Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 01:25, контрольная работа
Сердце новорожденного имеет шарообразную форму, поперечный размер сердца равен продольному или превышает его, т. к. недостаточно развиты желудочки и увеличен размер предсердий. В начале жизни сердце занимает поперечное положение и оттеснено кзади.
Внутренняя
система
организма
Название систем органов | Функции | Возрастные особенности |
1.Сердечно-сосудистая | Состоит из:
1.Сердце 2.Кровеносные сосуды: артерии, вены, микроциркулярное русло (артериола, венула, прекапилляры, истинные капилляры, посткапилляры) Это замкнутая
система, по которой кровь движется
благодаря ритмичным |
Сердце новорожденного
имеет шарообразную форму, поперечный
размер сердца равен продольному
или превышает его, т. к. недостаточно
развиты желудочки и увеличен
размер предсердий. В начале жизни
сердце занимает поперечное положение
и оттеснено кзади. Масса сердца у новорожденного
20- 24 г, к 2-3 годам - увеличивается в 1.5 раза,
к 7 годам - в 2 раза; а к 15-16 годам- в 3 раза.
Активный рост сердца наблюдается
в течение первых двух лет жизни, в 5-9 лет
и в период полового созревания. У новорожденных
и детей грудного возраста сердце располагается
высоко и лежит почти поперечно. У 2-3 летних
детей сердце занимает косое положение
и позже с возрастом занимает свое нормальное
положение.
Малый круг кровообращения: у новорожденных
окружность легочного ствола больше, чем
окружность аорты. Легочный ствол выходит
из правого желудочка сердца и несет
к легким венозную кровь. Правая
и левая легочные артерии в течение первого
года жизни растут быстро. У новороженных- 120-140 уд/мин, 2-3г.- 105-115, 5-6л- 95-100, 9-10л- 78-85, 14-15л.- 70-80. |
2. Дыхательная | Состоит из:
1.Дыхательные пути (носовая и ротовая полости, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи) 2. легкие. Дыхательная
система тесно связана с |
В первые годы жизни дыхание у детей через нос затруднено. Носовые ходы у детей уже, чем у взрослых, и окончательно формируются к 14-15 годам. Глотка у детей широкая и короткая, слуховая труба располагается низко. Заболевания верхних дыхательных путей часто осложняются воспалением среднего уха, так как инфекция легко проникает через широкую и короткую слуховую трубу. Гортань короче, уже и располагается выше, чем у взрослых. Наиболее интенсивно гортань растет на 1-3 годах жизни и в период полового созревания. В 12-14 лет у мальчиков начинает расти кадык, удлиняются голосовые связки, гортань становится шире и длиннее, чем у девочек, происходит ломка голоса. До 3х лет происходит усиленный рост легких. Число альвеол к 8ми годам достигает числа их у взрослого человека. В возрасте 3-7 лет темпы роста легких снижаются. Особенно энергично альвеолы растут после 12 лет. Объем легких к 12 годам увеличивается в 10 раз, а концу периода полового созревания – в20 раз (в основном за счет увеличения объема альвеол). У новорожденных преобладает диафрагмальное дыхание, затем грудобрюшным. В возрасте 3-7 лет начинает преобладать грудной тип дыхания. В 7-8 лет начинаются половые отличия в типе дыхания: у мальчиков преобладает брюшной тип, у девочек грудной. Заканчивается половая дифференцировка к 14-17 годам. Дыхательные движения у детей менее глубокие и частые. У детей 1ого года жизни частота дыхательных движений во время бодрствования 50-60, во время сна – 35-40. У детей1-2 лет во время бодрствования 35-40, у 2-3летних 25-35, у 4-6летних 23-26 циклов в минуту. У детей школьного возраста происходит урежение дыхания до 18-20 раз в минуту. |
3. Пищеварительная | Состоит из: 1. Пищеварительный
канал (ротовая полость, глотка, пищевод,
желудок, кишечник)
2. Пищеварительные железы (печеь, желочный пузыть, поджелудочная железа) Пищеварение- процесс
превращения питательных Ротовая полость,
глотка и пищевод расположены
в области головы, шеи, груди. Ф-ция
переднего отдела- прием, пережевывание
пищи, смачивание слюной. В глотке
происходит перекрест пищеварительного
и дыхательного путей. В брюшной полости
пищеварительная трубка расширяется и
образует желудок, за ним следует тонкая
и толстая кишка. В желудке и тонкой кишке
за счет пищеварительных соков пища переваривается,
продукты переваривания всасываются в
кровь и лимфу. В толстую кишку всасывается
вода и и формируются каловые массы. Непереваренные
и непригодные к всасыванию вещества удаляются
наружу через задний проход. Печень- самая
крупная пищеварительная |
У новороженного
ребека полость рта имеет небольшие
размеры, твердое небо уплощено, слизистая
оболочка бедна железами. У ребенка на
6-8м месяце начинают прорезываться молочные
зубы. В конце 1ого года обычно прорезываются
8 молочных зубов. В течение 2ого, а иногда
и начала 3его года заканчивается прорезывание
всех 20 молочных зубов. В 6-7 лет начинают
выпадать молочные зубы, на смену постепенно
появляются постоянные к 14-15 годам полностью.
У новорожденного глотка короткая, около 3 см. размеры носовой части глотки к 2 годам увеличиваются в 2 раза. Пищевод новороженного имеет длину 10-12 см, слизистая оболочка нежная, легкоранимая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. С возрастом длина пищевода увеличивается, в 5 лет – 16см, в 15 лет – 19см. С возрастом
увеличивается вместимость У детей, если сравнивать пропорционально к длине тела, кишечник относительно длиннее, чем у взрослых. У взрослого длина кишечника превышает длину его тела в 4-5 раз, а у грудного в 6 раз. Пищеварительные соки кишечника уже в первые дни жизни содержат все необходимые ферменты, обеспечивающие процесс пищеварения. Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет. У грудного ребенка желудок освобождается от пищи при правильном грудном питании через 2,5-3 часа, при питании коровьим молоком – через 3-4 часа, Пища, содержащая значительное количество белков и жиров, задерживается в желудке 4,5-6,5 ч. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как и у взрослых, к 3-4 годам. Каловые массы формируются по мере прохождения по толстой кишке. Попадая в прямую кишку, они растягивают ее и рефлекторно вызывают акт дефекации. У ребенка до 2-месячного возраста он осуществляется часто - от 2-4 до 8 раз в сутки. Кал имеет желтый цвет и кисловатый запах.На втором году жизни акт дефекации осуществляется 1-2 раза в сутки. У новорожденных
печень больших размеров и занимает
более половины объема брюшной полости.
Масса печени 135 г., что составляет 4-4,5%массы
тела, а у взрослого 2-3%. У детей печень
очень подвижна и и ее положение легко
меняется при изменении положения
тела. Желчный пузырь у новорожденного
удлиненный 3-4 см, однако, дно его не выступает
из-под нижнего края печени. К 10-12 годам
длина желчного пузыря возрастает
примерно в 2-4 р. |
4. Выделительная | Мочевыделительная
система состоит из:
1. Почка 2. Почечная лоханка 3. Мочеточник 4. Мочевой пузырь 5. Мочеиспускательный канал В процессе жизнедеятельности человека в организме образуются вещества, которые могут вызвать его отравление, нарушение функций органов. Эти вещества постоянно выводятся из организма человека. В удалении не нужных веществ участвуют органы: 1. легкие (выводят углекислый газ, воду, летучие вещества) 2.кожа (выделяет воду, соли, органические вещества) 3.кишечник (выделяет некоторые соли в составе кала) 4. почки (выводят воду, соли, мочевину, некоторые ядовитые вещества) Морфологической и функциональной единицей почки является НЕФРОН- это почечная капсула и система почечных канальцев. Из нефронов моча поступает в малые почечные чашки, их от 5 до 15 в одной почке. Несколько малых чашек открывается в одну большую чашку, их 2-3. Они, в свою очередь, сливаясь друг с другом образуют почечную лоханку. Она, постепенно суживаясь переходит в мочеточник. Мочеточник впадает в мочевой пузырь. |
Основная роль
в выделительных процессах У новорожденного мочеточники имеют извилистый ход, Дли на 5-7 см, а к 4 годам – до 15 см.. Мочевой пузырь детей первых лет жизни- грушеобразный, в 8-12 лет- яйцевидный, а у подростков- характерная форма , как у взрослого человека. Емкосто мочевого пузыря у новорожденного 50-80 мл, к 5 годам он вмещает 180 мл мочи, а после 12 лет – 250 мл. С возрастом меняются количество и состав мочи. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счет интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребенка. У месячного ребенка мочи отделяется в сутки 350—380 мл, к концу первого года жизни —750 мл, в 4—5 лет — около 1 л, в 10 лет—1,5 л, а в период полового созревания — до 2 л. У новорожденных детей повышена проницаемость почечного эпителия, отчего в моче почти всегда обнаруживается белок. Позже у здоровых детей и взрослых белка в моче быть не должно. Испускание мочи — процесс рефлекторный. Поступающая в мочевой пузырь моча вызывает повышение давления в нем, что раздражает рецепторы, находящиеся в стенке пузыря. Возникает возбуждение, доходящее до центра мочеиспускания в нижней части спинного мозга. Отсюда импульсы поступают к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокращаться; сфинктер при этом расслабляется и моча поступает из пузыря в мочеиспускательный канал. Это непроизвольное испускание мочи. Оно имеет место у грудных детей. Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задерживать и вызывать мочеиспускание. Это связано с установлением корковой, условно рефлекторной регуляции мочеиспускания. Обычно к двухлетнему возрасту у детей сформированы условно-рефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днем, но и ночью. Однако в возрасте 5—10 лет у детей, иногда до полового созревания, встречается ночное непроизвольное недержание мочи — энурез. В осенне-зимние периоды года в связи с большей возможностью охлаждения организма энурез учащается. С возрастом энурез, связанный преимущественно с функциональными отклонениями в психоневрологическом статусе детей, проходит. |
5. Половая | Обеспечивает
продолжение рода.
Женская половая система состоит из: 1.яйцеклетка (передача наследственных признаков матери)
3.фолликулярные клетки, желтое тело (питание яйцеклетки и зародыша на начальных этапах развития, временный синтез гормонов) 4.бахромчатая воронка (транспорт яйцеклетки)
*Один раз
в месяц из фолликула Мужская половая система состоит из:
|
Период от момента
рождения до 9—10 лет. У девочек происходит постепенный рост и развитие наружных и внутренних половых органов. Вторичных половых признаков нет, хотя в отличие от раннего детского возраста (1—2 года) внешний вид девочки и мальчика, даже одинаково одетых и причёсанных, позволяет судить об их половой принадлежности. У мальчиков к моменту рождения семенники в большинстве случаев успевают опуститься из брюшной полости в мошонку. К 6—7 годам у мальчиков наблюдается небольшое, так называемое препубертатное, увеличение яичек. Этот период продолжается до 9—10 лет. Явных вторичных половых признаков нет. Период полового созревания. У девочек он продолжается с 9—10 до 15—16 лет. В этот период происходит быстрый рост органов половой системы. Появляются и развиваются вторичные половые признаки. Тело принимает очертания, характерные для женщины (относительно широкий таз, отложение жира на бёдрах, плечевом поясе и других местах по женскому типу, оволосение лобка, появление волос в подмышечных впадинах, изменение голоса, формирование грудных желёз, развитие половых органов и др.). В этот период начинается созревание фолликулов и овуляция (выброс зрелых яйцеклеток). К 12—13 годам, как правило, устанавливаются регулярные менструации. Девочка может стать матерью. У мальчиков
этот период начинается несколько позже
— в 10—11 лет. Он сопровождается увеличением
семенников и наружных половых органов.
Одновременно несколько припухают грудные
железы в области пигментированного кружка
вокруг соска. Это происходит благодаря
усиленному выделению гормона гипофиза
— фоллитропина, который стимулирует
развитие яичек и грудных желёз. Иногда
эта припухлость сопровождается ощущением
болей. Они проходящи. |
6.Имунная | Иммунная система
человека включает в себя:
центральные лимфоидные
органы: периферические
лимфоидные органы: иммунокомпетентные
клетки: Объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих извне или образующихся в организме. Конечной целью
иммунной системы является уничтожение
чужеродного агента, которым может
оказаться болезнетворный микроорганизм,
инородное тело, ядовитое вещество или
переродившаяся клетка самого организма.
Этим достигается биологическая индивидуальность
организма. |
Пока не завершится
процесс становления иммунной системы
(до 16-18 лет), воздействие неблагоприятных
химических, биологических и физических
факторов вызывает более глубокое нарушение
иммунитета, чем в зрелом возрасте. Первый
иммунный кризис по времени совпадает
с периодом новорожденности, когда организм
впервые встречается с огромным количеством
чужеродных антигенов. Второй критический
период в иммунном статусе ребенка приходится
на возраст 3-6 мес. Он характеризуется
постепенным ослаблением пассивного гуморального
иммунитета из-за уменьшения концентрации
материнских иммуноглобулинов, полученных
еще в эмбриональном периоде. Полное исчезновение
молекул материнских антител происходит
значительно позднее. Высокочувствительные
методы иммунного анализа обнаруживают
их до 18 мес. Клинические иммунологи дополнительно
выделяют критические зоны в возрасте
двух лет и 4-6-го годов жизни ребенка. В
двухлетнем возрасте, когда дети активно
передвигаются и все шире контактируют
с окружающей средой, собственный иммунитет
еще далеко не совершенен, а факторы пассивного
иммунитета уже отсутствуют. В это время
могут рельефно проявиться малые врожденные
дефекты иммунного статуса, а также иные
варианты иммунопатологии - аутоиммунный
диатез, иммунокомплексные болезни. Часто
наблюдаются повторные вирусно-бактериальные
инфекции органов дыхания и кишечного
тракта. С первой недели жизни до 4-6 лет
формула крови характеризуется абсолютным
и относительным лимфоцитозом (физиологический
лимфоцитоз). Только к 6 годам у всех детей
определяется «взрослый» тип формулы
крови. Перестройка у ряда детей может
сопровождаться новым учащением иммунопатологических
состояний, аллергий, проявлением поздних
врожденных иммунодефицитов.
Третий иммунный кризис в жизни всех
детей связан с резкой гормональной перестройкой
организма подростков. У девочек этот
этап начинается с 12-13 лет, у мальчиков
- с 14-15 лет. В иммунной системе при этом
происходят следующие изменения:
Сдвиги в функции
иммунитета обусловлены повышенной
секрецией половых гормонов. В это время
устанавливается тот В течение нескольких лет происходит постепенное выравнивание всех систем иммунорегуляции с выходом на «взрослый» фенотип иммунного статуса. Его принято считать наиболее адекватным тем вызовам, которые бросает среда обитания организму человека. |