Автор: Пятро *, 07 Октября 2010 в 12:39, доклад
Бесстыковой путь устраивают, как правило, при усиленном капитальном и капитальном ремонтах пути по типовой технологии с временной укладкой инвентарных рельсов длиной 25 м, в последующем заменяемых рельсовыми плетями. В кривых радиусом менее 500 м, а при необходимости и в других случаях, могут укладываться инвентарные рельсы длиной 12,5 м.
Допускается укладка бесстыкового пути и без предварительного проведения указанных ремонтов на участках, где состояние верхнего строения соответствует требованиям ТУ.
Разница температур закрепления соседних коротких плетей, составляющих длинную плеть, не должна превышать 5°С, а суммарная разность по всей длине плети - 10 °С.
ТЕМПЕРАТУРНАЯ
РАБОТА БЕССТЫКОВОГО
ПУТИ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Бесстыковой путь устраивают, как правило, при усиленном капитальном и капитальном ремонтах пути по типовой технологии с временной укладкой инвентарных рельсов длиной 25 м, в последующем заменяемых рельсовыми плетями. В кривых радиусом менее 500 м, а при необходимости и в других случаях, могут укладываться инвентарные рельсы длиной 12,5 м.
Допускается укладка бесстыкового пути и без предварительного проведения указанных ремонтов на участках, где состояние верхнего строения соответствует требованиям ТУ.
Разница температур закрепления соседних коротких плетей, составляющих длинную плеть, не должна превышать 5°С, а суммарная разность по всей длине плети - 10 °С.
Разница
между температурами
При выполнении путевых работ, связанных с изменением устойчивости всей рельсошпальной решетки (подъемка пути, рихтовка, машинная очистка щебня и др.), температурой закрепления бесстыкового пути следует считать среднюю из температур закрепления правой и левой нитей.
Если же работы выполняют по одной рельсовой нити (восстановление целостности плети, смена подкладок, прокладок и т.д., то при определении возможности производства работ в расчет принимают температуру закрепления плети, на которой производятся работы.
Если плети бесстыкового пути необходимо уложить при температурах выше или ниже оптимальных, то следует принимать меры для введения плетей в необходимый температурно-напряженный режим в соответствии с утвержденными технологическими процессами.
Не рекомендуется укладывать рельсовые плети при температурах ниже минус 15 °С в прямых участках и в кривых радиусом более 800 м, при температурах ниже минус 10 °С - в кривых радиусом 501-800 м и при температурах ниже минус 5 °С - в кривых радиусом 500 м и менее.
На эксплуатируемых участках укладки бесстыкового пути до 2000 г. плети, кроме свариваемых длиной до блок-участка или перегона, закрепляются, как правило, в верхней половине расчетного интервала в соответствии с приложением.
Температуру рельсов определяют по головке специальным термометром. Точность измерений температуры - ± 1°С, пределы измерений - от - 40 °С до + 60 °С. Фактические температуры закрепления каждой рельсовой
плети
должны быть зафиксированы в журнале
учета службы и температурного режима
рельсовых плетей и на шейке рельса, а
длинных плетей - в паспорте-карте и на
шейке рельса.В течение двух-трех месяцев
после укладки желательно произвести
шлифовку уложенных рельсовых плетей.
ФАКТОРЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА ТЕМПЕРАТУРУ
РЕЛЬСОВ
Изменение температуры рельса происходит в условиях сложного теплообмена.
Летом, находясь под действием солнечных лучей, рельсы получают тепловую энергию, тратя ее часть на обратное излучение и теплоотдачу в окружающую среду. Когда рельс нагревается (тепла подводится больше, чем отводится), значения температуры в разных его точках, изменяясь во времени, все больше возрастают.
При достижении равновесия (теплового) между количеством подводимого и отдаваемого тепла температура рельсов перестает повышаться, хотя локальные значения температуры различных участков как по длине рельса, так и по его поперечному сечению могут довольно существенно различаться. Наблюдаемая разница в температуре по поперечному сечению рельса (головка, шейка, подошва) достигает 10°С. Затем температура рельса понижается, а его температурное поле выравнивается.
Температура рельса зависит от многих факторов: температуры воздуха, типа рельса и состояния его поверхностей, а также ориентирования рельса относительно сторон света, плана и профиля пути; поперечного профиля земляного полотна (насыпь, выемка, нулевое место), интенсивности солнечной радиации и прозрачности атмосферы, скорости и направления ветра, качества и отражательной способности балласта и ряда других причин.
При одной и той же температуре воздуха и различных сочетаниях других перечисленных факторов температура рельса летом на одном и том же перегоне может быть разной условий может достигать 10-М 5°С и даже более.
Температура рельсов летом в дневные часы, как правило, выше температуры воздуха. Разница температур рельса и воздуха является величиной переменной и с повышением максимальной температуры воздуха несколько уменьшается.
Разница
температур рельса и воздуха летом
достигает 16—18 °С в северных регионах
и 24—26 °С — в средних и южных районах страны.
За расчетную разницу температур между
ними летом в настоящее время принимают
20 °С т.е.
tр
= tв + 20°С; (1)
где tр—температура рельса;
tв—температура воздуха.
Зимой температура рельсов меньше отличается от температуры воздуха. Наблюдения показали, что в зоне экстремальных зимних температур воздуха (-30 °С и ниже) их температура может быть на 3—5 °С выше по сравнению с воздухом. Из-за выхолаживания при сильном ветре температура может быть и ниже температуры воздуха. Однако обычно зимой температура рельсов и воздуха совпадает tр = tв.
При изготовлении и укладке рельсовых плетей, производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту бесстыкового пути измеряют фактическую температуру рельсов. В настоящее время таковой принято считать температуру головки рельса. При подобных измерениях применяют различные технические средства: приборы для непосредственного измерения в пути на месте производства работ; стационарные приборы для измерения на постах метеорологических станций и дистанций пути; стационарные или переносные приборы для измерения на рельсо-сварочных предприятиях в процессе изготовления плетей. Впервые температура рельсовой плети измеряется на рельсосварочном предприятии, где определяется та, при которой изготовлена плеть.
В проекте укладки бесстыкового пути каждой паре рельсовых плетей присваивается порядковый номер, под которым в дальнейшем она будет значиться в заявке на сварку и других учетных документах, но об этом речь еще впереди.
В начале
и конце каждой плети на внутренней
стороне шейки рельса (со стороны
оси пути) белой масляной краской
указывается номер
dL = 0,0000118L(20
- t), (2)
где L — длина рельсовой плети при температуре +20 °С (указана на
внутренней стороне шейки рельса);
tI — температура рельсовой плети в момент
измерения.
Рисунок 1 - Распределение продольных температурных напряжений по длине рельса:
L — общая длина рельса; х — длина подвижной части рельса; (L - 2х) — неподвижная
часть
рельса; R — стыковое сопротивление;
При постоянном по длине рельса погонном сопротивлении R на длине рельса х возникает погонное сопротивление/те, которое равномерно изменяется до нуля в конце рельса.
В
сечениях А и Б возникнут напряжения
Dt = рх!F.
В промежутке между этими сечениями рельс
не испытывает деформаций и работает как
рельс, жестко закрепленный по концам.
Длина активного концевого участка х
может быть найдена из выражения
х = аЕFdt/р.
Анализ этой формулы показывает, что длина «активной» части рельса х прямо пропорциональна величине приращения температуры dt и обратно пропорциональна величине погонного сопротивления. Величина последнего зависит от типа, конструкции и состояния промежуточных скреплений, силы прижатия рельса к шпале, рода, состояния и степени уплотнения балластного слоя и ряда других причин. В предельном случае
Наибольшее
изменение температуры, при котором
полностью преодолеваются погонные
сопротивления и продольные деформации
распространяются по всей длине рельса,
равно
max tпог = 0,5Lр/аЕF.