Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:06, доклад
Стато-моторная функция – это функция, отвечающая за изменение рефлекторного тонуса мышц при изменении положения тела в пространстве. Она направлена на сохранение позы и ориентации при изменении скорости движения в пространстве.
Стато-моторная функция – это функция, отвечающая за изменение рефлекторного тонуса мышц при изменении положения тела в пространстве. Она направлена на сохранение позы и ориентации при изменении скорости движения в пространстве.
В первые недели после рождения мышцы ребенка выполняют почти исключительно непроизвольные и главным образом хаотичные движения. При этом тонус мышц-сгибателей намного превышает тонус мышц-разгибателей, что приводит к формированию специфической позы новорожденного. Энергетический «запрос» мышц в этот период невелик, а наибольшую работу производят мышцы челюстей и щек, выполняющие акт сосания, но их небольшая масса не требует значительных затрат энергии. Ко 2-3 месяцу жизни появляются первые признаки тонической активности мышц спины и шеи ,благодаря которому ребенок начинает удерживать в вертикальном положении голову. Поначалу эта задача для ребенка очень трудна. Победа над силами гравитации требует существенных энерготрат, которые в течение года постепенно увеличиваются, но остаются сравнительно небольшими, так как еще мала масса скелетных мышц , они слабо обеспечены окислительными ферментами. По оценкам физиологов, энергопродукция у ребенка 1-го года жизни при максимальной мышечной активности примерно в 3-4 раза превышает уровень основного обмена. Движения ребенка первых месяцев жизни прежде всего направлены на регуляцию положения головы, туловища, рук и ног, обеспечивающих поддержание позы.
Очень важно в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) обращать внимание на развитие свода стопы и профилактику плоскостопия. Если тоническая мускулатура, которая обеспечивает удержание позы, уже достаточно сформирована и дальнейшее ее развитие идет в сторону количественного нарастания и повышения функциональной устойчивости, то физические мышцы , от которых зависит сила и быстрота, проходят в этом возрасте лишь очередной, далеко не последний этап своего развития. С этим связаны многие особенности движений детей этого возраста, в частности их большая медлительность, плавность движений, отсутствие в двигательных реакциях резких рывков. Недостаточная сила мышц ног препятствует реализации фазы полета во время бега. В то же время именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие мышц рук, особенно управляющих тонкими движениями пальцев. Если годовалый ребенок использует кисти рук еще главным образом для хватания и удержания предметов и простейшей манипуляции с ними, то к возрасту 3 лет появляется способность к некоторым тонким движениям. Также примечательно обращение ребенка со спортивными снарядами, например с мячом. Для годовалого ребенка мяч не представляет специального интереса. Ребенок в возрасте 3 лет с удовольствием будет отталкивать мяч руками или ногами – такое движение соответствует уровню зрелости нервно-мышечного аппарата , но вот ловить мяч ребенок в этом возрасте еще практически не способен: слабая координация движений рук еще не позволяет осуществлять даже такие несложные с точки зрения взрослого действия. Степень развития скелетных мышц и уровень скоординированности движений во многом определяет облик ребенка в этом возрасте. Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – это период формирования целенаправленных движений, появления новых разнообразных движений(базовых, спортивных, игровых), существенного роста двигательной активности ребенка. Двигательные реакции ребенка являются интегральной формой адаптации к внешней среде, и резкое увеличение количества самостоятельных действий ребенка в этом возрасте служит основой его познавательной активности. Растет длительность динамических нагрузок, повышается выносливость к ним, изменяется характер взаимодействия работающих мышц: формируется баланс мышц-сгибателей и разгибателей. Однако движения еще не очень точны и неустойчивы. Характерной особенностью этого возраста является формирование предметных действий. Освоение новых движений требует хорошей ориентировки в пространстве. Ребенок учиться двигаться в пространстве, и активное участие в этом процессе принимают движения глаз и головы. Наблюдая за действиями окружающих (детей и взрослых) и подражая им, ребенок учится выполнять новые движения.
Развитие
движений у детей 3-7 лет связно с
созреванием мозга и всех его
структур, участвующих в регуляции
движений, совершенствованием связей
между двигательной зоной и другими
зонами коры, изменением структуры
и функциональных возможностей скелетных
мышц. В период от 3 до 6-7 лет совершенствуется
и становится более устойчивой структура
локомоций и перемещений рук
при игровых и бытовых
Можно проследить, как последовательно от 1-го к 12-му месяцу появляются новые движения, как двигательные реакции становятся целенаправленными, как появляются и совершенствуются осознанные движения. Однако следует помнить, что индивидуальные сроки развития движений определяются не только врожденной программой, но и целенаправленной работой взрослых с ребенком.
1 мес: первые попытки удержать голову при вертикальном положении тела; беспорядочные движения рук и ног на фоне повышенного мышечного напряжения; непроизвольные ползательные движения.
2 мес: поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, следит взглядом за предметом в горизонтальном, вертикальном направлениях и по кругу, имитирует мимику взрослого, поднимает голову и грудь, когда лежит на животе.
3 мес: ребенок поворачивает голову в сторону источника звука; переворачивается со спины на бок и на живот; при поддержке за подмышки стоит, но при этом подгибает ножки; непроизвольное ползание исчезает; начинает удерживать предметы "в кулачке"; ребенок моргает, если объект приближается к лицу; может находиться в вертикальном положении (при поддержке) до 6 мин; переворачивается; движения рук более свободны и целесообразны; младенец смотрит на свои руки; стремится удержать предмет в поле зрения.
4 мес: исчезает гипертонус мышц; ребенок уверенно держит голову, когда его поднимают, поворачивается со спины на живот, сидит при поддержке за обе руки; хватает и удерживает игрушки; открывает рот, когда подносят ложку с едой, бутылочку.
5 мес: ребенок самостоятельно сидит 1-5 мин; поворачивается с живота на спину; способен удерживать одновременно по предмету в каждой руке; хватательные движения, направленные к цели, - "петлеобразные", с частыми промахами; увеличивается число движений, когда кисть руки раскрывается до захвата предмета; движения еще не точны, раскоординированны, связаны со значительным мышечным напряжением.
6 мес: самостоятельно сидит; возникает зрительный контроль за движениями рук; повышается точность хватательных движений, снижается мышечное напряжение.
7 мес: ребенок способен совершать попеременные шагательные движения (при поддержке за подмышки); сидит; тянет в рот бутылочку, ложку, игрушки; бросает и поднимает игрушки; поднимается на четвереньки; встает на колени, держась за опору; перекладывает предметы из одной руки в другую; тянется к взрослому на руки; следит за движениями руки.
8 мес: младенец встает с поддержкой; ходит с опорой; сидит, самостоятельно садится и ложится; появляются координированные движения двух рук (хлопает в ладоши); наблюдаются первые попытки сложить кубики, пирамидку; попытки передвижения ползком.
9 мес: отмечаются попытки стоять без опоры и ходить без опоры; младенец садится из вертикального положения, встает на колени; снижается мышечное напряжение, совершенствуются движения рук, ног, туловища, но все движения еще не очень точны, нестабильны; ребенок начинает ходить с опорой; собирает игрушки, складывает; стучит для извлечения звука.
10 мес: младенец встает с опорой, стоит без опоры; ходит с опорой (первые шаги без опоры); улучшается координация движений рук; появляется захват пальцами; ребенок активно играет с игрушками.
11-12
мес: ходьба без опоры; ребенок поднимается
без опоры, садится, ложится, встает, координирует
движения рук; наблюдается предварительная
подготовка пальцев рук к форме объекта;
"петлеобразные" с промахами движения
сменяются более точными с "прямым приближением"
к предмету; появляются хватательные движения
вслепую за счет предварительного нацеливания.
Таким образом, в течение первого года жизни идет интенсивное формирование всех структур системы управления движениями,формирование и развитие опорно-двигательного аппарата, что является основой для новых преобразований на следующем этапе развития.
Ходьба человека является сложным движением. В нем проявляются наряду с общими закономерностями координации движений специфические закономерности, знание которых необходимо для объективной оценки этой деятельности у дошкольников и школьников в процессе физического воспитания.
Было доказано, что с 3-летнего возраста локомоции ребенка еще не определены и только к 10 годам кривые развития скорости приобретают формы, характерные для взрослых людей. С возрастом увеличивается средняя скорость ходьбы, продолжительность опорных и безопорных фаз шага. Биомеханический анализ ходьбы детей разного возраста показал, что с возрастом уменьшается темп произвольной ходьбы. Так, у детей 3-5 лет он в среднем равен 130 шагов в минуту, у 7-8 – летних школьников несколько реже – 117 шагов в минуту. Дети разного возраста ходят с разной скоростью: чем старше дети, тем скорость их ходьбы больше. У детей уже с 3-летнего возраста наблюдается автоматизм в регуляции временной структуры движения конечностей при ходьбе. Однако, несмотря на это, регуляция структуры шага с возрастом совершенствуется. Анализ индивидуальных данных показал, что структура шага при ходьбе в любом темпе у детей разного возраста от шага к шагу весьма вариабельна.
В 2-3 года у ребенка совершенствуется ходьба, появляется бег, прыжки, но структура этих движений вариативна. Ребенок выглядит неуклюжим, но ходьба очень ему нравится, особенно новые ее виды - по лестнице, в горку, с горки и т.п. Значительно увеличиваются сила и быстрота движений ребенка, в беге появляется фаза полета (дети на мгновение отрываются от земли и летят на расстояние 50-70 см), совершенствуются координационные способности, увеличивается ловкость и гибкость.
В возрасте
4-7 лет еще отсутствует зависимость между
темпом ходьбы и длиной шага, длина шагов
непостоянна, начинается развитие содружественных
движений рук и ног. С 4 лет дети сравнительно
легко, без ошибок выполняют попеременные
движения ногами. В то же время им с трудом
удаются прыжки, предполагающие синхронную
работу обеих ног.