Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:03, контрольная работа
Тематика моей контрольной работы раскрывает основные понятия о высшей нервной деятельности, её типологии. Известно, что высшая нервная деятельность обеспечивается корой головного мозга. А значит, наша память, речь, внимание, мышление и многие другие виды психических процессов напрямую зависят от правильной работы коры, её адекватного восприятия и анализа всевозможных раздражителей.
Введение…………………………………………………………………………………………………………… 2
Основные свойства нервных процессов……………………………………………… 3
Типы высшей нервной деятельности……………………………………………………. 4
Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга…………. 5
Сигнальные системы действительности……………………………………………….. 7
Частные типы высшей нервной деятельности человека……………………. 10
Появление первых условных рефлексов……………………………………………. 11
Развитие речи………………………………………………………………………………………. 13
8. Роль Сеченова и Павлова в разработке учения о высшей
нервной деятельности……………………………………………………………………………… 14
Вывод…………………………………………………………………………………………………………….. 16
Список литературы…
9
Через 2 года Камала научилась стоять, но плохо. Через 6 лет она начала ходить, но бегала по- прежнему на четвереньках. В течение 4 лет она выучила только 6 слов, а через 7 лет - 45 слов. В дальнейшем лексикон Камалы расширился до 100 слов. К этому времени она полюбила общество людей, перестала бояться света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно 17-ти летнего возраста, Камала по уровню умственного развития напоминала 4-летнего ребенка" (Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. "Психология и психопатия одиночества" 1972г.). Известны случаи, когда детей умышленно изолировали от коллектива. Вырастая, они ничем не отличались от детей, выросших среди животных. "Около 350 лет назад индийский падишах Акбар поспорил со своими придворными мудрецами, которые утверждали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Акбар усомнился в справедливости такого мнения и провел эксперимент, достойный жестокости восточных феодалов средневековья. Были изъяты маленькие дети различных национальностей, которых посадили по одному в отдельные комнаты. Детям прислуживали немые слуги. За 7 лет этого "эксперимента" дети ни разу не услышали человеческого голоса. Когда через 7 лет к ним вошли люди, то вместо человеческой речи они услышали бессвязные вопли, вой крики, мяуканье" [6]/
Эти
примеры убеждают, что процесс
психического развития человека зависит
от обучения, начиная с раннего
детства. У ребенка, изолированного
от человеческого общества, не развивается
вторая сигнальная система. Влияние
человеческого общества на формирование
психической сферы ребенка
10
5. Частные типы высшей нервной деятельности человека
Человек может мыслить о различных предметах, не воспроизводя их реального образа Можно, однако, мысля о предмете, например о лимоне, хорошо представить себе его вид, запах и вкус. В этом случае корковый процесс сильнее затронет первосигнальную деятельность, и в результате может возникнуть столь конкретное представление о лимоне, что тотчас появится слюноотделение. Если же процесс мышления носит более абстрактный характер, без воспроизведения реальных образов, то подобная реакция не возникает. У отдельных людей мышление может протекать при разной степени участия первосигнальной деятельности, хотя во всех случаях второсигнальная деятельность, разумеется, сохраняет ведущую роль. Это дало Павлову основание различать типы высшей нервной деятельности, не только общие для животных и людей, но и частные человеческие. Он различал три типа людей, которые были обозначены как "художественный", "мыслительный" и "средний".Относительное преобладание сигналов первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание сигнала сигналов -мыслительный тип, равное их представительство - средний тип людей. Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа свойственно преобладание абстракций, логоческих построений, теоретизирования. Необходимо подчеркнуть, что отнесение человека к художественному типу не означает слабость интеллектуальной деятельности, недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преобладании образных компонентов психики над мыслительными. Вообще, вторая сигнальная система у человека преобладает над первой, и это преобладание имеет абсолютный характер, так как роль языка и мышления в деятельности людей является решающей и процессы отражения человеком мира опосредствуется его мыслями, выраженными словесно. Поэтому с абсолютным перевесом первой сигнальной системы мы встречаемся разве что в сновидениях, с их бурной эмоциональностью и хаотической образностью, которая никак не упорядочивается и не регулируется мышлением.
Что же означает относительное преобладание одной из сигнальных систем? Если выразить абсолютное преобладание второй сигнальной
11
системы математически, обозначив ее С2, а первую сигнальную систему через С1, то зависимость имела бы следующий вид С2>С1.
Относительное
преобладание первой сигнальной системы
над второй можно обозначить С2>С1
+ m (где m - те структурные особенности эмоционального
и образного постижения мира, которые
отличают представителей данного типа).
В свою очередь, мыслительный тип человека
может быть обозначен так: С2 + n >C1 (где
n - структурные особенности абстрагирующего
отношения к миру, которые отличают представителей
данного типа от остальных). Эти математические
зависимости дают возможность увидеть,
что относительное преобладание одной
системы над другой не должно смешиваться
с абсолютным преобладанием.
6.
Появление первых
условных рефлексов
В основе высших проявлений нервной деятельности лежит образование условных связей, обеспечивающих протекание положительных и отрицательных условных рефлексов. Без условных связей нет высшей нервной деятельности. ее появление в процессе онтогенеза следует относить к моменту образования первых условных рефлексов. У недоношенного ребенка можно образовать пищевые и оборонительные условные рефлексы в тот период его жизни, когда он еще не должен был бы появиться на свет. Это свидетельствует о том , что за несколько недель до рождения корковые клетки морфологически достаточно зрелы, для того чтобы проявлять свою специфическую функцию. Однако в период внутриутробного развития среда, окружающая организм плода, крайне стабильна, а потому отсутствуют те условия, которые необходимы для проявления специфической корковой функции. Эти условия появляются с момента рождения, когда на организм начинают действовать различные новые раздражители, которые, многократно сочетаясь с действием безусловных раздражителей, могут приобрести сигнальное значение. Однако первые условные рефлексы образуются медленно и вначале отличаются малой стойкостью, что можно объяснить резко выраженной иррадиацией возбуждения и торможения. К началу второго месяца жизни пищевые и оборонительные условные
12
рефлексы
становятся более прочными и образуются
на раздражение любых рецепторов;
удается выработать дифференцировки
грубые, т.е. на раздражители, которые
значительно отличаются друг от друга.
В процессе появления все новых
и новых положительных и
13
7.
Развитие речи
С
середины первого года жизни у
ребенка появляются условные рефлексы
на речевые раздражители. Он начинает
реагировать на произносимые окружающими
слова, которые превращаются в сигналы
различных безусловных, а позднее
и условных раздражителей. Постепенно
слова становятся сигналами определенных
действий, явлений и отношений
между ними. В силу подражательного
рефлекса, ярко выраженного уже в
первые месяцы жизни, ребенок начинает
повторять мимические движения окружающих
и звуки их речи. Появляются первые речевые
шумы - глоточные гортанные, небные, губные
и т.д., которые затем постепенно дифференцируются,
приводя к образованию фонем, т.е. речевых
звуков. Каждый произносимый ребенком
звук вызывает у него афферентные импульсы
как от органа слуха (он слышит произносимое
им слово), так и от органов речи (голосовых
связок, языка и всего речевого аппарата).
Эти импульсы, достигая коры, становятся
сигналами, приобретающими важнейшее
значение в установлении речевых условных
связей. Речь ребенка начинается с того
момента, когда произносимые им фонемы
или их комбинации приобретают значение
условных раздражителей, становясь такими
же сигналами непосредственных раздражителей,
как и слова, произносимые окружающими.
К концу первого и к началу второго года
жизни ребенок, часто еще не сформировав
произношения отдельных слов, начинает
в своих речевых реакциях сочетать по
два, а затем и по три слова, образуя таким
образом первые простейшие комбинации
слов. Ребенок усваивает готовые речевые
стереотипы, составляя вскоре и новые
комбинации слов. Освоение грамматики
языка, правил соединения слов в предложения
начинается очень рано, уже на втором году
жизни. К концу его словарный состав детской
речи достигает 200-400 слов. В дальнейшем
развитие детской речи, т.е. придание языку
стройного, грамматически правильного
и осмысленного характера, в сильной степени
зависит от правильности построения речи
окружающих.
14
8.
Роль Сеченова
и Павлова в
разработке учения
о высшей нервной деятельности
И.
П. Павлов (1849-1936) И. М.
Сеченов (1849-1936)
Первая
попытка проанализировать психическую
деятельность как физиологическую
работу высшего отдела мозга была
сделана Сеченовым. В своей замечательной
статье "Рефлексы головного мозга"
(1863) и ряде последующих работ
он с большим мастерством
1.Детерминизма - причинная связь какого-либо действия.
2.Анализа и синтеза - разложение целого на части и потом составление нового целого из элементов.
3.Структурности.
15
В
своих исследованиях И. Павлов доказал,
что большие полушария
16
Вывод
Высшая
нервная деятельность человека носит
рефлекторный характер. Основная качественная
особенность функций высшего
отдела мозга человека - сознание как
высшая ступень развития психики. И
человек и животное в своей психической
деятельности отражают явления окружающего
мира. Однако человек, отражая мир в своем
сознании, обобщает наблюдаемые явления,
устанавливает закономерности их протекания.
Это дает человеку возможность подчинять
себе природу и в процессе трудовой деятельности
переделывать мир. Сознательное мышление,
определяющее основное качественное отличие
мозга человека от мозга любого животного,
проявляется в речевой деятельности."Конечно,
- писал Павлов, - слово для человека есть
такой же реальный условный раздражитель,
как и все остальные общие у него с животными,
но вместе с тем и такой многообъемлющий,
как никакие другие, не идущий в этом отношении
ни в какое количественные и качественные
сравнение с условными раздражителями
животного".Нервные процессы протекающие
в организме имеют три основных свойства:
сила, соотношение и подвижность . Они
определяют индивидуальные особенности
поведения человека, его темперамент.
На основе этого и выделяют четыре типа
высшей нервной деятельности. Эта классификация
лишь в некотором приближении отображает
действительность. В жизни можно наблюдать
различные вариации этих типов, так как
слабость и неуравновешенность нервной
системы могут быть выражены в различной
степени.
17
Литература
Информация о работе Особенности типов и свойств нервной системы человека