Значение волейбола

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:24, реферат

Описание работы

Соревновательная деятельность в спортивных играх имеет много общего. И, тем не менее, каждая игра имеет существенные отличия, связанные с характером двигательной активности, способами взаимодействия с мячом, интенсивностью и продолжительностью нагрузок, а также с критериями оценки спортивного результата. Общим же признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы, которая при равных силах соперников проявляется с особым драматизмом в кульминационные моменты спортивного противоборства.

Работа содержит 1 файл

реферат волейбол.docx

— 110.79 Кб (Скачать)

«Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»

Экономический факультет

Кафедра физической культуры и спорта 
 
 
 
 
 

Реферат

Значение  волейбола в физическом развитии школьников. 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 103 группы

Направление подготовки

Экономика

Нарватова В.М. 

Проверила:

К.П.Н., доцент

Субботкина  Л.А. 
 

Саранск, 2011

     Введение

     Соревновательная  деятельность в спортивных играх  имеет много общего. И, тем не менее, каждая игра имеет существенные отличия, связанные с характером двигательной активности, способами взаимодействия с мячом, интенсивностью и продолжительностью нагрузок, а также с критериями оценки спортивного результата. Общим  же признаком, находящим свое выражение  в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы, которая при равных силах соперников проявляется с особым драматизмом в кульминационные моменты спортивного противоборства.

     Волейбол  в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем он имеет свои особенности. Так, двигательная активность волейболистов, хотя и характеризуется высокой  интенсивностью, почти полностью  исключает высокоинтенсивные «беговые»  нагрузки, характерные для футбола, баскетбола и хоккея. Перемещения  здесь осуществляются преимущественно  в квадрате игровой площадки 9×9 м  и реже — за ее пределами. Сам  характер перемещений волейболиста также своеобразен. Однако в течение 2—2,5 ч соревновательной борьбы паузы  отдыха или пассивного ожидания в  игре квалифицированных волейбольных команд почти полностью отсутствуют. При этом интенсивность двигательной активности значительно увеличилась  в связи с использованием (по новым  правилам) дополнительных мячей взамен улетевшего за пределы поля. Пятисекундные  паузы до момента подачи не снижают  физической и психической напряженности. Кроме того, в это время игроки обеих команд сосредоточивают все  свое внимание на предстоящих технико-тактических  действиях.

     Что касается способов взаимодействия с  мячом, то здесь также свой арсенал  своеобразных, характерных только для  этого вида спортивной игры, двигательных действий, основная суть и направленность которых связана с поражением цели с помощью ударных или бросковых движений, выполняемых большей частью ладонной поверхностью кисти или супинированными предплечьями (передачи мяча снизу).

     Интенсивность и продолжительность соревновательных нагрузок в игре зависят от таких  факторов, как уровень технико-тактического мастерства, силы соперничающих команд, количество партий и счет в каждой из них. Кроме того, при участии  в многодневных турнирах нагрузка от предшествующих соревнований постепенно суммируется и наслаивается у  игроков, что сказывается в последующих  встречах. Оценка спортивного результата в волейболе также имеет своеобразный характер и отличается от других спортивных игр.

Таким образом, даже визуальные наблюдения за соревновательной деятельностью волейболистов говорят  о ее своеобразии и отличительных  особенностях. Не вызывает сомнения, что  эти особенности проявляются  как в биодинамике двигательных действий игроков, деятельности дыхательной, сердечнососудистой и анализаторной  систем организма, так и в плане  энерготрат и протекания восстановительных  процессов.

 

     1. Волейбол в системе  физической культуры

     В учебном процессе волейбол используется как важное средство обшей физической подготовки учащихся. Программой по волейболу  предусматривается приобретение учащимися  теоретических сведений, овладение  основными приемами техники и  тактики, приобретение навыков участия  в игре и в организации самостоятельных  занятий.

     Широкое применение волейбола в физическом воспитании объясняется несколькими  примерами: доступность игры для  различного возраста; возможность его  использования для всестороннего  физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и  волевых качеств и в тоже время  использование его как полезного  и эмоционального вида активного  отдыха при организации досуга молодежи; простотой правил игры; высоким зрелищным  эффектом игрового состязания; простотой  инвентаря, оборудования и площадки для игры. Волейбол - командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера.

     Для игры характерны разнообразные чередования  движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности  деятельности каждого игрока. Условия  игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам  коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением  своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

     Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления; способности  управлять своими эмоциями; совершенствованию  основных физических качеств.

 

2. Значение физической  нагрузки на организм  ребенка

Для того чтобы методически правильно  строить занятия по волейболу  с детьми, педагог должен знать  анатомо-физиологические особенности  детского организма. Только при этом условии занятия по волейболу  будут способствовать правильному  физическому развитию и спортивному  совершенствованию школьников. 
Организм ребенка отличается от организма взрослого человека не только размерами и весом тела, но и целым рядом анатомо-физиологических особенностей. 
Рассматривая организм человека как целостную, сложную, управляемую систему, необходимо подчеркнуть, что деятельность его различных органов и систем находится в тесной взаимосвязи. Современными исследованиями установлено, что развитие мышечного аппарата оказывает благотворное влияние на внутренние органы, а высокий уровень функционирования внутренних органов благоприятно влияет на мышечную деятельность. 
Однако для своевременного и нормального развития всех органов во время роста большое значение имеет степень физической нагрузки, ее адекватность возрастным и половым особенностям школьников. Так, например, при перегрузке организма наблюдается задержка роста, а при оптимальных физических упражнениях опорно-двигательный аппарат ребенка развивается гармонично. Отрицательное влияние могут оказывать на школьников в период полового созревания интенсивные нагрузки игрового характера, так как повышенная эмоциональная возбудимость, возникающая в результате таких упражнений, отдаляет субъективное чувство усталости, а развивающееся утомление может повлечь за собой явления перетренированности. В частности, быстрый рост костно-связочного аппарата у подростков при некотором отставании развития сердечно-сосудистой системы требует постепенного подхода к дозированию тренировочных нагрузок, вызывающих значительное увеличение частоты сердечных сокращений. При этом такие нагрузки должны быть кратковременными, их следует чередовать с интервалами отдыха. 
Неравномерно у детей происходит увеличение веса тела, формирование мышц и скелета. В связи с этим необходимо учитывать, что преждевременное и непропорциональное увеличение различных мышечных групп может привести к задержке подвижности в суставах. Это в свою очередь может отрицательно сказаться на ампли-тудных характеристиках движений в период овладения детьми спортивной техникой. 
При проведении занятий по волейболу необходимо учитывать, что в детском возрасте процессы возбуждения явно преобладают над тормозными процессами, и в связи с этим следует осторожно подходить к дозированию тренировочных нагрузок, так как возбуждаясь дети часто не замечают наступающего утомления. 
При выполнении мышечной работы у детей наблюдаются резкие изменения в деятельности различных функций организма. Особенно это проявляется в период полового созревания, когда повышение реактивности организма способствует уменьшению работоспособности и ускоренному наступлению утомления.

 

     3. Основы техники волейбола

 

     Техника игры разделяется на технику нападения (перемещения, подачи, передачи, нападающие удары) и технику защиты (перемещения, прием мяча, блок).

 

     4. Подготовка волейболистов

 

     Акробатические упражнения – одно из эффективных средств специальной физической подготовки волейболистов. С их помощью у занимающихся развиваются быстрота, ловкость, решительность и умение хорошо ориентироваться в пространстве. Эти качества необходимы волейболистам для быстрого усвоения техники игры.

     На занятиях по специальной физической подготовке одновременно с развитием физических качеств совершенствуются приемы в нападении и защите.

     Игры и эстафеты повышают плотность занятий и в значительной степени увеличивают нагрузку. Необходимо тщательно подбирать игры и эстафеты для занятий волейболистов и продумывать их содержание. Желательно чтобы они были интересными, разными по своей сложности и доступными. Они должны иметь соревновательный характер и отвечать волейбольной направленности.

 

     5. Правила игры

     Игра производится на площадке, которая представляет собой прямоугольник 18×9 м. Она должна быть твердой и ровной. Площадка ограничивается короткими (лицевыми) линиями и длинными (боковыми). Середины боковых линий соединяются прямой линией, которая называется средней. На расстоянии 3 м от средней линии и параллельно ей проводят линии, соединяющие боковые линии – это линия нападения. Ширина всех линий разметки площадки 5 см, они входят в размеры ограничиваемых ими площадей. Цвет линии должен отличаться от цвета площадки.

     Над средней линией площадки натягивается сетка длиной 9.5 м и шириной 1 м. Сетка крепится на двух стойках (столбах), которые устанавливаются на расстоянии не ближе 50 см от боковых линий. Высота сетки в середине площадки должна быть 2.43 м для мужских команд и 2.24 м – для женских. В команде должно быть не более 12 игроков; 6 игроков, начинающих игру в данной партии, считаются основными, они действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2, 3, 4), называют игроками передней линии, остальных – игроками задней линии, они считаются запасными и располагаются около площадки на отведенных местах. Любой основной игрок в каждой партии может быть один раз заменен запасным игроком и имеет право вновь вернуться в игру вместо ранее заменившего его запасного игрока.

     Соревнования проводятся из трех или пяти партий – это предусматривается положением о соревнованиях. Победившей считается команда, выигравшая две или три партии. После каждой партии, а также в третьей (пятой) решающей партии при счете «8» производится смена сторон. Команде засчитывается очко, когда при ее подаче ошибку совершает команда соперника. Партия считается выигранной, когда одна из команд набрала 15 очков или перевес в 2 очка при равенстве счета (например, 16:14, 17:15 и т.д.).

     Во время игры каждая команда имеет право на три удара для направления мяча на сторону соперника. Касание мяча при блокировании за удар не засчитывается. Принимать мяч разрешается любой частью тела выше пояса. Касание мяча должно быть коротким, отрывистым. Один и тот же игрок не имеет права касаться мяча два раза подряд: исключение составляет прием мяча после блокирования. При одновременной ошибке, допущенной двумя игроками разных команд, мяч переигрывают.

     При блокировании разрешается переносить руки над сеткой на сторону соперника, но при этом блокирующие не имеют права касаться мяча, пока команда соперника не завершит действие, которым направляет мяч в сторону блокирующих.

     Мяч должен быть перебит на сторону соперника над сеткой в пределах ее ширины (9 м). Если мяч пересек плоскость сетки за этими пределами, команде засчитывается ошибка. Касание мячом сетки в указанных пределах не является ошибкой (за исключением подачи). Касание площадки противоположной команды любой частью тела считается ошибкой. Наступать на среднюю линию можно.

     Каждая команда в каждой партии имеет право на два перерыва в игре по 30 с каждый.

 

     Вывод

     В процессе игры в волейбол для школиников характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

Волейбол способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.

Информация о работе Значение волейбола