Слуховой анализатор

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:45, реферат

Описание работы

Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности Человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью. Слуховое восприятие – основа членораздельной речи. Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и речевую способность, хотя весь артикуляционный аппарат у него остается ненарушенным.
Адекватным раздражителем слухового анализатора являются звуки.

Содержание

1.1. Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора
1.1.1 Строение органа слуха
1.1.2 Рецепторы
1.1.3 Проводящие пути слухового анализатора
1.1.4 Корковый (центральный) отдел слухового анализатора
1.2 Возрастные особенности слухового анализатора
1.2 Гигиена слухового анализатора
Литература

Работа содержит 1 файл

слуховой анализатор.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

 

Рис. 3 Схема строения кортиева органа:

1 —основная пластинка; 2— костная спиральная пластинка; 3— спиральный канал;

4 —нервные волокна; S—столбовые клетки, образующие тоннель (6); 7 —слуховые, или волосковые, клетки; 8 —опорные клетки; 9 —покровная пластинка.

1.1.3 Проводящие пути  слухового анализатора

Проводящие пути от рецептора до коры больших полушарий, составляют проводниковый отдел слухового анализатора.

Проводниковый  отдел  слухового анализатора представлен перефирическим биполярным нейроном, расположенным в спиральном ганглии улитки (первый нейрон). Волокна слухового или (кохлеарного) нерва, образованные аксонами нейронов  спирального ганглия, заканчиваются на клетках ядер кохлеарного комплекса  продолговатого мозга(второй нейрон). Затем после частичного перекрестка волокна идут в медиальное коленчатое тело метаталамуса , где опять происходит переключение (третий нейрон), отсюда возбуждение поступает в кору (четвертый) нейрон. В медиальных (внутренних) коленчатых телах, а также в нижних буграх четверохолмия располагаются центры рефлекторных двигательных реакций, возникающих при действии звука.

Рис. 4Схема проводящих путей слухового анализатора:

 


 

 

1 —рецепторы кортиева органа; 2 —тела биполярных нейронов; 3 — улитковый нерв; 4— ядра продолговатого мозга, где ' расположены тела второго нейрона проводящих путей; 5 — внутреннее коленчатое тело, где начинается третий нейрон основных проводящих путей; 6 •— верхняя поверхность височной доли коры больших полушарий (ниж­няя стенка поперечной щели), где оканчивается третий нейрон; 7 — нервные волокна, связывающие оба внутренних коленчатых тела; 8 — задние бугры четверохолмия; 9— начало эфферентных путей, идущих от четверохолмия.

 

1.1.4 Корковый (центральный) отдел слухового анализатора

Корковый, или центральный,  отдел слухового анализатора находится в верхней части височной  доли большого мозга ( верхняя височная) извилина, поля 41 и 42 по Бродмону). Важное значение для функции слухового анализатора имеют поперечные височные обеспечивающими  регуляцию деятельности всех уровней извилины (извилины) Гешля. Наблюдения показали, что при двустороннем разрушении указанных
полей наступает полная глухота. Однако в тех случаях, когда поражение
ограничивается одним полушарием, может наступить небольшое и нередко
лишь временное понижение слуха. Это объясняется тем, что проводящие пути слухового анализатора неполностью перекрещиваются. К тому же оба
внутренних коленчатых тела связаны между собой промежуточными
нейронами, через которые импульсы могут переходить с правой стороны на
левую и обратно. В результате корковые клетки каждого полушария получают импульсы с обоих кортиевых органов

Слуховая сенсорная система дополняется механизмами обратной связи, обеспечивающими регуляцию деятельности всех уровней слухового анализатора с участием нисходящих путей. Такие пути начинаются от клеток слуховой коры, переключаясь последовательно в медиальных коленчатых телах метаталамуса, задних (нижних) буграх четверохолмия, в ядрах кохлеарного комплекса. Входя в состав слухового нерва, центробежные волокна достигают волосковых клеток кортиева органа и настраивают их на восприятие опрелеленных звуковых сигналов. 

1.2 Возрастные особенности слухового анализатора

 

Ухо новорождённого в общих чертах морфологически развито, но имеются некоторые особенности:

-              наружный слуховой проход короткий;

-              барабанная перепонка имеет почти такие же размеры как у взрослого, но расположена более горизонтально;

-              слуховая труба короткая и широкая;-

-              среднее ухо до рождения безвоздушно, оно заполнено слизистой жидкостью;

-              после рождения барабанная полость через слуховую трубу постепенно (в течение месяца) заполняется воздухом, чему способствуют дыхательные и глотательные движения.

 

  Звуковая чувствительность

Реакция на сильные звуки отмечается ещё у плода. В последние месяцы внутриутробного развития звуковые раздражения могут вызвать шевеление плода.

Реакция на звук в виде вздрагивания отмечается не только у доношенных но и недоношенных новорождённых. Иногда она сопровождается изменениям дыхания, закрыванием глаз, открыванием рта, появлением пульсации родничка.

Для исследования слуха новорождённых применяется регистрация движений век в ответ на звук. Определяют также интенсивности звуков, вызывающих электроэнцефалографическую реакцию пробуждения у спящего ребёнка или появление на ЭЭГ так называемого вертекс-потенциала.

Новорождённые поворачивают голову и глаза в сторону источника звука, т.е. обладают элементами пространственного слуха. Условный защитный (мигательный) рефлекс на звуковое раздражение образуется в конце 1-го месяца после рождения.

Дифференцирование различных звуков, например, гудка и звука колокольчика, возможно на 3-м месяце.

С первых дней после рождения самые низкие пороги звуковой чувствительности лежат в области средних звуковых частот (1000 Гц). Пороги на низкие частоты меньше, чем на высокие. В процессе онтогенеза происходит постепенное уменьшение порогов, что указывает на увеличение звуковой чувствительности.

Наименьшая величина порогов ощущения звуков достигается в 14-19 лет. По сравнению с этим возрастом слуховая чувствительность ниже как у детей более младшего возраста, так и у людей старше 20 лет.

В развитии речевого и музыкального слуха большое значение имеет общение со взрослыми. Такая тренировка способствует развитию слуха и обогащению словарного запаса детей. Большое значение имеет также музыкальное воспитание.

1.3 Гигиена слухового анализатора

Гигиена слуха- система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.

Различают специфическое и неспецифическое  действие шума на организм человека.

Специфическое действие проявляется в разной степени нарушения слуха, неспецифическое – в разного рода отклонениях со стороны ЦНС, вегетативной реактивности, в эндокринных расстройствах, функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.

   Ослабление или потеря слуха могут быть связанны с нарушением передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с повреждением рецепторов внутреннего уха, с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий. Ослабление слуха может  быть вызвано накоплением в наружном слуховом проходе ушной серы. Скапливаясь в наружном звуковом проходе, ушная сера образует пробку и она может препятствовать проникновению звука. Поэтому периодически следует прочищать наружный слуховой проход. При ангине, гриппе и др. заболеваниях микроорганизмы, вызывающие эти заболевания могут попасть из носоглотки в носовую трубу в среднее ухо и вызвать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к внутреннем уху. Если воспалительный процесс распространится на внутреннее ухо, то могут быть повреждены слуховые рецепторы и наступит полная глухота. При болях в ухе нужно срочно обратится к врачу. Нарушение слуха может быть вызвано сильными звуками. Большой вред слуху наносят сильные шумы действующие на ухо изо дня в день, барабанная перепонка колеблется с большим размахом, из-за этого она теряет свою эластичность и у человека притупляется слух. При ослаблении слуха следует носить слуховой аппарат.

   Снижение уровней шума и неблагоприятного воздействия на детей достигается проведением ряда комплексных мероприятий: строительных,  архитектурных, технических и организационных.

Участок дошкольных учреждений, общеобразовательных школ,  школ-интернатов ограждают по всему периметру живой изгородью высотой не менее  1,2м. Ширина зеленой зоны со стороны улицы не менее 6м. Целесобразна вдоль этой полосы, на расстоянии не менее 10 м от здания, посадка деревьев, кроны которых задерживают распространение шума. Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плотность с которой закрыты двери.

Важное значение в снижении шума имеет гигиенически правильное размещение помещений в зданиях школ, детских садов.

Выявление состояния слуха детей и подростков производится при осмотре врачом-оториноларингологом.

Негромкая, ясная, небыстрая речь учителя и воспитателя, эмоционально окрашенная, способствует наилучшему ее слуховому восприятию детьми и усвоению материала. Слова следует произносить четко.   Речь учителя и воспитателя должна быть живой, богатой разнообразными интонациями, образной и как можно чаще адресовываться к зрительному воображению детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.        Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова Анатомия и физиология детского организма  Москва «Просвещение» 1986 г. ( с.224-228)

2.        А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер Возрастная физиология и школьная гигиена. Москва «Просвещение» 1990 г (с.87-96,222-234)

3.        Анатомия человека в двух томах. Том 2 Под редакцией академика Российской АМН ПРОФ. М.р. Сапина, Москва «Медицина» 1997г.(с.90-117)

4.        Анатомия и физиология человека.  Федюкович Н.И. Ростов на Дону «Феникс» 2004г.( с.239-245,387-396)

5.Смирнов В.М, С.М. Будылина Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность Москва, Издательский центр «Академия»  2003г. (с.54-60)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 



Информация о работе Слуховой анализатор