Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 11:46, реферат
Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас одно общее желание - все мы хотим быть счастливыми.
Человек начинает испытывать чувства дискомфорта, раздражительности, возникает ощущение нездоровья, в общем, состояние так себе. После приёма наркотика, который на время восстанавливает нарушенный им же химические связи между клетками мозга, симптомы нездоровье пропадают, улучшается настроение и так далее. Но … всё это лишь передышка – и как только действие наркотика заканчивается, волна плохого самочувствия и настроения вновь накатывает.
Использование наркотика довольно быстро приводит к тому, что человек теряет способность испытывать приятные ощущения, вызванные «нормальными» причинами, наркотики становятся для него важным источником удовольствия. А это значит, что и жить он постепенно начинает по иным правилам: на первом месте наркотики, на втором тоже наркотики, а уж потом родные, любимый человек, успех, деньги и так далее.
Что же получается? Наркотики не способны подарить человеку удовольствие, они лишь создают иллюзию его получения. Ведь возникает эйфория не оттого, что у человека действительно удачно идёт жизнь, происходит что-то важное и приятное, а оттого, что его мозг подвергается химической стимуляции.
Мы предлагаем выделять четыре этапа возможного развития наркогенной зараженности у молодых людей. Каждый из них характеризуется своим ключевым событием, содержанием мотивации наркотизации, а также изменением некоторых психических качеств и свойств того, кто использует наркотики.
Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта (о котором он еще имеет самое приблизительное представление), а для реализации какой-то иной своей потребности. Обычно это связано с необходимостью взаимодействия со сверстниками. Школьник подчиняется давлению среды, пробует наркотик или другой препарат для того, чтобы стать «своим» в компании, «не выделяться», «не быть белой вороной», снять напряжение при общении с малознакомыми людьми.
Но вот что настораживает. При опросах подростки нередко отмечают, что первый раз попробовали препарат потому, что «не знали, как отказаться». Действительно, этому, к сожалению, не учат ни в школе, ни в семье. Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для молодого человека является новой, он не способен сразу сориентироваться в ней. Поэтому, даже зная об опасности наркотиков, он попадает под влияние окружающих, подчиняется внешнему давлению. И упреки взрослых в легкомыслии здесь неправомерны. В непривычной обстановке оказывать сопротивление, отстаивать свою позицию оказывается гораздо сложнее (в особенности это касается младших подростков, у которых только формируется внутренний локус контроля). Получается, что первое знакомство с наркотиками многих молодых людей могло бы быть предотвращено благодаря своевременной подготовке - обучению навыкам поведения в опасной ситуации.
Чаще всего при первом использовании одурманивающего вещества эйфорических эффект не возникает. О причинах этого говорилось выше. Школьники обычно утверждают, что «ничего не ощущали»,
затрудняются определить конкретный характер возникающих ощущений («кружилась голова», «повело в сторону») или утверждают, что ощущения были неприятные: «тошнило», «болела голова»).
Первая проба, как правило, не приводит к реальным физиологическим изменениям обменных процессов в мозге. Поэтому она не затрагивает эмоциональную, волевую, нравственную сферы несовершеннолетнего. Сохраняются его основные жизненные ориентиры и ценности. В этот период взрослый, общаясь с молодым человеком, может апеллировать к традиционно значимым факторам - страху наказания, боязни осуждения, негативному влиянию одурманивания на будущие планы и т. д.
Однако, несмотря на отсутствие реальных физиологических изменений, первая проба имеет огромное психологическое значение. Дело в том, что в сознании подростка снимается своего рода защитный психологический барьер, табу, до определенного времени запрещавшее одурманивание.
На этом этапе может сформироваться представление о безопасности наркотизации. Действительно, используя первый раз одурманивающее вещество, подросток втайне ожидает испытать что-то необыкновенное (ведь недаром, думает он, об этом так много говорят, не зря запрещают). Однако действительность, как правило, разочаровывает. Это может снять всякий интерес к одурманиванию в дальнейшем, а может и стать причиной дальнейших проб наркотических и других одурманивающих веществ. Первый этап является и своего рода школой по освоению
«технологии одурманивания»: ведь тут молодой человек уже на практике осваивает приемы использования конкретного препарата.
Главная задача взрослого на этом этапе - своевременно выявить факт знакомства с наркотическим веществом и предотвратить развитие дальнейшего наркогенного заражения.
Для этого этапа характерно первое прочувствование эйфорического эффекта. Социальные мотивы наркотизации постепенно оттесняются иными - стремлением вновь и вновь переживать кайф. Надо сказать, что именно на этом этапе эйфорические ощущения наиболее яркие и значительные. Подросток может долго и с наслаждением описывать то, что он испытывал: «смотрел мультики», «летал», «парил» и т. д.). За счет чего возникает эйфория?
Дело в том, что наркотические вещества ослабляют сигналы-импульсы, идущие от внутренних органов. В норме эти сигналы мы не осознаем, они воспринимаются подкорковыми структурами мозга, однако именно они и создают у нас ощущение «земного притяжения». При использовании одурманивающих веществ «земное притяжение» на время отступает, возникает ощущение «полета в облаках». Безусловно, опыт эйфорических ощущений затрагивает и волевую, нравственную сферу несовершеннолетнего. Он может знать об опасности наркотизации. На словах понимать степень риска, которому себя подвергает, но сопротивляться соблазну вновь испытать эйфорию ему становится все сложнее.
На этом этапе может происходить постепенное изменение круга общения подростка. О прежних приятелях он может отзываться весьма снисходительно, новый опыт дает ему основание считать себя более взрослым. Появляются новые знакомые, те, с кем молодой человек использует наркотическое вещество, те, кто помогает достать препарат.
В ходе второго этапа происходит закрепление приемов использования наркотика, приобретенных при первых пробах, а также освоение новых вариантов наркотизации. Несовершеннолетний начинает экспериментировать с различными веществами, оценивая вызываемые ощущения, выбирая наиболее привлекательные для себя.
На этом этапе молодой человек нуждается в систематической психолого-педагогической коррекционной работе (тренинги, ролевые игры и т. д.), а также специальном антинаркогенном контроле, препятствующем дальнейшему использованию наркотика.
Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у подростка симптомов психической зависимости. В момент отсутствия одурманивающего вещества он начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги, раздражительности т. п. Это результат устойчивого изменения в деятельности системы подкрепления, вызванного использованием наркотика. Нередко потребность в наркотиках определяют как мнимую. Действительно, может ли человек испытывать потребность в том, что разрушает его? Оказывается, да, ведь по силе влияния на организм наркотическая потребность не просто сравнима с основными естественными потребностями человека в еде, питье, защите, но нередко превышает их. Человек забывает о чувстве голода, страха ради того, чтобы найти наркотик.
На третьем этапе снижается сила и «приятность» эйфорических ощущений. Это, в свою очередь, влияет на мотивы наркотизации. Подросток стремится использовать наркотическое вещество уже не столько ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний. Чаще всего только на этом этапе взрослые начинают догадываться о том, что «с ребенком что-то неладное». Дело в том, что у использующего наркотики возникают «необъяснимые», С точки зрения стороннего наблюдателя, колебания настроения, не всегда понятны мотивы его поведения.
Изменения эмоциональной, волевой, нравственной сфер оказываются значительными. Несовершеннолетний может еще признавать вред наркотизации, однако выдвигает целый ряд доводов «за» одурманивание.
Меняется характер взаимоотношений с родителями, одноклассниками, прежние увлечения и интересы теряют свою значимость. Круг общения сужается до группы, в которой и происходит использование наркотиков.
На этом этапе молодой человек уже нуждается в специальной работе с психологом и медиком. Задача педагога заключается в том, чтобы выявить нуждающегося в помощи подростка и организовать его реабилитацию (помочь связаться со службами помощи, убедить своего подопечного и его родителей в необходимости медико-психологической реабилитации).
На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами и психотропными веществами как никогда является актуальным, и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом.
Список используемой литературы.
1) Синдаловский Н.А Пороки и соблазны Северной столицы. Светская и уличная жизнь в городском фольклоре. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 379 с.
2) Ильин В.С чего начинается зависимость // Воспитание школьников. – 2007. – № 10. – С. 63-66.
3) Журнист Л.А. На страже здоровья – добровольцы: опыт профилактики вредных привычек и СПИДА // Библиотека. – 2006. – № 1. – С. 50-52. – (Мир детства) (Программно-целевая деятельность).
4) Информационный портал Республики Татарстан по вопросам наркомании.-2009. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http// www.antinarc.ru
1