Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:45, контрольная работа
Анатомия и физиология – это важнейшие биологические науки, которые изучают строение и функции человеческого организма. Строение и функции среднего мозга связаны с особенностями его развития. Средний мозг, отдел стволовой части головного мозга, расположенный между промежуточным мозгом, варолиевым мостом и мозжечком. В среднем мозге расположены подкорковые центры слуха и зрения, обеспечивающие иннервацию произвольных и непроизвольных мышц глазного яблока, а также среднемозговое ядро V пары. Целью моей работы будет более подробно описать строение и функции среднего мозга.
Введение_______________________________________________________________ 3 с.
1. Анатомия и физиология среднего мозга _______________________4-6 с.
Развитие в онтогенезе_____________________________________________6-7с.
2. Развитие речи у ребенка___________________________________________7- 8 с.
2.1 Центры речи________________________________________________________ 9-10 с.
2.2 Связь участков коры больших полушарий с моторной речевой функцией___________________________________________________________________10-11 с.
Нарушение речи____________________________________________________11-13 с.
Развитие речи ребенка в онтогенезе____________________________13-15 с.
Заключение___________________________________________________________ 16 с.
Использованная литература________________________________________ 17 с.
2.2 Связь участков коры больших полушарий с моторной речевой
функцией
У ребенка научившегося говорить, поражение речевой области левого полушария приводит к полной афазии. Однако примерно через год речь восстанавливается. При этом ее центр перемещается в соответствующую зону правого полушария. Такая передача речевого доминирования от левого полушария к правому возможна лишь до 10-летнего возраста. После этого способность к формированию центра речи в любом из полушарий утрачивается. Возможность причин две: во-первых, развитие базовых нейронных сетей, необходимых для становления речи, после 10 лет, по-видимому, уже не происходит; во-вторых, соответствующие области недоминантного в отношении речи полушария к этому возрасту уже начинают выполнять другие функции, в частности ориентации в пространстве, осознания размеров тела и его положения в окружающей среде.
2.3 Нарушение речи
Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга. Поэтому многие повреждения нервной системы и других систем организма могут привести к нарушению речи. В зависимости от причин выделяют несколько форм нарушения речи:
Афазия встречается при локальных поражениях мозга, например левого полушария у правшей. Под афазией понимают центральное нарушение уже сформировавшейся речи. Нарушение речи у детей возможны вследствие поражения ЦНС еще до рождения. Обычно выделяют моторную, сенсорную, полную и амнестическую афазии.
Дизартрия – нарушение артикуляции в результате повреждения иннервации речевой мускулатуры . особый тип нарушений речевой деятельности составляют дисфазии – непостоянные нарушения, возникающие при поражении отдельных подкорковых структур.
Алалия , или детская афазия – представляет собой грубое расстройство речи у детей вследствие поражения ЦНС в дородовой период или в первые годы жизни ребенка, препятствующие нормальному формированию речевой функциональной системы.
Общее недоразвитие речевой системы у детей может быть обусловлено разными причинами : анатомо-физиологическими дефектами органов речи, дефектами периферического отдела слухового анализатора при глухоте, тугоухости, поражениями проводящих нервных путей, поражениями ЦНС. Также к нарушениям речи приводит патология строения органов речи: расщепление неба сопровождается палатолалией, аномалия языка.
Ряд заболеваний нервной системы сопровождается различными расстройствами речи. Так нарушение мозгового кровообращения, травмы и нейроинфекция часто приводят к возникновению афазии. Весьма разнообразны нарушения речи при психических заболеваниях. Нарушение скорости речи проявляются в ее ускорении или замедлении.
Нарушения смыслового содержания речи в наиболее отчетливой форме проявляются в неологизмах – новых, создаваемых самими больными словах.
Разорванная речь сопровождается различной степени нарушениями грамматического строя и смысла высказываемого или при сохранении грамматического строя утрачивается ее смысл.
Нарушения грамматического строя в своих крайних степенях представлены набором отдельных, не связанные по смыслу слов. В других случаях употребляют неоконченные фразы.
Мимоговорение выражается в том, что ответы больных находятся вне всякой связи с задаваемыми вопросами.
Зеркальная речь – это произнесение слов с конца, наблюдается при шизофрении.
Монолог – больной не обращает внимания на задаваемые вопросы, а продолжает говорить свое.
Речевой напор выражается в повышенной речевой активности с ускоренной речью, многословностью.
Телеграфная
речь – характеризуется
Нарушение речи без органических повреждений ЦНС могут привести к нарушению некоторых форм психической деятельности.
2.4 Развитие речи ребенка в онтогенезе
Развитие речи ребенка подчинено определенным законам. Возрастной период - первые три года. Ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный (дофонемный) - от рождения до 1,5-2 лет, этап самостоятельной речи - от 1,5-2 до 7 лет и этап систематического обучения и развития речи - школьный период.
Существует
специфика формирующего механизма
для каждого возрастного среза,
так как ребенок создает
В 9-11 месяцев предметные и словесные действия ребенка порождают первые обобщения. Ребенок не может точно воспроизвести фонетический облик слова и создает собственную модель, отличающуюся по ритмическому рисунку и характеру фонем. До окончания первого года семантическую нагрузку несет не фонема, а интонация, ритм и звуковой рисунок слова, непосредственно выражающие желания, потребности и чувства ребенка. Чуть позднее года появляются однослоговые ударные и однословные сигналы -«слова-тексты», обозначающие ситуацию.
Переходный этап от лепета к речи заключается в том, что ребенок заново формирует произносительные навыки. Переход к самостоятельной речи индивидуален. Поиски контакта сменяются пониманием и произнесением, превращаясь в осмысленные коммуникативные обращения. С 1,5 лет число двусловных предложений ежемесячно увеличивается в 2-3 раза, растет число слов, появляется синтаксис. К 2 годам фонематический слух уже сформирован, но до 3-5 лет у ребенка имеются трудности с формированием речедвигательной системы (произношением).
К 3 годам усвоены основы грамматики языка, с 3-5 лет идет словотворчество, в основе которого воспринятые правила словообразования. В 2,8-3,8 года речь становится когнитивизированнои со словарем от 600 до 1800 слов.
На втором этапе формируются лексика, грамматика и фонетика. Общая закономерность - рецептивная (импрессивная) форма речи устойчиво опережает произносительную (экспрессивную).
Формирование фонетической системы заканчивается к 4-5 годам. Слово становится обобщенным знаком, характеризующим классы ситуаций. К 6 годам лексика в пределах 2000-3000 слов, грамматические формы становятся более устойчивыми, осознаются звуки, слоги, слова и предложения.
Активизируется
внутренняя речь. В процессе развития
высших психических функций у
ребенка возникает качественное
новое, сложное единство - речевое
мышление.
Заключение
Таким, образом, средний мозг регулирует тонус мышц, участвует в его распределении, что является необходимым условием для координированных движений. Средний мозг обеспечивает регуляцию ряда вегетативных функций организма (жевание, глотание, давление крови, дыхание). Средний мозг за счет сторожевых зрительных и слуховых рефлексов, усиления тонуса мышц-сгибателей подготавливает организм к ответу на внезапное раздражение. На уровне среднего мозга реализуются статические и статокинетические рефлексы. Тонические рефлексы восстанавливают нарушенное равновесие, нарушенную при изменении положения позу. Они возникают при изменении положения тела и головы в пространства за счет возбуждения проприорецепторов, рецепторов вестибулярного аппарата и тактильных рецепторов кожи.
Что
касается развития речи ребенка, то
в данной контрольной работе попытался
раскрыть, как формируется речь ребенка
в раннем возрасте. С каждым годом жизнь
предъявляет все более высокие требования
не только к нам, взрослым людям, но и к
детям: неуклонно растет объем знаний,
которые нужно им передать. Для того чтобы
помочь детям справиться с ожидающими
их сложными задачами, нужно позаботиться
о своевременном и полноценном формировании
у них речи. Это – основное условие успешного
обучения. Ведь через посредство речи
совершается развитие отвлеченного мышления,
с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Использованная
деятельность детей и подростков», Москва/2000 год.-400 с.