Рефлекторный принцип работы мозга

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:26, реферат

Описание работы

Взаимодействие человека с действительностью осуществляется посредством нервной системы.
У человека нервная система состоит из трех отделов: центральной, периферической и вегетативной нервных систем. Нервная система функционирует как единая и целостная система.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………с. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………..с. 4-10
1. Рефлекторная теория и ее основные принципы
2. Рефлекс – понятие, его роль и значение в организме
3. Рефлекторный принцип построение нервной системы.
Принцип обратной связи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….с. 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………с. 12

Работа содержит 1 файл

Рефлекторный принцип работы мозга.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

По центростремительным  — афферентным (от лат. affero — «приношу») волокнам сигналы поступают к  так называемому первому (чувствительному) нейрону, расположенному в спинномозговом узле. Именно он пропускает сквозь себя первоначальную информацию, которую мозг через доли секунды преобразует в привычные ощущения: прикосновение, укол, тепло... По аксону чувствительной нервной клетки импульсы следуют ко второму нейрону — промежуточному (вставочному). Он находится в задних отделах, или, как говорят специалисты, задних рогах, спинного мозга; горизонтальный срез спинного мозга действительно похож на голову диковинного зверя с четырьмя рогами. 

Отсюда сигналам прямая дорога в передние рога: к третьему — двигательному — нейрону. Аксон двигательной клетки выходит за пределы спинного мозга вместе с другими эфферентными (от лат. effero — «выношу») волокнами в составе нервных корешков и нервов. Они передают команды центральной нервной системы рабочим органам: мышце, например, приказывают сократиться, железе — выделить сок, сосудам — расшириться и т. д. 

Однако одними «высочайшими указами» деятельность нервной  системы не ограничивается. Она не только отдаёт распоряжения, но и строго следит за их исполнением — анализирует сигналы от рецепторов, расположенных в органах, которые трудятся по её заданию. Благодаря этому корректируется объём работ в зависимости от состояния «подчинённых». По сути дела, организм является саморегулирующейся системой: он осуществляет жизнедеятельность по принципу замкнутых циклов, с обратной информацией о достигнутом результате. К такому выводу ещё в 1934 г. пришёл академик Пётр Кузьмич Анохин (1898—1974), соединивший учение о рефлексах с биологической кибернетикой. 

Чувствительный  и двигательный нейроны — альфа  и омега простой рефлекторной дуги: с одного она начинается, другим заканчивается. В сложных рефлекторных дугах образуются восходящие и нисходящие клеточные цепи, соединённые каскадом вставочных нейронов. Так осуществляются обширные двусторонние связи между головным мозгом и спинным. 

Образование условнорефлекторной  связи требует ряда условий: 

1. Многократное  совпадение во времени действия  безусловного и условного раздражителей  (точнее, с некоторым предшествованием действия условного раздражителя). Иногда связь образуется даже при однократном совпадении действия раздражителей. 

2.Отсутствие  посторонних раздражителей. Действие  постороннего раздражителя во  время выработки условного рефлекса  приводит к торможению (или вообще к прекращению) условно-рефлекторной реакции. 

3.Большая физиологическая  сила (фактор биологической значимости) безусловного раздражителя по - сравнению  с условным раздражителем. 

4. Деятельное  состояние коры головного мозга. 

Согласно современным представлениям, нервные импульсы передаются при осуществлении рефлексов по рефлекторным кольцам. Рефлекторное кольцо включает не меньше 5 звеньев. 

Необходимо отметить, что последние данные исследований ученых (П. К. Анохин и др.) подтверждают именно такую кольцеобразную схему рефлекса, а не схему рефлекторной дуги, не раскрывающей полностью этот сложный процесс. Организм необходимо получает информацию о результатах совершенного действия, информацию о каждом этапе протекающего действия. Не имея ее, мозг не может организовать целенаправленную деятельность, не может выправить действие при вмешательстве в реакцию каких-либо случайных (мешающих) факторов, не может остановить деятельности в необходимый момент, при достижении результата. Это привело к необходимости перейти от представления о разомкнутой рефлекторной дуге к представлению о циклической иннервационной структуре, в которой имеется обратная связь — от эффектора и объекта деятельности через рецепторы к центральным нервным структурам. 

Эта связь (обратный поток информации от объекта деятельности) является обязательным элементом. Без него организм оказался бы оторванным от среды, в которой живет и на изменение которой направлена его деятельность, в том числе и человеческая деятельность, связанная с использованием орудий производства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким образом, испытывая на себе воздействие множества  разнообразных сигналов из внешнего мира и из организма, кора больших  полушарий мозга совершает сложную  аналитико-синтетическую деятельность, заключающуюся в разложении на части сложных сигналов, раздражителей, сопоставлении их со своим прошлым опытом, выделении в них основного, главного, существенного и объединении элементов этого главного, существенного. Эта сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга, обусловливающая широту, многообразие, активность обратных нервных связей, обеспечивает человеку лучшую приспособляемость к внешнему миру, к изменившимся условиям жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Аспиз М.Е.  – Энциклопедический словарь  юного биолога. – М.: Педагогика, 1986. – 352 с.: ил. 

2. Володин В.А.  – Энциклопедия для детей.  Т. 18. Человек. – М.: Аванта+, 2001. –  464 с.: ил. 

3. Гращенков  Н.И., Латаш Н.П., Фейгенберг И.М. – Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. – М.: 1963. – 370 с.: ил. 

4. Козлов В.И.  – Анатомия человека. Учебник  для студентов институтов физической  культуры. – М.: «Физкультура и  спорт», 1978. – 462 с.: ил. 

5. Кузин В.С.  – Психология. – М.: Высш. школа, 1982. – 256 с.: ил. 

6. Петровский  Б.В. – Популярная медицинская  энциклопедия. – М.: «Советская Энциклопедия», 1979. – 483 с.: ил. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рефлекторный принцип работы мозга