Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Смешанная экономика – это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом.
Неоэтатистский вариант основан на принципе «больше государственного регулирования и централизованного планирования»
Неолибералъный вариант смешанной экономики представляет собой социально-регулируемую рыночную экономику, где преобладает принцип «свободы действий». Государственное регулирование используется, но в значительно меньшей степени.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты смешанной экономики
1.1 Понятие и сущность смешанной экономики
1.2 Типы смешанной экономики
1.3 Реальные возможности смешанной экономики
2 Анализ формирования и функционирование смешанной экономики в Республике Казахстан
3 Этапы и особенности формирования смешанной экономики
в Республике Казахстан
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 89.57 Кб (Скачать)

                                                          13

     , стартовых возможностей и правовой  защите). Они фактически состоят  из двух основных частей: гражданского  и хозяйственного права, с одной  стороны, и системы мер по  поддержанию конкурентной среды,  с другой. Важнейшая задача государства  - обеспечивать баланс между рыночной  эффективностью и социальной  справедливостью. Трактовка государства  как источника и защитника  правовых норм, регулирующих хозяйственную  деятельность, и конкурентных условий  не выходит за пределы западной  экономической традиции. Понимание государства в германской модели в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

     Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов  социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

     Смешанная экономика Японии - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

     Что касается современной шведской модели, то она представляет собой социал-демократическую модель, где государству предоставляются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Государству отводят место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти даются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни.

     Таким образом, современные страны взяли  курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в  основе понятия "смешанная экономика".

                                                           14

     Достоинством  смешанной экономики является эффективность  использования ресурсов и экономическая  свобода производителей при одновременном  расширении с помощью рынка проблем, в частности проблем социальной защиты и поддержки населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        15

3. ФОРМИРОВАНИЕ  СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ  КАЗАХСТАН

     3.1 Этапы и особенности формирования смешанной экономики Казахстана

     С момента обретения государственной  независимости в Казахстане осуществлялись преобразования, направленные на создание экономики рыночного типа. Учитывая сложившиеся социально-экономические  и политические условия, отсутствие опыта и традиций государственного управления рыночной экономикой, необходимо было определить будущий тип государственного устройства, характер и способы защиты национальной безопасности.

     Как известно, кризис экономики Казахстана, как и всего бывшего Советского Союза, начал проявляться с середины семидесятых годов и выражался  в снижении темпов роста и эффективности  производства, нарастании технического и технологического отставания от развитых стран. В этой связи в центр  экономической политики были поставлены вопросы повышения эффективности  общественного производства, в частности  путем ускоренного внедрения  рыночных методов ведения хозяйства. Предполагалось осуществить достаточно плавный переход от централизованной экономики к рыночной системе  ведения хозяйства, были разработаны  ряд программ такого перехода.

     Первый  этап радикальной экономической  реформы в Казахстане в этой связи  начался в конце 80-х годов и  продолжался по 1991 год, когда союзным  и республиканским правительствами  были сделаны попытки радикально перестроить хозяйственный механизм в целом, отказаться от чрезмерной централизации  и предоставить больше прав непосредственно  хозяйствующим субъектам. Однако, совершенствование  хозяйственного механизма ограничивалось лишь внедрением отдельных мер по расширению прав товаропроизводителей в рамках сохранения достаточно жесткой  системы

                                                            16

 централизованного  планирования производства, распределения  материально-технических и финансовых  ресурсов, не затрагивая при этом  саму экономическую систему, а  главное, не затрагивая отношения  собственности.

     Характерной чертой того времени стало уклонение  товаропроизводителей от поставок продукции  по госзаказу по фиксированным ценам, преимущественное использование договорных цен, необоснованное увеличение заработной платы. Это привело к вынужденной  эмиссии денег, не подкрепленных  соответствующими товарными ресурсами. Таким образом, подавленная инфляция переросла в открытую форму, инфляционные процессы усилились и, соответственно, усилились кризисные явления  в экономической и политической сферах.

     Второй  этап экономических реформ охватывает период 1992-1993 г.г. - с момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной национальной валюты. Казахстан  эти годы полностью зависел от изменений социально-экономической  и политической ситуации в Российской Федерации и, в связи с этим, проводимые реформы характеризовались  половинчатостью, следовали в фарватере  российской политики. В первую очередь  это относилось к денежно-кредитной  и бюджетной политике, которая  в условиях единой валюты диктовалась  Центральным Банком РФ.

     Следующий этап экономических преобразований в Казахстане начался с введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций  в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.

     На  этом этапе началось формирование самостоятельной  макроэкономической политики, которая, к сожалению, осуществлялась непоследовательно  и не комплексно. Непоследовательность, в частности, выразилась в попытке  решить проблему неплатежей посредством  предоставления предприятиям эмиссионных  кредитов для погашения задолженности  в

                                                            17

растянувшемся во времени процессе либерализации  цен, что только усугубило инфляционные процессы.

     В соответствии с Программой и Планом действий Правительства с 1995 года по настоящее время более или  менее последовательно проводится курс ограничительной денежно-кредитной  и бюджетной политики, либерализации  внешнеэкономической деятельности, реформирования отношений собственности и формирования рыночной инфраструктуры. В этот период времени был задействован механизм санации и процедуры банкротства несостоятельных предприятий. Последовательно проводилась структурная перестройка и демонополизация экономики с целью создания конкурентной среды. В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов велось строительство объектов жизнеобеспечения - электроэнергетики, транспорта (включая транспортировку нефти и газа) и связи, переработки сельскохозяйственной продукции, а также строительство приоритетных объектов со строительной готовностью не ниже 85 процентов.

     Бюджетная политика в целом адаптировалась к неблагоприятным экономическим  условиям, связанным с резким сокращением  доходной части, и была ориентирована  на стратегию выживания, финансирования наиболее неотложных социально-экономических  мероприятий. При этом, бюджет в значительной степени утратил такие важные функции, как инвестиционную, инновационную, структурообразующую, социальную. Меры по сокращению бюджетных расходов на социальные нужды сопровождались усилением  социальной защиты малоимущих слоев  населения. В 1996 году была начата реализация новой Программы действий Правительства  Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы. В рассматриваемый  период времени были разработаны  и приняты такие важные документы  как: среднесрочная программа дальнейшего  реформирования банковского сектора  на 1996-1998 годы; программы поэтапной  передачи объектов социальной сферы  хозяйствующих субъектов на местные  бюджеты; развития рынка ценных бумаг; развития

                                                             18

страхового  рынка; повышения занятости населения; развития малого и среднего бизнеса, поддержки предпринимательства; приватизации и реструктуризации государственной  собственности на 1996-1998 годы и другие, которые были направлены на закрепление  уже свершившихся институциональных  преобразований и создание предпосылок  для инвестиционной и деловой  активности.

     Несмотря  на неоднозначные оценки и различное  отношение к проводимой в Республике Казахстан реформе, реализация антикризисных  программ создала организационно-правовые и экономические предпосылки  для перехода к рыночной экономике. В этой связи следует отметить, что социально-экономические реформы  в Казахстане в целом проходят противоречиво и с огромными  сложностями, а потому с переменными  успехами и провалами, с наличием ряда принципиальных позитивных сдвигов, произошедших в 1992-1997 г.г. в обществе и экономике и негативных социально-экономических  последствий рыночной трансформации.

     Переход Казахстана от социалистической системы  к рыночной (и многоукладной) экономике  вызвал серьезные изменения в  социальной структуре, которые имеют  долговременные последствия. Для поддержания  дальнейшего политического роста  и развития в условиях кризиса  на мировых рынках капиталов, а также  роста ценовой конъюнктуры особое значение приобретает необходимость  формирования системы прогнозирования  и адекватного реагирования на внешние  изменения. Данная система должна объединять ресурсы экономического и административного  воздействия на деятельность субъектов  экономики – с тем, чтобы нейтрализовать угрозы и в полной мере использовать возможности внешней среды.

     В целом казахстанская модель развития, определяемая движением от экономики  к политике, вполне доказала свою жизнеспособность. Она содержит потенциал будущего устойчивого развития при сохранении ее сути, когда для

     19

     формирования  сильного государства необходима стабильная экономическая основа, а для реализации экономической стратегии – стабильность внутренних и внешних политических приоритетов.

     Произошедшие  в последние годы преобразования произвели и определенное положительное  воздействие на социальную сферу  страны: начали расти доходы населения, создаваться новые рабочие места, возросли расходы государственного бюджета на социальные нужды. Динамика основных показателей социального развития приводится в Приложении А.

     Подведение итогов десятилетнего формирования экономики Казахстана в условиях суверенитета свидетельствует об успешной реализации широкого круга сложных задач, стоявших перед страной. В результате проведения масштабных преобразований полностью реформирована хозяйственная система, сформирована система экономических отношений, базирующаяся на принципах либеральной открытой рыночной экономики, создана и развивается комплексная система управления, адекватная как стандартам развитого рынка, так и особенностям национальной экономической среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               20

4 РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ

     В западном мире – мире корпораций –  в течение всего ХХ столетия  создавалось современное   индустриальное   общество.   В   нем   сочетаются    громадная концентрация денежного  капитала, передовая техника и  технология,  сложнейшая организационная  структура. С  другой  стороны,  здесь  функционируют  тысячи мелких  предпринимателей,  заполняющих  те  ниши  в  экономике,  которые  не представляют  особого  интереса  из-за   недостаточной   эффективности   для гигантов индустрии. Весь этот конгломерат  работает сам  на  себя,  дополняя, используя   или   подавляя   и   преследуя   определенные   интересы   своих собственников.  В  результате,  экономический  мир  замкнулся  на   смешении товарных и  коллективных  форм  общественного  производства.  Экономическому миру предстал не только частный собственник,  не только отдельный частный предприниматель, но и ассоциированный   или   коллективный   собственник, собственность  государства  и  их  различные  сочетания.  Глубинная  причина  появления в экономической  жизни  различных  форм  собственности,  связана  с наличием общественного  и  мануфактурного  разделения  труда.  В  результате, общественное производство, базирующееся на машинах,  соединяет в себе  две противоположные  тенденции – обособление и  взаимозависимость  предприятий  и отраслей производства. Наличие  коллективных  отношений  в  рамках  товарного производства или товарных отношений в коллективном  производстве  показывает различное переходное состояние  общественного производства от одной  формы  к другой. Это переходное состояние общественного производства  фиксируется  на новом уровне развития товарных отношений – смешанной  экономике. Товарное производство, в  котором  формируется  коллективное  производство и где закономерности  первого  преображаются  и  трансформируются во второе, называется смешанной экономикой.

Информация о работе Смешанная экономика: ее сущность, типы и реальные возможности