Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 07:51, контрольная работа
Развитие органов дыхания начинается на 3-й неделе эмбрионального развития и продолжается в течение длительного времени после рождения ребёнка. На 3-й неделе эмбриогенеза из шейного отдела энтодермальной трубки появляется выпячивание, которое быстро растёт, а на каудальном отделе его возникает колбовидное расширение. На 4-й неделе оно делится на правую и левую части – будущее правое и левое лёгкие, каждая из которых древообразно ветвится. Образовавшиеся выпячивания врастают в окружающую мезенхиму, продолжая делиться, на концах их появляются шаровидные расширения – зачатки бронхов – всё более мелкого калибра.
Закладка лёгких, бронхов и трахеи происходит на 4-й неделе эмбрионального развития. На 6-й неделе формируются долевые бронхи, на 8 – 10-й – сегментарные. Типичное для взрослого человека число воздухоносных путей образуется уже к концу 16-й недели развития плода. Из этого энтодермального зачатка образуется эпителий лёгких и дыхательных путей. Гладкомышечные волокна и хрящи бронхов формируются из мезодермальной мезенхимы (формирование хрящевого каркаса трахеи и бронхов начинается с 10-й недели развития плода). Это так называемая псевдожелезистая стадия развития лёгких. К нижним долям лёгких подходит большее число бронхов, воздухоносные пути которых имеют большую протяжённость по сравнению с верхними. Каникулярная фаза (реканализации) – 16-26-я недели – характеризуются образованием просвета в бронхах, продолжением развития и васкуляризацией будущих респираторных отделов лёгкого. Завершающая фаза (альвеолярная) – период образования альвеол – начинается с 24-й недели, к рождению не заканчивается, а образование альвеол продолжается и в постнатальном периоде. В дальнейшем наблюдается дифференцировка этих систем и развитие сосудистой сети. С 26-й недели внутриутробного развития отмечается дифференцировка альвеолярного эпителия. Клетки 1 типа
4
представляют собой покровный эпителий альвеол, клетки 2 типа содержат гранулы и продуцируют особый липопротеид сурфактант, который в дальнейшем при рождении способствует расправлению лёгочной ткани. Известно, что плёнка, образованная сурфактантами на поверхности водных растворов, меняет поверхностную активность в зависимости от увеличения или уменьшения поверхности, на которой эта плёнка распределяется. При вдохе, когда поверхность лёгких сокращается, сурфактанты становятся более активными и уменьшают поверхностное натяжение до очень малых величин и для расправления лёгких требуется очень малое давление. Благодаря сурфактантам в лёгких остаётся значительная часть воздуха перед следующим вдохом. Если же имеется дефицит сурфактантов, то при в дохе лёгкие спадаются (коллапс), что значительно затрудняет следующий вдох. Одно из основных веществ, определяющих свойство сурфактантов, - лецитин. Другим является сфингомиелин. Сурфактантная система является зрелой только при определённом соотношении между этими химическими веществами. Поэтому определение соотношения лецитин / сфингомиелин является важным показателем зрелости лёгочной ткани плода на различных стадиях его внутриутробной жизни. Синтез сурфактантов происходит под воздействием кортикостероидов и гормонов щитовидной железы. Следовательно, зрелость лёгких и их способность расправляться и правильно функционировать в период внеутробной жизни во многом определяются эндокринным статусом плода.
Во внутриутробном периоде плод совершает нерегулярные дыхательные движения, которые с помощью ультразвукового исследования можно наблюдать, начиная с11-й недели беременности. По мере увеличения срока беременности частота дыхательных движений плода возрастает, составляя 30 – 70 ударов в минуту. Дыхательные движения грудной клетки являются показателем хорошего функционального состояния плода.
5
Возрастные особенности органов дыхания.
1. Развитие органов дыхания.
а) До рождения: грудной клетки, лёгкого;
б) После рождения: грудная клетка, лёгкие, первый вдох;
в) Показатели работы органов дыхания и изменение их с возрастом.
2.Гигиена органов дыхания.
а) Понятие о микроклимате, соответствие его санитарным нормам;
б) Роль других факторов в развитии и работе органов: режим, мебель, осанка детей и др.
3. Дать характеристику воздушно-температурного режима вашей группы соответствие его санитарным нормам.
4.Разработать ряд упражнений, укрепляющих органы дыхания.