Морфофункциональная характеристика детского организма в разные возрастные периоды жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:24, реферат

Описание работы

Организм человека, как и животных, проходит определенный жизненный цикл — «онтогенез». Онтогенез (от греч. опtоs — сущее, особь; gеnеsis — происхождение, развитие)— процесс индивидуального развития организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти. Часть онтогенеза протекает внутриутробно , это антенатальный, или преднатальный, онтогенез. Большая часть онтогенеза охватывает период от рождения до смерти. Это постнатальный онтогенез. В течение онтогенеза увеличиваются масса и размеры тела и отдельных органов, т. е. происходит их рост.

Работа содержит 1 файл

анатомия.doc

— 611.50 Кб (Скачать)

Повышенная секреция адреналина — один из важнейших механизмов перестройки в функционировании организма в экстремальных ситуациях, при эмоциональном стрессе, внезапных физических нагрузках, при охлаждении.

Тесная связь  хромофильных клеток надпочечника с  симпатической нервной системой обусловливает быстрое выделение адреналина во всех случаях, когда в жизни человека возникают обстоятельства, требующие от него срочного напряжения сил. Значительное нарастание функционального напряжения надпочечников отмечается к 6 годам и в период полового созревания. В это же время значительно увеличивается содержание в крови стероидных гормонов и катехоламинов.

c)Поджелудочная железа.

У новорожденных  внутрисекреторная ткань поджелудочной  железы преобладает над внешнесекреторной. Островки Лангерганса значительно увеличиваются в размерах с возрастом. Островки большого диаметра (200—240 мкм), свойственные взрослым, обнаруживаются после 10 лет. Установлено и повышение уровня инсулина в крови в период от 10 до 11 лет. Незрелость гормональной функции поджелудочной железы может явиться одной из причин того, что у детей сахарный диабет выявляется чаще всего в возрасте от 6 до 12 лет, особенно после перенесения острых инфекционных заболеваний (корь, ветряная оспа, свинка). Отмечено, что развитию заболевания способствует переедание, в особенности избыточность богатой углеводами пищи. 

9. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ.

Мужские и женские  половые железы (семенники и яичники),, сформировавшись в период внутриутробного  развития, подвергаются медленному Морфологическому и функциональному созреванию уже после рождения. Масса яичка у новорожденных составляет 0,3 а, в 1 год — 1 г, в 14 лет — 2 г, в 15—16 лет — 8 г, в 19 лет — 20 г. Семенные канальцы у новорожденных узкие, за весь период развития их диаметр увеличивается в 3 раза.

Яичники закладываются' выше полости малого таза, и у  новорожденного процесс их опускания еще не закончен. Они достигают полости малого ,таза в первые 3 недели после рождения, но лишь к 1—4 годам окончательно устанавливается их положение, характерное для взрослого. Масса яичника у новорожденного составляет 5—6 г, и она мало меняется на протяжении последующего развития: у взрослого масса яичника равна 6—8 г, В старости масса яичника уменьшается до 2 г. В процессе полового развития выделяют несколько периодов: детский — до 8—10 лет, отроческий —- от 9—10 до 12—14 лет, юношеский — от 13—14 до 16—18 лет, период половой зрелости — до 50—60 лет и климакс — период угасания половой функции.

В период детства  в яичнике девочек очень медленно растут примордиальные фолликулы, у которых в большинстве случаев оболочка еще отсутствует.

ИУ мальчиков семенные канальцы в семенниках мало извитые. В, моче вне зависимости от пола содержится небольшое количество андрогенов и эстрогенов, которые образуются в этот период в коре надпочечников. Содержание андрогена в плазме крови детей обоего пола сразу же после рождения такое же, как и у молодых женщин. Затем оно снижается до очень низких цифр (иногда до 0) и остается на таком уровне до 5—7 лет.

В период отрочества в яичниках появляются граафовы пузырьки, фолликулы быстро растут. Семенные канальцы в семенниках увеличиваются в размерах, наряду со сперматогониями появляются сперматоциты. В этот период у мальчиков возрастает в плазме крови и в моче количество андрогенов; у девочек — эстрогенов. Их количество еще больше увеличивается в юношеский период, что обусловливает развитие вторичных половых признаков. В этот период появляется свойственная женскому организму периодичность в количестве секретируемых эстрогенов, что обеспечивает женский половой цикл. Резкое повышение секреции эстрогенов совпадает по времени с овуляцией, после чего при отсутствии оплодотворения наступает менструация, которой называют выделение наружу распадающейся слизистой оболочки матки вместе с содержимым маточных желез и кровью из вскрывающихся при этом сосудов. Строгая цикличность в количестве выделяющихся эстрогенов и, соответственно, в изменениях, имеющих место в яичнике и матке, устанавливается не сразу. Первые месяцы половые циклы могут быть не регулярными. С установлением регулярных половых циклов начинается период половой зрелости , продолжающийся у женщин до 45-50 лет, а у мужчин в среднем до 60 лет.

Период полового зрелости у женщин характеризуется  наличием регулярных половых циклов: яичникового и маточного.

10. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ.

Понятие о половом  созревании. Половые железы и связанные  с ними признаки пола, закладываясь во внутриутробном периоде, формируются  на протяжении всего периода детства  и определяют половое развитие. Половые  железы, их функции неразрывно связаны с целостным процессом развития ребенка. На определенном этапе онтогенеза половое развитие резко ускоряется и наступает физиологическая половая зрелость. Период ускоренного полового развития и достижение половой зрелости называется периодом полового созревания. Этот период приходится в основном на подростковый возраст. Половое созревание девочек на 1—2 года опережает половое созревание мальчиков, имеется и значительный индивидуальный разброс в сроках и темпах полового созревания.

Сроки наступления  полового созревания и его интенсивность  различны и зависят от многих факторов: состояния здоровья, характера питания, климата, бытовых и социально-экономических условий. Немаловажную роль играют и наследственные особенности.

Неблагоприятные бытовые условия, неполноценная пища, недостаток* в ней витаминов, тяжелые или повторные заболевания ведут к задержке полового созревания. В больших городах половое созревание подростков обычно наступает раньше, чем в сельской местности.

В период полового созревания происходят глубокие изменения организма. Изменяются взаимоотношения эндокринных желез и прежде всего гипоталамо-гипофизарной систему. Активируются структуры гипоталамуса, нейросекреты которых стимулируют выделение тропных гормонов гипофиза.

Под влиянием гормонов гипофиза усиливается рост тела в  длину. Гипофиз также стимулирует  деятельность щитовидной железы, отчего, особенно у девочек, во время полового созревания заметно увеличивается щитовидная железа. Возросшая активность гипофиза приводит к усилению деятельности надпочечников, начинается активная деятельность половых желез, усиливающаяся секреция половых гормонов приводит к развитию так называемых вторичных половых признаков — особенностей телосложения, оволосения, тембра голоса, развитию молочных желез. Половые железы и строение половых органов относят к первичным половым признакам.

Стадии полового созревания. Половое созревание не плавный процесс, в нем выделяют определенные стадии, каждая из которых характеризуется спецификой функционирования желез внутренней секреции и соответственно всего организма в целом. Стадии определяются по совокупности первичных 'и вторичных половых признаков. Как у мальчиков, так и у девочек выделяют 5 стадий полового созревания (табл. 4).

Представленность стадий полового созревания у мальчиков и девочек 7—17 лет

  Мальчики Девочки
Возраст,                
лет 1 II III 1v-У I II III 1У-У
7 100              
8 100       99 1    
9 100       90 10    
10 98 2     67 32 1  
11 94 6     39 51 8 2
12 71 25 4   10 42 28 20
13 33 35 26 6 1 12 38 49
14 9 27 44 20   4 17 79
15 2 7 36 55   1 11 88
16   1 14 85       100
17     4 96       100

Примечание.    Частота   встречаемости   в  процентах   определена   по   возрастным группам, на каждую из которых приходилось от  139 до 245 человек.

I   стадия — предпубертат   (период,  непосредственно   предшествующий половому созреванию). Характеризуется отсутствием вторичных половых признаков.

II  стадия — начало пубертата. У мальчиков небольшое увеличение размеров яичек. Минимальное оволосение на лобке. Волосы редкие и прямые. У девочек набухание грудных желез. Небольшое оволосение вдоль половых губ. На этой стадии резко активизируется гипофиз, увеличиваются его гонадотропная и соматб-тропная функции. Усиление секреции соматотрогшого гормона на этой стадии больше выражено у девочек, что определяет усиление у них ростовых процессов. Усиливается выделение половых гормонов, активизируется функция  надпочечников.

III   стадия — у мальчиков дальнейшее  увеличение яичек,  начало увеличения полового члена, в основном в длину. Волосы на лобке становятся темнее, грубее, начинают распространяться на лонное сочленение. У девочек дальнейшее развитие молочных желез, оволосение распространяется по направлению к лобку. Происходит дальнейшее увеличение содержания в крови гонадотропных гормонов. Активизируется функция половых желез. У мальчиков усиленная секреция соматотропина определяет ускоренный рост.

IV  стадия. У мальчиков увеличивается в ширину половой член, изменяется голос,  появляются  юношеские угри, начинается оволосение лица, подмышечное и лобковое оволосение. У девочек интенсивно развиваются молочные железы, оволосение по взрослому типу, но менее распространенное. На этой стадии усиленно выделяются андрогены и эстрогены. У мальчиков сохраняется высокий уровень соматотропина, определяющий значительную скорость роста. У девочек содержание соматотропина снижается и скорость роста падает.

V   стадия — у  мальчиков  окончательно  развиваются   половые органы и вторичные половые признаки. У девочек молочные железы и половое оволосение соответствуют таковым взрослой женщины. На этой стадии у девочек стабилизируются менструации. Появление менструации свидетельствует о начале половой зрелости— яичники  уже  продуцируют  готовые  к  оплодотворению  созревшие яйцеклетки.

Менструация в  среднем продолжается от 2 до 5 дней. За это время выделяется около 50—150 см3 крови. Если менструации установились, то они повторяются примерно через каждые 24— 28 дней. Цикл считается нормальным, когда менструации наступают через одинаковые промежутки времени, длятся одинаковое число дней с одинаковой интенсивностью. Вначале менструации могут продолжаться 7—8 дней, исчезать на несколько месяцев, на год и больше. Лишь постепенно устанавливается регулярный цикл. У мальчиков на этой стадии полного развития достигает сперматогенез.

В период полового созревания, особенно на II—III стадии, когда резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы — ведущего звена эндокринной регуляции, все физиологические функции претерпевают значительные изменения.

За интенсивным  ростом костного скелета и мышечной системы у подростков не всегда поспевает развитие внутренних органов — сердца, легких, желудочно-кишечного тракта. Сердце опережает в росте кровеносные сосуды, вследствие чего кровяное давление повышается и затрудняет, прежде всего, работу самого сердца. В то же время бурная перестройка всего организма, происходящая в период полового созревания, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к сердцу. А недостаточная работа сердца («юношеское 'сердце») приводит нередко к головокружениям, посинению и похолоданию конечностей у мальчиков и девочек. Отсюда и головные боли, и быстрая утомляемость, и периодические приступы вялости; нередко у подростков наблюдается обморочное состояние из-за спазмов мозговых сосудов. С окончанием периода полового созревания эти нарушения обычно исчезают бесследно.

Существенные  изменения на этом этапе развития в связи  активацией гипоталамуса претерпевают функции центральной Нервной системы . Изменяется эмоциональная сфера. эмоции подростков подвижны, изменчивы, противоречивы: повышенная чувствительность нередко сочетается с черствостью, застенчивость— с нарочитой развязностью, проявляются чрезмерный критицизм и нетерпимость к родительской опеке. В этот период иногда наблюдаются снижение работоспособности, невротические реакции, раздражимость, плаксивость (особенно у девочек в период менструации).

11.Заключение.

В периодах развития до достижения зрелого возрасти, наиболее интенсивно развивается, человек растет и в этих периодах родителям следует особо пристально наблюдать за своими детьми, если не принимать нужных мер в эти периоды то последствия окажутся неприятными, как для самого ребенка, так и для его родителей. Самые трудные для родителей периоды- это «новорожденный»,«грудной» и «подростковый».

В первые два  периода организм только становится. И не известно как будет развиваться  организм- ведь он еще ослаблен и не готов к жизни.

В «подростковый» интенсивно формируется личность подростка, возникает чувство взросления, изменяются отношения к представителям противоположного пола.

В переходный период детям нужно особенно чуткое отношение  родителей и педагогов. Не следует специально привлекать внимание подростков к сложным изменениям в их организме, психике, однако разъяснить закономерность и биологический смысл этих изменений необходимо. Искусство воспитателя в этих случаях заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переключали внимание детей на различные и многообразные виды деятельности, отвлекали их от сексуальных переживаний. Это прежде всего повышение требований к учению, труду и поведению школьников.

Информация о работе Морфофункциональная характеристика детского организма в разные возрастные периоды жизни