целью политики «дорогих денег» является удешевление кредита, с целью увеличения совокупного спроса и занятости. К ней относятся: покупка ценных бумаг, снижение ОНР, снижение учётной ставки.
Целью политики «дешёвых денег» является ограничение денежного предложения, с целью сокращения расходов и сдерживания инфляции. К ней относятся: продажа ценных бумаг, повышение ОНР, повышение учётной ставки.
Большинство
монетаристов не советуют использовать
политику дешевых и дорогих денег для
смягчения подъемов и спадов экономического
цикла.
Особенности
антиинфляционной политики
в России на современном
этапе
В условиях современного экономического кризиса, который охватил весь мир, повсюду ведутся разговоры о массовых проблемах экономики, но в нашей стране особенно популярен вопрос инфляции и ее последствий. Действительно, инфляция России в 90-х - 2000-х годах измерялась двузначной цифрой и порождала много проблем для российской экономики.
Странами
всего мира разрабатываются планы
снижения процента инфляции, они успешно
применяются и позволяют
Наше правительство всегда предполагает, какой будет процент инфляции в России на ближайший год или какой-нибудь другой период, но, как правило, эти цифры оказываются на порядок ниже, чем реальные факты. Так к концу 2008 года инфляция в России составила 13,3%. Многие боялись, что в период начала экономического кризиса цифра на порядок увеличится, но правительство поддерживает экономику, создавая ряд антикризисных мер, и инфляция в 2009 году не так уж и высока, хотя в начале 2008 года предполагалась значительно меньшее число. Для сравнения инфляция в России в 2007 году 11%, на 2005 – 10%, а на 2001 вообще 15%. Инфляция в России в декабре 2009 года по предварительным данным Федеральной службы государственной статистики составила 0,4%, по итогам 2009 года - 8,8%.
Цены на продовольственные товары в России в декабре 2009 г. к предыдущему месяцу выросли на 0,6%, продовольственные товары без плодоовощной продукции подорожали на 0,3%. Цены на непродовольственные товары за месяц выросли на 0,2%. Платные услуги населению стали дороже на 0,5%. Платные услуги за 2009 год подорожали на 11,6%, непродовольственные товары стали дороже на 9,7%, цены на продовольственные товары выросли на 6,1%.
Борьба с инфляцией стала бы прямым ответом на экономические дисбалансы. Снижение темпов роста цен позволило бы со временем увеличить объемы частных сбережений в экономике и снизить роль государственных сбережений как источника инвестиций. Это, в свою очередь, помогло бы поддержать инвестиционный рост в секторах, не связанных с государственными проектами, что позволило бы вывести темпы роста экономики на более амбициозные уровни и, главное, создало бы базу для долгосрочного роста.
В настоящее время основной целью антиинфляционной политики России является удержание инфляции на низком и стабильном уровне, так как стремление к стабильности цен - это лучший вклад, который можно внести в долгосрочный экономический рост. Под ценовой стабильностью следует понимать столь незначительный прирост цен, что не берется экономическими субъектами в расчет при принятии решений. В идеале ценовая стабильность - это нулевой рост цен. Однако ввиду быстрого технического прогресса такой прирост цен за определенный период времени маловероятен. На практике стабильность цен выражается не столько в нулевом, сколько в незначительном положительном приросте индекса цен (в пределах 3-4% в течение длительного периода).
Данные государственных статистических органов и те цели, которые декларируют денежные власти по уровню инфляции в России, свидетельствуют о том, что измерить инфляцию в пределе 4% будет возможным не ранее 10-х годов нашего века. Однако, учитывая макроэкономическую ситуацию, экспортно-сырьевую ориентацию российской экономики и отсутствие в распоряжении Банка России долгосрочных антиинфляционных инструментов, достигнуть указанных значений индекса потребительских цен (ИПЦ) будет очень затруднительно без серьезных структурных изменений в экономике. К тому же осуществляемая в настоящее время антиинфляционная политика денежных властей крайне неэффективна, так как борьба с инфляцией путем сдерживания роста денежной массы и денежной базы ведет к стагнации в несырьевых секторах экономики, что, в свою очередь, приводит к несбалансированности спроса и предложения товаров и услуг в отношении денежной массы, поступающей на потребительский рынок из сырьевых отраслей и бюджета.
Информация о работе Антиинфляционная политика в России на современном этапе