Антиинфляционная политика государства

Автор: Павел В, 06 Октября 2010 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том что, поскольку инфляция влечет за собой острые социально-экономические последствия, и постоянно меняется экономическая ситуация на мировом рынке и внутри страны, перед государством стоит цель разработать грамотную антиинфляционную программу по снижению ее темпов, учитывая экономико-политические условия, особенности традиции России.
Тема эта актуальна, поскольку, инфляционный процесс, многофакторный по своей природе, неоднозначный по своим последствиям, свойственен экономике практически всех стран мира, а это требует знания основных теоретических и практических положений по её своевременному регулированию и эффективному управлению.
Цель работы: определить основные направления в политике государства по регулированию инфляции и нормализации денежного обращения в стране в её условиях.
Задачи:
1.Раскрыть сущность, источники инфляции как многофакторного процесса, определить влияние инфляции на социально-экономические процессы и хозяйственный механизм государства в целом.
2.Изучить основные положения стратегии и тактики антиинфляционного регулирования, сложившиеся в мировой практике.
3.Рассмотреть особенности регулирования процесса инфляции на примере антиинфляционной политики нашего государства.
Объектом изучения является особенности инфляционных процессов, в России в период с 1992-2009 гг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Социально-экономические последствия инфляции
Определение «инфляция»…………………………………………………..4
Причины инфляции....................................................................................5
Последствия инфляции и переход к гиперинфляции…………………….7
2.Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики
………………………………………………………………………………..12
3.Особенности антиинфляционной политики в России………………..17
Практикум…………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Источник5!!.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

  Важной особенностью является то, что цены повышаются неравномерно. Неодинаковые темпы изменения разных видов цен приводят к потерям для отдельных хозяйствующих субъектов многих слоев населения и привлечению к себе другой части субъектов.

        Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, т.к. она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.

           Инфляция приводит к искажению  важных экономических показателей развития хозяйства и, прежде всего, – процента за кредит и рентабельности производства. Повышение ставок процента и колебания рентабельности ведут к дезорганизации производства, подрывая тем самым экономическую жизнь общества. В результате рентабельность производства зависит не от применения в производстве научно-технических достижений и усилий коллектива предприятия, а от динамики цен и зависимой от них величины процента за кредит.

    При высоком уровне инфляции нарушаются сложившиеся хозяйственные связи, появляется цепь неплатежей, в результате чего значительно ухудшается финансовое состояние предприятий и фирм.

    Наибольший  вред национальной экономике приносит гиперинфляция, в процессе которой государство теряет контроль за денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять свои функции, в оборот внедряются различные денежные суррогаты, появляются локальные денежные единицы, национальная валюта вытесняется более твердой - иностранной. За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация национального хозяйства, проявляются сепаратистские тенденции в регионах. Многочисленные социальные катаклизмы содействуют приходу к власти тоталитарных режимов

    Многообразное негативное влияние инфляции на социально - экономическую сторону жизни общества вынуждает правительство разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией. Разработка стратегии антиинфляционной политики является необходимым элементом для стабилизации экономики.

 

  1. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики

     Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции  вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - "ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах  решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.)."6

     Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода.

     Кейнсианская модель

   В рамках первого подхода рассмотрим Кейнсианскую модель, она родилась на основе критики классического подхода к рыночной экономике как саморегулируемой системе, не требующей государственного вмешательства со стороны6. Причиной этому является предельная склонность к сбережению и к импорту, который в совокупности составляет недопотребление отечественного продукта. Основоположником данной теории является Джон Кейнс.

   Кейнсианцы  считают, что экономике изначально присуща нестабильность и поэтому она нуждается в стабилизации с помощью активной фискальной политики (манипулировании государственным бюджетом для снижения инфляции), являющейся мощным и надёжным стабилизационным средством. Основные виды фискальной политики современных государств отражены на рис.1.

Фискальная политика

Дискреционная                                  Автоматическая 

Стимулирующая              Сдерживающая

Рис. 1 Основные виды фискальной политики

Дискреционная фискальная политика

Рассмотрим  дискреционную фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: изменение правительственных расходов, или изменение налогов, или сочетание первого и второго:

  • Экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика - повышение совокупного спроса в результате увеличения правительственных расходов на товары и услуги, уменьшения чистого объёма налоговых поступлений или некоторого сочетания этих двух факторов. В результате, повысятся расходы, увеличится совокупный спрос, вырастет реальный ВВП.
  • Сдерживающая фискальная политика направлена на борьбу с инфляцией. Она заключается в уменьшении совокупного спроса посредством сокращения государственных расходов, повышения налогов или некоторого сочетания этих двух мер.

     Изменение уровней государственных  расходов и налогов происходят  в определённой степени автоматически.  Использование встроенного стабилизатора (инструмент недискреционной фискальной политики) объясняется тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который изменяется прямо пропорционально величине ВВП. С ростом ВВП в периоды процветания налоговые поступления автоматически возрастают и - поскольку они сокращают расходы - сдерживают экономический подъём. Когда ВВП сокращается в периоды спада, налоговые поступления автоматически уменьшаются, что ведёт к росту расходов и тем самым смягчает экономический спад. Трансфертные платежи («отрицательные налоги») увеличиваются в периоды спада, сокращаются в периоды экономического роста.

К кейнсианским антиинфляционным мерам также относят:

  1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  2. Государственное регулирование цен;
  3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
  5. Государственное регулирование валютного курса.

     При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции, однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

     Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос  недостаточен, осуществляются программы  государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

    Кейнсианские  антиинфляционные методы подвергают критике  представители монетаристской школы, завоевавшей большую популярность в 1970-1980-е годы. Основателем монетаризма является Милтон Фридмен. Монетаристская теория является вторым подходом антиинфляционной политики.

      Сторонники монетаристской теории  выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

    Однако  практика развивающихся стран и  стран переходной экономики показала, что прямое следование монетаристским рецептам не всегда достигает цели. Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, высокая степень монополизации экономики становятся препятствием к этому. «Шоковая терапия» срабатывает в развитой рыночной экономике, где:

    1)   рыночные инфраструктуры развиты;

    2) обеспечена взаимосвязь различных  рынков (что позволяет восстановить  общее рыночное равновесие);

    3)   высоко значение мультипликатора инвестиций;

    4)  действует большое количество  производителей, из которых может  быть осуществлен отбор сильнейших7.

      Также наиболее уязвимым местом монетаристской концепции - это признают и сами монетаристы - является вопрос о регулировании денежной массы. Большинство критиков считают, что такое регулирование чрезвычайно сложно, если вообще возможно, поскольку нужное количество обращающихся денег определить трудно, а скорость их обращения изменчива8.

    Таким образом, на мой взгляд,  наиболее рациональным, является сочетание обоих направлений регулирования экономической ситуации в стране. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

     В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов. 
 
 
 
 
 

  1. Особенности антиинфляционной политики России

      Экономика России носит переходный  характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых стран протекание инфляционных процессов.

  Особенности инфляции в России во многом обусловлены  процессом трансформации экономического механизма - от централизованной государственной к рыночной экономике.

  В России инфляционное давление было спровоцировано ограниченным характером первоочередной либерализации цен. Цены были в основном отпущены на конечную продукцию.

  К моменту либерализации цен в 1992 г. в России господствовала подавленная инфляция со всеми присущими ей элементами. Она могла характеризоваться преимущественно как инфляция спроса.

    К факторам, определяющим ее, можно отнести:

  • эмиссионное финансирование бюджетного дефицита;
  • широкое использование внешних займов, массовую выда- 
    чу дешевых и беспроцентных кредитов;
  • огромный удельный вес расходов на содержание военнопромышленного комплекса и армии;
  • искаженные структурные пропорции в экономике, чрезмерную развитость добывающих и тяжелых отраслей в ущерб 
    отраслям, производящим потребительские товары и услуги;
  • отсутствие ценовых рыночных сигналов (вследствие чего до 
    2/3 продукции не находило потребителей) при наличии огромного товарного дефицита по другим видам продукции;
  • наличие монополий в лице министерств и ведомств, 
    преобладание крупных и средних предприятий;
  • искаженные ценовые пропорции, прежде всего, явно заниженные цены на сырьевые ресурсы;

• высокие дефицитные ожидания населения. 
Неблагоприятные внешнеэкономические факторы усиливали инфляционные процессы: цены на мировом рынке на топливные ресурсы и цветные металлы, составлявшие основные статьи экспорта России, снижались, а цены на ввозимые в значительном количестве зерновые — росли.

  Дефицит государственного бюджета приобрел хронический характер, несмотря на усилия правительства по сокращению государственных расходов. Дефицит постоянно провоцировался падением доходов от производства, а значит, и от налоговых поступлений. Сокращение государственных расходов сжимало совокупный спрос и уменьшало емкость рынка. В результате сокращение производства закономерно приобретало лавинообразный характер на основе мультипликативных процессов. Оно опережало темпы сокращения совокупного спроса, что и вело к отсроченной инфляции.

    Подавленная инфляция перешла  в открытые формы при реализации ортодоксально-монетаристской программы финансовой стабилизации, включавшей:

• либерализацию цен;

  • быструю приватизацию почти 3/4 прежде государственной 
    собственности;
  • либерализацию внешнеэкономической деятельности с использованием «плавающего» валютного курса;

Информация о работе Антиинфляционная политика государства