Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:42, доклад
Дыхание — жизненно необходимый процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей его внешней средой.
Почти все сложные реакции превращения веществ в организме идут с обязательным участием кислорода. Без кислорода невозможен обмен веществ, и для сохранения жизни необходимо постоянное поступление кислорода.
Жизненная емкость легких меняется с возрастом, зависит она также от пола, степени развития грудной клетки, дыхательных мышц. Обычно она больше у мужчин, чем у женщин; у спортсменов она больше, чем у нетренированных людей. У штангистов, например, она составляет около 4000 мл, у футболистов — 4200 мл, у гимнастов — 4300, у пловцов — 4900, у гребцов — 5500 мл и более.
РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ
Дыхательный центр.
Дыхание человека меняется в зависимости
от состояния его организма. Оно
спокойное, редкое во время сна, частое
и глубокое при физических нагрузках,
прерывистое, неровное во время эмоций.
При погружении в холодную воду у
человека на время останавливается
дыхание, «дух захватывает». Русский
физиолог Н. А. Миславский в 1919 г. установил,
что в продолговатом мозге имеется группа
клеток, разрушение которых ведет к остановке
дыхания. Так было положено начало изучению
дыхательного центра. Дыхательный центр
— сложное образование и состоит из центра
вдоха и центра выдоха. Позже удалось показать,
что дыхательный центр имеет более сложную
структуру и в процессах регуляции дыхания
принимают участие также вышележащие
отделы центральной нервной системы, которые
обеспечивают приспособительные изменения
в системе органов дыхания к различной
деятельности организма. Важная роль в
регуляции дыхания принадлежит коре больших
полушарий.
Дыхательный центр находится в состоянии
постоянной активности: в нем ритмически
возникают импульсы возбуждения. Эти импульсы
возникают автоматически. Даже после полного
выключения центростремительных путей,
идущих к дыхательному центру, в нем можно
зарегистрировать ритмическую активность.
Автоматизм дыхательного центра связывают
с процессом обмена веществ в нем. Ритмические
импульсы передаются из дыхательного
центра по центробежным нейронам к дыхательным
мышцам и диафрагме, обеспечивая чередование
вдоха и выдоха.
Рефлекторная регуляция. При болевом раздражении,
при раздражении органов брюшной полости,
рецепторов кровеносных сосудов, кожи,
рецепторов дыхательных путей изменение
дыхания происходит рефлекторно.
При внутриутробном
развитии плод получает кислород и
отдает углекислый газ через плаценту
организму матери. Однако плод совершает
дыхательные движения в виде незначительного
расширения грудной клетки. Легкие
при этом не расправляются, а только
возникает небольшое
Согласно данным
И. А. Аршавского, такого рода дыхательные
движения плода способствуют лучшему
движению крови и улучшению
В возникновении первого вдоха немаловажная
роль принадлежит изменению условий существования
новорожденного по сравнению с внутриутробным
его существованием. Механические раздражения
кожи при прикосновении рук акушера к
телу ребенка, более низкая температура
окружающей среды по сравнению с внутриутробной,
подсыхание тела новорожденного в воздухе
— все это также способствует рефлекторному
возбуждению дыхательного центра и возникновению
первого вдоха.
И. А. Аршавский в появлении первого вдоха
основную роль отводит возбуждению спинномозговых
дыхательных мотонейронов, клеток ретикулярной
формации продолговатого мозга; возбуждающим
фактором при этом служит снижение парциального
давления кислорода в крови.
Во время пepвoго вдоха расправляются легкие,
которые у плода были в спавшемся состоянии,
легочная ткань плода очень упруга, малорастяжима.
Нужна определенная сила, чтобы растянуть
и расправить легкие. Поэтому первый вдох
труден и происходит с большими затратами
энергии.
Особенности возбудимости дыхательного
центра у детей. К моменту рождения ребенка
его дыхательный центр способен обеспечивать
ритмичную смену фаз дыхательного цикла
(вдох и выдох), но не так совершенно, как
у детей старшего возраста. Это связано
с тем, что к моменту рождения функциональное
формирование дыхательного центра еще
не закончилось. Об этом свидетельствует
большая изменчивость частоты, глубины,
ритма дыхания у детей раннего возраста.
Возбудимость дыхательного центра у новорожденных
и грудных детей низкая.
Дети первых лет жизни отличаются
более высокой устойчивостью
к недостатку кислорода (гипоксии),
чем дети более старшего возраста.
Формирование функциональной деятельности
дыхательного центра происходит с возрастом.
К 11 годам уже хорошо выражена возможность
приспособления дыхания к различным условиям
жизнедеятельности.
Чувствительность дыхательного центра
к содержанию углекислого газа повышается
с возрастом и в школьном возрасте достигает
примерно уровня взрослых. Следует отметить,
что в период полового созревания происходят
временные нарушения регуляции дыхания
и организм подростков отличается меньшей
устойчивостью к недостатку кислорода,
чем организм взрослого человека.
О функциональном состоянии дыхательного
аппарата свидетельствует и возможность
произвольно изменять дыхание (подавлять
дыхательные движения или производить
максимальную вентиляцию). В произвольной
регуляции дыхания участвует кора больших
полушарий головного мозга, центры, связанные
с восприятием речевых раздражителей
и с ответами на эти раздражители.
Произвольная регуляция дыхания связана
со второй сигнальной системой и появляется
лишь с развитием речи.
Произвольные изменения дыхания играют
важную роль при выполнении ряда дыхательных
упражнений и помогают правильно сочетать
определенные движения с фазой дыхания
(вдохом и выдохом).
Дыхание при физической работе. У взрослого
человека при мышечной работе увеличивается
легочная вентиляция в связи с учащением
и углублением дыхания. Такие виды деятельности,
как бег, плавание, бег на коньках и лыжах,
езда на велосипеде, резко повышают объем
легочной вентиляции. У тренированных
людей усиление легочного газообмена
идет главным образом за счет увеличения
глубины дыхания. Дети же в силу особенностей
их аппарата дыхания не могут при физических
нагрузках значительно изменить глубину
дыхания, а учащают дыхание. И без того
частое и поверхностное дыхание у детей
при физических нагрузках становится
еще более частым и поверхностным. Это
приводит к более низкой эффективности
вентиляции легких, особенно у маленьких
детей.
Подростки, в отличие от взрослых, быстрее
достигают максимального уровня потребления
кислорода, но и быстрее прекращают работу
из-за неспособности поддерживать долго
потребление кислорода на высоком уровне.
При нормальном дыхании
вдох короче выдоха. Такой ритм дыхания
облегчает физическую и умственную
деятельность. Это можно объяснить
так. Во время вдоха дыхательный
центр возбуждается, при этом по
закону индукции возбудимость других
отделов мозга снижается, а при
выдохе имеет место обратное явление.
Поэтому сила мышечного сокращения
понижается во время вдоха и возрастает
во время выдоха. Поэтому работоспособность
понижается и скорее наступает утомление,
если вдох удлинен, а выдох укорочен.
Научить детей правильно дышать при ходьбе,
беге и других видах деятельности — одна
из задач учителя. Одно из условий правильного
дыхания — это забота о развитии грудной
клетки. Для этого важно правильное положение
тела, особенно во время сидения за партой,
дыхательная гимнастика и другие физические
упражнения, развивающие мускулатуру,
приводящую в движение грудную клетку.
Особенно полезны в этом отношении такие
виды спорта, как плавание, гребля, катание
на коньках, ходьба на лыжах.
Обычно человек с хорошо развитой грудной
клеткой дышит равномерно и правильно.
Надо приучать детей ходить и стоять, соблюдая
прямую осанку, так как это содействует
расширению грудной клетки, облегчает
деятельность легких и обеспечивает 1
более глубокое дыхание. При согнутом
положении туловища в организм поступает
меньшее количество воздуха.