Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:07, контрольная работа
70% информации об окружающем мире мы получаем от зрения - это уникальный дар природы. Но разве мы ценим то, чего не замечаем? Часто ли вы задумываетесь о воздухе, которым дышите? Наверное, только оказавшись под водой. Вот и зрение свое мы не ценим. В итоге рано или поздно приходится надевать очки и линзы. Так что теперь хорошее зрение - это настоящий показатель здоровья человека, и не менее трети населения планеты его уже потеряло.
Введение…3
Зрительная сенсорная система…4
Оптическая и рецепторная системы глаза…6
Гигиена зрения…7
Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов…9
Биологическое значение условных и безусловных рефлексов…9
Онтогенез условных и безусловных рефлексов…10
Список литературы…12
Российский государственный профессионально –
педагогический университет
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Контрольная работа № 1
Студент группы ПУ-112 САТ Кичев Н. А.
Номер зачетки 0945827, вариант 7
Преподаватель Шипулин Е. А.
Первоуральск
2010
Вариант 7
Содержание:
Введение…3
Оптическая и рецепторная системы глаза…6
Гигиена зрения…7
Биологическое значение условных и безусловных рефлексов…9
Онтогенез условных и безусловных рефлексов…10
Список литературы…12
Введение.
Вряд ли кому-то приходил на ум вопрос, что такое зрение. Разумеется, это возможность видеть. Однако знаете ли вы, насколько далеко может видеть человек с хорошим зрением? Впрочем, вряд ли в наш век высоких технологий и слабых нервов у вас остались еще знакомые, которые могут похвастаться особой остротой зрения.
70% информации об окружающем мире мы получаем от зрения - это уникальный дар природы. Но разве мы ценим то, чего не замечаем? Часто ли вы задумываетесь о воздухе, которым дышите? Наверное, только оказавшись под водой. Вот и зрение свое мы не ценим. В итоге рано или поздно приходится надевать очки и линзы. Так что теперь хорошее зрение - это настоящий показатель здоровья человека, и не менее трети населения планеты его уже потеряло.
А ведь зрение - это не только способность видеть. Обратимся к словарю Даля. Глагол "зреть" в нем объясняется не только с точки зрения "видеть", но и распознавать, постигать, понимать... Получается, что зрение - главное связующее звено между человеком и окружающим его миром. Разве можно относиться к нему так безалаберно?
И зрение - испорченное - отплачивает нам той же монетой. Ученые установили, что постоянное существование с плохим зрением в итоге приводит к переутомлению всего организма. Начинается все с головы: от напряжения глаз постепенно нарастает боль. За ней ухудшается общее самочувствие, появляется ощущение усталости и стресса. А тут недалеко и до обострения всех хронических болячек!
Зрительная сенсорная система.
Зрительная сенсорная система человек обеспечивает проведение к мозгу 90% информации о событиях, происходящих во внешней среде, поэтому ее значение трудно переоценить.
Рецепторные клетки системы расположены в сетчатке глазного яблока. Импульсы от фоторецепторов по волокнам зрительного нерва достигают зрительного перекреста, где часть волокон переходит на противоположную сторону. Далее зрительная информация проводится по зрительным трактам к верхнему двухолмию, латеральным коленчатым телам и таламусу (подкорковые зрительные центры), а затем по зрительной лучистости в зрительную зону коры затылочных долей мозга (17, 18 и 19 поля Бродмана).
Анатомически орган зрения (organum visus) представлен:
глазным яблоком
вспомогательным аппаратом глаза
Вспомогательный аппарат включает в себя:
мышцы глазного яблока (7 мышц поперечно-полосатых)
Защитный аппарат (брови, ресницы, веки, конъюнктива)
Слезный аппарат
Глазное яблоко вместе со
вспомогательным аппаратом
I. Стенка глазного
яблока состоит из трех
роговицей (оптическим отверстием глаза)
склерой (белочной оболочкой)
II. Сосудистая оболочка представлена:
радужкой (пигментированной, с физическим отверстием в центре - зрачком). Радужка содержит сфинктер и дилятатор зрачка (гладкие мышцы, регулирующие величину зрачка в зависимости от освещенности).
Ресничным телом, которое содержит в себе гладкую ресничную мышцу, изменяющую кривизну хрусталика и прикрепляющуюся к его экватору с помощью цинновой связки. Напряжение ресничной мышцы усиливает кривизну хрусталика и укорачивает его фокусное расстояние, расслабление мышцы уменьшает кривизну хрусталика и удлиняет фокусное расстояние. Ресничная мышца – элемент аппарата аккомодации. Аккомодация – способность ясно видеть предметы на разных расстояниях от глаза.
Собственно сосудистой оболочкой (содержит сосуды, питающие структуры глаза).
III. Сетчатка – фоточувствительная оболочка глаза представлена слоем пигментных клеток несколькими слоями нейронов различного типа. Главными функциональными клетками здесь являются фоторецепторы двух типов:
палочки (рецепторы черно-белого сумеречного зрения) – 130 млн.
колбочки (рецепторы цветного дневного зрения) – 7 млн.
Эти клетки преобразуют энергию светового зрения в нервные импульсы.
Слой нервных волокон.
Слой ганглиозных клеток.
Слой биполярных клеток.
Слой горизонтальных и амакринных клеток.
Слой палочек и колбочек.
Пигментный слой.
За ними располагаются горизонтальные и амакринные клетки, а следующим слоем расположены биполярные нейроны, которые соединяют палочки и колбочки со следующим слоем ганглиозных клеток. Аксоны этих клеток, собираясь в одном месте сетчатки (диск зрительного нерва, слепое пятно), выходят из глазного яблока в составе волокон зрительного нерва.
Палочки и колбочки лежат в сетчатке неравномерно. В переднем отделе – только палочки. В центральной ямке желтого пятна – только колбочки, это место наилучшего видения. В промежуточных областях есть и палочки, и колбочки. В месте выхода зрительного нерва рецепторных клеток нет. В существовании «слепого пятна» можно убедиться с помощью опыта Мариотта.
В палочках содержится пигмент родопсин, а в колбочках – нодопсин. Под влиянием света пигменты разрушаются и этот химический процесс вызывает в клетках электрический потенциал. Для восстановления родопсина необходим его компонент – витамин А. При недостатке в организме витамина А развивается «куриная слепота» (гемералопия).
Оптическая система
К оптической системе глаза относятся: роговица, водянистая влага, радужка, зрачок, хрусталик и стекловидное тело
Глазное яблоко, имеет шаровидную форму и помещается в костной воронке - глазнице. Спереди он защищен веками. По свободному краю века растут ресницы, которые защищают глаз от попадания в него частиц пыли. У верхненаружного края глазницы расположена слезная железа, выделяющая слезную жидкость, омывающую глаз. Глазное яблоко имеет несколько оболочек, одна из которых - наружная - склера, или белочная оболочка (белого цвета). В передней части глазного яблока она переходит в прозрачную роговицу (преломляет лучи света)
Под белочной оболочкой расположена сосудистая оболочка, состоящая из большого количества сосудов. В переднем отделе глазного яблока сосудистая оболочка переходит в ресничное тело и радужную оболочку (радужку). Она содержит пигмент, придающий цвет глазу. В ней имеется круглое отверстие - зрачок. Здесь расположены мышцы, которые изменяют величину зрачка и, в зависимости от этого, в глаз попадает большее или меньшее количество света, т.е. происходит регуляция поступления потока света. Позади радужки в глазу располагается хрусталик, представляющий собой эластичную, прозрачную двояковыпуклую линзу, окруженную ресничной мышцей. Его оптической функцией является преломление и фокусировка лучей, кроме того он отвечает за аккомодацию глаза. Хрусталик может менять свою форму - становиться более или менее выпуклые и соответственно сильнее или слабее преломлять лучи света. Благодаря этому человек способен отчетливо видеть предметы, расположенные на разном расстоянии. Роговица и хрусталик обладают светопреломляющей способностью
За хрусталиком полость глаза заполняется прозрачной желеобразной массой - стекловидным телом, которое пропускает лучи света и является светопреломляющей средой.
Светопроводящие и светопреломляющие среды (роговица, водянистая влага, хрусталик, стекловидное тело) выполняют также функцию фильтрации света, пропуская только световые лучи с диапазоном длин волн от400 до 760 мкм. При этом ультрафиолетовые лучи задерживаются роговицей, а инфракрасные - водянистой влагой.
Внутренняя поверхность глаза выстлана тонкой, сложной по строению и наиболее функционально важной оболочкой - сетчаткой. В ней выделяют два отдела: задний отдел или зрительную часть и передний отдел - слепую часть. Граница, их отделяющая называется зубчатой линией. Слепая часть прилежит изнутри к цилиарному телу и к радужной оболочке и представляет собой два слоя клеток:
внутренний - слой кубических пигментных клеток
внешний - слой призматических клеток, лишенных пигмента меланина.
ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ.
Для сохранения
нормального зрения необходимы
соответствую- щие гигиенические
условия. Иначе наступает
Не рекомендуется читать при плохом освещении, на ходу, в транспорте. Неустойчивое положение книги или газеты затрудняет чтение, заставляет чрезмерно приближать текст к глазам, быстро утомляет. Текст должен контрастировать с фоном (бумагой). Рекомендуется чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30—40 минут занятий нужно делать 10-минутный перерыв. Телевизионные передачи лучше смотреть, находясь не ближе чем в 2,5 м от экрана. Желательно, чтобы комната в это время была умеренно освещена. Можно сделать нагрузку, которую испытывают глаза во время просмотра телепередач, полезной — надо сесть как можно дальше от экрана и почаще моргать. Таким образом глазные мышцы получат недостающую им порцию движений. Офтальмологи советуют чаще моргать и при чтении, особенно тем, кто страдает близорукостью. Это помогает глазам не так страдать от напряжения, которое возникает от необходимости всматриваться в книжный текст.
Важно научиться расслаблять глаза, смотреть без усилий. Есть простое упражнение: 5 минут смотреть на белую стену, не стараясь что-то на ней разглядеть. Точно так же во время просмотра телепередач следует чередовать напряженное вглядывание с расслаблением, когда изображение видится нечетко, а взгляд не сосредоточивается на деталях. И время от времени делать паузу — отводить глаза от экрана и прикрывать их руками. Тем, кто носит очки, в это время надо их снять. Для глаз необходим солнечный свет. Конечно, не надо смотреть на солнце открытыми глазами. Смотреть на солнце можно только ранним утром во время восхода солнца и вечером во время заката. Это не только безопасно, но и полезно для глаз. Очень эффективное упражнение для укрепления глазодвигательной мышцы, сжимающей зрачок при ярком свете, — соляризация. Выполняя это упражнение, можно научиться безболезненно воспринимать солнечный свет. Глаза приятно расслабятся, усилится кровообращение, и как результат улучшится зрение. Упражнение укрепляет сетчатку глаз, усиливает в них обмен веществ, успокаивает глазные нервы. Встаньте на место, где тень резко граничит со светом, одну ногу поставьте в тень, другую — на солнце. Глаза закрыты, лицо поднято к солнцу, один глаз на солнце, другой в тени. Голова должна быть достаточно высоко поднята, чтобы солнце било прямо в промежуток между ресницами и бровями. Сделав вдох, начинайте поворачивать голову из стороны в сторону так, чтобы закрытые глаза попеременно проходили через тень и через солнце. Поворачивая голову в тень, произносите (можно мысленно): «Солнце уходит»; поворачивая голову к солнцу: «Солнце приходит». Поворачивайте голову до тех пор, пока закрытые глаза не перестанут вздрагивать на солнце от боли. Как правило, один сеанс занимает минут 5—7. После соляризации хорошо потрите ладонь о ладонь, приложите их к закрытым глазам (ладони не должны давить на глаза) и посидите так несколько минут. Тепло ладоней еще полнее расслабит и успокоит глаза.
Характеристика условных и безусловных рефлексов.
Врождённые рефлексы
Безусловные
Наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни организма
При рождении организм имеет готовые рефлекторные дуги Обеспечивают приспособление организма только к изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида Рефлекторные дуги проходят через спинной мозг или ствол мозга, кора головного мозга в них не участвует |
Врождённые рефлексы
Условные
Легко приобретаются, когда для этого возникают необходимые условия, и теряются организмом в течение жизни Организм не имеет готовых нервных путей
Образуются в результате сочетания безразличного раздражителя с безусловным или ранее выработанным условным рефлексом Рефлекторные дуги проходят через кору больших полушарий головного мозга |