Антиинфляционная политика. Борьба с инфляцией в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование антиинфляционной политики государства на примере современной России.
Задачи, стоящие перед курсовой работой, заключаются в следующем:
охарактеризовать методы и подходы к проведению антиинфляционной политики;
проанализировать динамику инфляционных процессов в современной российской экономике;
исследовать меры, принимаемые российским правительством и Центральным банком по борьбе с инфляцией;
сформулировать выводы и предложения.

Содержание

Введение 3
1. сущность и содержание
антиинфляционной политики 5
1.1. Характеристика методов борьбы с инфляцией 5
1.2. Основные подходы к проведению антиинфляционной политики 9
2. борьба с инфляцией в россии 13
2.1. Уровень инфляции и динамика цен в России в 2011 году и 1 полугодии 2012 г. 13
2.2. Меры по преодолению инфляции 22
Заключение 27
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

ДКБ курсовая тема 12.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

На цветные металлы в целом  по группе цены снижаются третий месяц подряд, в июне – на 0,5% (с апреля по июнь – снижение на 4,9%), в первом полугодии – прирост на 1,7% вслед за снижением мировых цен. В июне рост цен отмечен: в производстве драгоценных металлов – на 2,4% (3,0% с начала года), отливок – на 6,0% (+21,7%), в остальных производствах цены не росли, либо незначительно снижались.

В химическом производстве  в первом полугодии рост цен составил 8,2% (год  назад – прирост 13,2%), в июне цены выросли на 0,6% (-0,2%). В июне возобновился рост цен на минеральные удобрения – на 5,8% (после снижения цен с марта по май – на 6,4%) в связи с ростом мировых цен. За январь-июнь цены на минеральные удобрения выросли на 9,4% (4,9% - год назад).

В первом полугодии активно дорожали: синтетический каучук – на 36,5% (в  июне – прирост 0,1%); искусственные синтетические волокна – 29,4% (+0,4%); производство промышленных газов – на 17,5% (+1,3%) в связи с возросшим спросом в строительстве.

На неторгуемые товары (с исключением  электроэнергетики) в январе-июне рост цен составил в среднем  3,9%, а в июне всего 0,4 % под воздействием снижения цен в машиностроении, а также в пищевой промышленности в связи с падением цен на сельхозсырье.

В целом  на машиностроительную продукцию (сводная группировка DK; DL; DM) с начала года цены выросли на 5,4%, при этом заметный рост цен наблюдался в первом квартале текущего года – на 4,2% на фоне возобновления инвестиционного спроса, а с апреля по июнь рост цен составил 1,2%.  В июне цены выросли всего на 0,2% в связи со снижением спроса на отдельные виды металлургического и электрооборудования.

На стройматериалы в первом полугодии  отмечен активный рост цен – на 8,3%, что обусловлено оживлением производства в строительной отрасли на фоне увеличения масштабов строительства и реализации крупных инвестиционных программ. С июня рост цен ускорился до 2,3% в разгар строительного сезона. Третий месяц подряд активно растут цены в производстве цемента – в июне на 6,9%, за апрель-июнь – на 14,1%, (15,4% с начала года). Рост цен наблюдался в июне в производстве изделий из асбесто-цемента и волокнистого цемента – на 4,8% (+10,2%), извести – на 3,2% (+12,2%) и других отделочных материалов.

В обработке древесины и производстве изделий из дерева в первом полугодии  рост цен составил 5,3% (в июне – 0,3%) в связи с увеличением спроса в строительстве и высокой стоимостью сырья.

На товары легкой промышленности (DB+DC) в январе-июне наблюдался активный рост цен – на 11,5%, особенно в первом квартале – на 8,2%, что обусловлено  высокими мировыми ценами на хлопок в  начале текущего года. С апреля рост цен замедлился – за апрель-июнь прирост составил  2,9%, а в июне – всего 0,3%, в связи с начавшимся снижением цен на хлопок на мировых рынках.

В пищевой промышленности цены снижаются  третий месяц подряд, в июне –  на 0,2%, за апрель-июнь – на 0,8% (с начала года – рост на 2,4%), что обусловлено снижением цен мировых рынков на основные виды продовольствия и принятием Правительством Российской Федерации мер по стабилизации рынка зерна. В июне цены на муку выросли на 0,2% после снижения цен с февраля по май на 16,0% (с начала года – снижение на 13,7%). Также продолжают дешеветь:  масло подсолнечное – на 1,4%  (-6,6% с начала года), молоко питьевое – на 0,2% (+1,6%), комбикорма – на 1,3% (+3,6%), сахар – на 0,4% (+3,9 процента).

В 2011 году рынок электроэнергии и электрической мощности для всех категорий потребителей либерализован, за исключением населения и в неценовых зонах, т.е. цены на электроэнергию (у генераторов) не регулируются, а устанавливаются на рынке. Одновременно меняются механизмы ценообразования в электроэнергетике, связанные с введением долгосрочного рынка мощности, а также с переходом к регулированию тарифов электросетевых организаций с использованием метода доходности инвестированного капитала, дающие компаниям возможность закладывать в ставки возврат своих инвестиций.

На реализованную сельскохозяйственную продукцию с мая по июнь 2011 г. снижение цен составило 5,4% после роста  цен с августа 2010 по апрель 2011 года на 33,5% (с начала года цены выросли  на 1,2%). С мая цены снижались под влиянием снижения мировых цен на зерно, подсолнечник, сахар, а также принятых Правительством Российской Федерации мер по сдерживанию цен на основные продовольственные товары.

В растениеводстве в первом полугодии  цены выросли на 8,3%, при этом с января по апрель наблюдался активный рост цен – на 12,6%, а с мая цены снижались – в мае-июне снижение цен составило 3,9%, в том числе в мае – 1,9%. Цена приобретения пшеницы была максимальной в феврале – 7,8 тыс. руб. за т., а с марта цены начали  снижаться  (в мае – 6,5 тыс. руб. за т.).

В животноводстве в первом полугодии  цены снизились на 4,5%, причем незначительный рост цен наблюдался с марта по апрель – на 1,6%, а с мая началось снижение цен – за май-июнь –  на 6,7% (в июне - на 3,3%), что обусловлено относительной стабилизацией мировых цен на мясо.

В капитальном строительстве в  первом полугодии рост цен составил 3,4%, в том числе в июне – 0,1%. На строительно-монтажные работы в  цены выросли на 3,0% (в июне – на 0,2%) в связи с увеличением объемов  строительства.

В январе-июне наблюдался рост цен  на грузовые перевозки автомобильным  транспортом – на 7,8% (в июне –  на 0,7%), авиационным транспортом  – прирост на 15,9% (в июне цены стабильны). Тарифы на грузовые перевозки морским  транспортом в первом полугодии росли умеренно – на 1,3%, а в июне отмечено снижение – на 1,0%. На железнодорожные перевозки грузов, осуществляемые ОАО «РЖД», тарифы     повышены с января 2011 года на 8 процентов.

 

 

 


 

 

 

 

Рис. 2.4. Динамика цен в отдельных секторах экономики.

Прирост цен в % за период

 

2.2. Меры по преодолению инфляции

 

Разработанные правительством РФ и  Банком России меры по борьбе с инфляцией  можно ранжировать с точки  зрения их краткосрочного и долгосрочного  влияния на инфляцию.

В ближайшие годы, по мнению специалистов, основное значение будет иметь наиболее четко сформулированная концепция контроля за повышением цен монополистов и тарифов на услуги ЖКХ, хотя в долгосрочной перспективе эффект, оказываемый этой мерой, является неопределенным.

Стимулирование конкуренции на продовольственных рынках может способствовать торможению цен, но данные меры остаются в достаточно сильной зависимости от политики региональных, а не федеральных властей.

Бюджетная политика, которая в  2011 году характеризуется увеличением расходов, может спровоцировать некоторое ускорение роста цен. Долгосрочный эффект от увеличения бюджетных расходов пока остается неопределенным, хотя в случае успеха инвестиционной политики и роста ВВП (при достаточно жесткой денежной политике) базовая инфляция будет оставаться умеренной. Безусловным является и антиинфляционный эффект от изменения политики пополнения Стабилизационного фонда. Но в целом результат от предполагаемых изменений в финансовой политике пока неочевиден. [15]

Среди направлений денежно-кредитной политики в краткосрочной перспективе наиболее вероятен антиинфляционный эффект от укрепления номинального курса рубля (при высоких ценах на нефть). Эта мера позволит повысить сберегательную активность населения в условиях сближения рублевых и валютных ставок. Прочие мероприятия по стимулированию сбережений могут оказать антиинфляционный эффект лишь в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Поскольку ориентация валютной политики Банка России на изменение курса евро к доллару (в рамках «валютной корзины») не позволяет достичь роста курса рубля настолько, чтобы повлиять на снижение темпа инфляции, для значимого укрепления рубля потребуются изменения в политике Банка России. Хотя не исключено, что, если приток иностранного капитала будет превышать его отток, укрепление рубля может произойти и спонтанно.

 

Таблица 2.1

Краткосрочный и долгосрочный эффекты,

оказываемые на динамику инфляции принятыми  мерами

Меры

Краткосрочный эффект

(в рамках текущего  года)

Долгосрочный эффект

(в рамках ближайших

трех лет)

Сдерживание роста цен  на бензин и другие виды топлива

–,0

0

Рост предложения продовольственных  товаров

0

0

Повышение уровня конкуренции  на продовольственных рынках

0,–

–,?

Меры по увеличению темпов роста экономики

0

-

Сдерживание роста тарифов  естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ 

?,+

Меры бюджетной политики

+

–,?

Меры денежной политики и стимулирования спроса на деньги

?,–


 

Примечание. "–" —  снижение цен; "+" — повышение  цен; "0" — нейтральный эффект; "?" — неопределенный эффект.

 

Таким образом, можно заключить, что в течение ближайшего года наиболее значимыми факторами воздействия на инфляцию будут сдерживание роста цен монополистов и укрепление курса рубля. Тогда как ослабление бюджетной политики может поставить под вопрос понижательную динамику инфляции.

Достаточно низкий уровень базовой  инфляции в докризисный период ставит под сомнение возможность дальнейшего активного использования механизмов денежно-кредитной политики в качестве антиинфляционного инструмента.

Отрицательные реальные процентные ставки по рублевым инструментам  не стимулируют сберегательную активность. Склонность к сбережениям после августа 1998 г. колеблется около значения 5% (за исключением периода банковского кризиса 2004 года). Сохранение на протяжении последних трех лет существенных темпов роста цен формирует высокие инфляционные ожидания.

По оценкам экспертов, инфляционные ожидания носят инерционный характер и превышение темпами инфляции установленных ориентиров приводит к «автоматическому» росту ожидаемой инфляции и сохранению высокой склонности к потреблению. Возможно ли за счет ожиданий значительной прибыли на рынке капитала стимулировать сберегательную активность, пока остается неясным. Кроме того, политика Банка России концентрируется на денежном и кредитном рынках, а не на рынке капитала, где деятельность банков по-прежнему законодательно ограниченна. В этих условиях наиболее значимыми в краткосрочной перспективе могут оказаться меры по стимулированию банковских сбережений; хотя не стоит забывать и об усилении кредитной деятельности банков в работе с населением, которая в ближайший период может оказать на сберегательную активность прямо противоположный эффект [2].

Влияние денежной политики Банка России на стимулирование сбережений оказывается  более значимым для высокодоходных слоев населения. Численность сберегательно-активного населения, а также характер его предпочтений в данной области пока остаются за рамками официальной статистики. Поскольку инфляционное воздействие роста цен на платные услуги для высокодоходных категорий граждан ниже, чем для прочих, то и инфляция здесь более низка. Росстат разделяет население в соответствии с уровнем подушевого дохода на десять групп. К активно сберегающим категориям населения можно в полной мере отнести население девятой и десятой групп данной классификации, которые, по нашей оценке, получали в 2009 г. доходы, близкие к среднему уровню. Эти категории населения могут позволить себе сбережения в размере 2–4 тыс. руб. в месяц на одного члена семьи. При этом 68% сбережений приходится на 15% населения, у которых средний объем сбережений на одного члена семьи составляет около 20 тыс. руб., или около 240 тыс. руб. в год. В таких условиях на рост сберегательной активности населения вполне может оказать влияние повышение гарантированной суммы по депозитам в банках, участвующих в системе страхования вкладов, до 200 тыс. руб. [12]

Для стимулирования сбережений в банковском секторе важно сохранение стабильного  курса рубля и ставок по рублевым срочным депозитам. В последние  три года укрепление курса рубля способствовало значительной «девалютизации» депозитов: отношение объема валютных депозитов к безналичным деньгам снизилось с 40% в сентябре 1998 г. до 24–25% в конце 2009 года. При этом разрыв между средней ставкой по депозитам (без учета депозитов до востребования) и уровнем инфляции для сберегающей десятой группы населения уменьшался. В условиях «привязки» курса рубля к динамике «евро/доллар» Банк России в своей курсовой политике ориентируется на изменение соотношения валют на мировом рынке. В 2009 году средний курс евро к доллару снизился на 1% (год назад - на 9.9%), в результате чего темп укрепления рубля к доллару замедлился - средний курс укрепился всего на 1.7% (год назад - на 6.1%), а курс «декабрь к декабрю» снизился на 3,7% (против роста на 7% год назад), и, таким образом, тенденция к дальнейшему номинальному укреплению курса рубля оказалась под вопросом. Следствием этих процессов явилось замедление темпов «девалютизации» депозитов: отношение объема валютных депозитов к безналичным деньгам в течение всего года оставалось на уровне 24–25% (такое же соотношение имело место и в 1997 г.). Курсовая динамика может повлиять на дальнейшую «девалютизацию» депозитов и нейтрализовать негативное воздействие роста ставок по долларовым депозитам. [5]

Однако основной целью укрепления курса рубля в 2010 г. должно стать противодействие росту инфляции для сберегающей группы населения. По оценке, для стабилизации инфляции для этой категории потребителей на уровне 8,5% может потребоваться 5%-ное укрепление среднего номинального курса.

 

Заключение

 

Антиинфляционная политика государства  представляет собой комплекс мер, направленный на борьбу с повышением цен, обесцениванием денег, а также уменьшением качества товаров и услуг. Современные  экономисты выделяют несколько способов антиинфляционной политики, к которым относятся: «шоковая терапия», градуирование денежной массы, а также политика цен и доходов, проводимых государством. 

Антиинфляционная политика России в 2011 году проводилась неравномерными методами, несмотря на попытку удержания инфляции в заданных рамках, руководство нашей страны ведет финансирование несколько высоко затратных проектов. 

Антиинфляционная политика России в 2012 году:

-рост тарифов естественных монополий  предполагается ограничением уровня инфляции;

-введение тарифных каникул:  повышение тарифов естественных  монополий предусматривается в  двух вариантах: а) поэтапно  в течение года: с 1 января 2012 года  на 5%, с 1 июля 2012 года на 9,5%. Приэтом  среднегодовой рост тарифов 2012 году составит 10,2%.б) тарифы планируется индексировать с 1 июля 2012 года на 15%;

Информация о работе Антиинфляционная политика. Борьба с инфляцией в России